Постчеловек — гипотетический образ будущего человека, который значительно отличается от привычного человеческого облика в результате использования передовых технологий: информатики, биотехнологии, медицины и так далее.
Фридрих Ницше также повлиял на понятие постчеловек (сверхчеловек).
Средства, которые трансгуманисты собираются использовать для превращения в постлюдей включают: молекулярную нанотехнологию, генную инженерию, искусственный интеллект (некоторые считают, что искусственные интеллекты станут первыми постлюдьми), лекарства для изменения настроения, терапию против старения, нейроинтерфейс, программы для управления информацией, лекарства для улучшения памяти, носимые и вживляемые компьютеры, экономические изобретения (такие как фьючерсы на идеи, совместная обработка информации, и т. д.), и когнитивные технологии.
В критической теории постчеловек является существом, которое представляет или пытается переосмыслить человека. Это объект постгуманической критики, который критически ставит под вопрос гуманизм, отрасль гуманистической философии, которая утверждает, что человеческая природа является универсальной, из которой возникает человек; человеческая природа является автономной, рациональной, способной к свободной воле и унифицированной сама по себе как вершина существования. Таким образом, постчеловеческая позиция признает несовершенство и разобщенность внутри себя и понимает мир через перспективы, стремясь сохранить интеллектуальную строгость и преданность объективным наблюдениям. Ключом к этой постчеловеческой практике является способность плавно менять перспективы. У постчеловека, для критических теоретиков субъекта, возникает скорее онтология, чем стабильная; другими словами, постчеловек не является особой, определенной личностью, а скорее тем, кто может «стать» или воплотить разные личности и понять мир из множества разных перспектив.
Критические вопросы, окружающие постгуманизм, не являются однородными, но на самом деле представляют собой ряд часто противоречивых идей, причем один из главных авторов, связанный с постгуманизмом, Мануэль де Ланда, осуждает термин постчеловек как «очень глупый».
Постчеловек является примерно синонимом «киборга» Манифеста Киборгов Донны Харавей. Концепция Хавауэра о киборге – это ироничный подход к традиционным концепциям киборга, который инвертирует традиционный троп киборга, присутствие которого ставит под сомнение значительную линию между людьми и роботами. Киборг Харавей во многом является «бета-версией» постчеловека, так как ее теория киборгов побудила этот вопрос заняться критической теорией. Следуя Харавей, Хейлз, чья работа основывает большую часть критического постчеловеческого дискурса, утверждает, что либеральный гуманизм, который отделяет ум от тела и, таким образом, изображает тело как «оболочку» или средство для разума, становится все более сложным в конца 20-го и 21-го веков, поскольку информационные технологии ставят под вопрос человеческий организм. Хейлс утверждает, что мы должны осознавать прогресс в области информационных технологий, понимая информацию как «бестелесный», то есть нечто, которое не может коренным образом заменить человеческий организм, но может быть включено только в него и в практику человеческой жизни.
По мнению трансгуманистических мыслителей, постчеловек является гипотетическим будущим, «чьи основные возможности настолько радикально превосходят те из нынешних людей, что мы уже не будем однозначно придерживаться наших нынешних стандартов». Постюмы в основном сосредоточены на кибернетике, постчеловеческом следствии и взаимосвязи с цифровыми технологиями. Акцент делается на системах. Трансгуманизм не фокусируется ни на одном из них. Вместо этого трансгуманизм фокусируется на модификации человеческого вида через любую новую науку, включая генную инженерию, цифровые технологии и биоинженерию.
Постлюди могут быть полностью синтетическими искусственными интеллектами или симбиозом человеческого и искусственного интеллекта, или загруженными сознаниями, или результатом создания множества небольших, но кумулятивно глубоких технологических дополнений для биологического человека, то есть киборга. Некоторые примеры последних – это перепроектирование человеческого организма с использованием передовых нанотехнологий или радикального усовершенствования с использованием некоторой комбинации технологий, таких как генная инженерия, психофармакология, методы продления жизни, нейронные интерфейсы, расширенные инструменты управления информацией, препараты для улучшения памяти, носимые или имплантированные компьютеры и когнитивные методы.
С популяризацией понятия эволюции в 1859 пришло понимание, что человек, возможно, не вершина развития живых существ, а промежуточное звено. Ницше так выразил эту мысль: как от обезьяны произошел человек, так из человека должен произойти сверхчеловек. Человек эволюционирует значительно медленнее, чем приспосабливает к своим расширяющимся и усложняющимся потребностям окружающую среду при помощи технологии. Однако трактуемое абстрактно-механически отношение человека, понимаемого как животное, и природы сформировало обезличенный образ киборга, измеряемый не только и не столько протезами, искусственной кожей и металлическим каркасом, сколько программируемостью и заменяемостью. Подобная, лишенная социального содержания понятия «человек» проекция киборга — получила название «постчеловек». Первоначально термин введен трансгуманистами в 1999 и воспринимался в западной массовой культуре позитивно.