Свами Вишнудевананда Гири
Книга создана по материалам лекций Мастера
«Источник сознания»
Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара
ЧАСТЬ 2 МЕДИТАЦИЯ АТМА-ВИЧАРА
Сядьте, выпрямив спину, сконцентрируйтесь на внутреннем чувстве «я».
Чтобы вызвать его, задайте себе вопрос: «Кто я?» Задав вопрос, старайтесь почувствовать тонкую вибрацию внутри вашего сознания. Она называется ахам-вритти. Держитесь ее, не отвлекаясь ни на что. Длительная практика удерживания ахам-вритти, т.е. внутреннего чувства «я», приводит к связи со сверхподсознанием.
Когда придут посторонние мысли, вы не должны захватываться ими, спрашивая себя: «Кто это думает?» Если у вас возникнут образы, вы также должны задавать себе вопрос: «Кто наблюдает эти образы?» Задав вопрос, вы получите ответ: «я». Получив ответ, вам необходимо спросить: «А кто я?», снова возвратившись к изначальной вибрации ахам-вритти.
Старайтесь не думать «кто я?» или «я» на уровне мыслей, а осознавать «я» без мыслей. Это самый важный момент в медитации.
При правильном выполнении атма-вичары вы испытаете изменение сознания, давление в макушке головы или свет.
Вритти – это модификации ума, т.е. движения вашего сознания. Они возникают из-за ваших ложных отождествлений с внешними объектами. Из них ахам-вритти, то есть «я-мысль» – самая главная, связана с Абсолютным сознанием или Брахманом. Держитесь ее, пока не придут посторонние мысли.
Затем начните процесс снова. Углубляйте это состояние.
УРОВНИ ПОГРУЖЕНИЯ В ВЫСШЕЕ «Я»
В Атма-вичаре есть пять основных уровней:
Первый уровень
Это жесткая концентрация на «я», удерживание ахам-вритти. Это сродни концентрации на точке или пламени свечи в Раджа-йоге, только здесь вы концентрируетесь на самом тонком, самом нефиксированном из объектов – на ахам-вритти. Вы жестко удерживаете сознание на чувстве «я» и предельно на нем концентрируетесь.
Когда вы доходите до первой или второй дхьяны, возникает сильное чувство отрешения, понимание страданий от составляющих личность чувств, восприятий, мыслей и т.д., понимание непостоянства или понимание, что все грубые объекты забирают ясность вашего осознавания. Тогда у вас возникает сильная тенденция идти по пути отрешения от мира и желание не думать, не говорить, не чувствовать это тело, не видеть зрительные объекты, не слышать, не ходить, только пребывать в этом состоянии концентрации. Это говорит о том, что нужная концентрация на ахам-вритти достигнута.
Конечно, это не является высоким уровнем. На этой ступени вы можете испытать различные виды астрального самадхи, или ваш сон может сократиться так, что вы сможете медитировать всю ночь. Это действительно становится легко. Вы даже удивитесь: вроде бы долгое время был в тамасе, не мог осознавать себя, трудно было медитировать, а затем, вдруг, такие изменения.
Это происходит потому, что сознание перемещается в Сахасрара-чакру, и у вас появляется много энергии. Тело становится легким, и вы можете совершать чудеса медитации, подобно древним риши. Вы на самом деле становитесь медитатором высокого уровня.
Сейчас вы можете видеть, что даже двадцать минут медитации доставляют вам большие проблемы: ноги болят, ум мечется. Но если достичь состояния подступающей концентрации, а из нее – первой дхьяны, медитация становится для вас естественным состоянием. Возникают сильное отрешение и цепляние за этот опыт – это тенденция пути отречения от мира. Но это не совсем правильно. Это всего лишь одна из ступеней. Цепляние за что-то во время практики – это тупик.
Второй уровень
Мы подбираемся к чит-джада-грантхи. Чит-джада-грантхи – это то, что составляет наше ложное эго. Вначале мы просто концентрировались на чувстве «я», или ахам-вритти. Здесь наступает нечто наподобие самоосознания себя. В суфизме есть практика самовспоминания. Ее как раз можно соотнести со второй ступенью атма-вичары.
Здесь вы непрерывно себя осознаете. Это уже не просто концентрация на «я» (на «я-мысли» или ахам-вритти), но это глубокое внутреннее самоосознавание, которое вы осторожно несете, боясь расплескать, словно сосуд, наполненный водой. Что бы вы ни делали, во время ходьбы, еды или разговора, – все время удерживается самоосознавание.
Это не просто ментальное чувство «я», как в первом случае, а глубокий вид внутреннего самоосознавания. На этом уровне с нашей личностью происходят изменения: наш сформированный опыт начинает разрушаться, различение начинает уходить, мы понимаем, что раньше были бессознательными и разотождествляемся со своей ложной личностью. Наш эгоизм уходит, и мы понимаем, что все, что не является самоосознаванием, – ничего не стоит, что это минус, это загрязненные данные, это плохая карма.
Тогда мы начинаем очень сильно дорожить самоосознаванием. Это становится для нас самым ценным в жизни. Мы понимаем: что бы с нами ни происходило, нет другого выхода, кроме как просто держаться этого самоосознавания. Это самое главное. Вы не хотите больше упускать его. Вы хотите удержать его любой ценой.
На этой ступени наконец-то проясняется ценность Просветления и подлинный смысл практики. Вы ее чувствуете всем своим существом, чувствуете, что такое ясность сознания, что такое Абсолютное сознание, насколько это высокое состояние. Вы понимаете, что это самое ценное, чем мы вообще можем обладать. Вы видите, что личность – это просто нечто наложенное на это осознавание.
На этой ступени начинает разрушаться наше ложное эго. Наше представление о самом себе изменяется, открывая совершенно другое измерение осознавания и восприятия себя как личности. Мы уже не можем воспринимать себя, а воспринимаем только сознание.
Хотя на первой ступени у вас была сильная концентрация, здесь, наоборот, будут чередоваться моменты бессознательности с моментами ясного сознания. Вы как бы выпадаете из этого состояния, а затем снова в него входите.
Когда вы выходите из него – это приносит страдания из-за того, что возникает прерывание сознания, ясности. А когда осознанность удерживается, возникает чувство ясности, отрешенности и беспредельной приверженности истине.
Наконец, когда чит-джада-грантхи пройден, вы преодолеваете множество ложных представлений. Уходят привязанности, вы отрешаетесь от всех данных, которые составляли вашу прежнюю личность, от биографии. С монахами это происходит естественно, потому что монахи уже отрешились от данных мирской биографии.
Если вы практикующие миряне, то ваши старые идеи начинают сильно ломаться. Вы понимаете, что ничто в этом мире не приносит удовлетворения. Тогда возникает вопрос: что я здесь делаю? Другие люди иллюзорны, ваши отношения с ними фальшивы, все разговоры и мысли – бессмысленны, жизнь в сансаре не является путем, который способствует осознаванию.
У человека возникает желание уйти, убежать от этого. Перестать быть фальшивым и продолжать осознавать. Все привязанности начинают сами опадать, как сухие листья с дерева.
На этом уровне вы проходите узел, который называется чит-джада-грантхи, или чувство «я» – отождествление с ложным эго. Это узел, который является сочленением Брахмана, т.е. Абсолютного сознания, с физическим телом.
(продолжение следует)