(продолжение)
Интервьюер:
Этот вопрос поднимался, но мне хотелось бы к нему вернутся. Шанкарачарья описывается в книгах как основатель Адвайта Веданты, последователи которого медитируют на “безличный Брахман”, поэтому критики называют их “имперсоналистами”. Гаудия-вайшнавы говорят, что последователи Шанкары — «майявади, которые хотят раствориться в Абсолюте», в отличие от людей, которые поклоняются конкретным формам Бога. Но мы видим, что в реальности все традиции орденов дашанами саньясы связаны с поклонением личным образам Бога — Шиве, Даттатрейе, Вишну…
Рампури Баба:
И также поклонялся Ади Шанкара.
Интервьюер:
А кто же тогда поклонялся “безличному Брахме”, хотел “вынести Богов из храмов”, кто реальный последователь Адвайты в подобном понимании?
Рампури Баба:
Основной текст Адвайты — комментарии Шанкары на Брахма-сутру. Современные адвайтисты часто считают, что любой может взять основной текст, и интерпретировать его, как ему хочется. Но это отличается от устной традиции. В Индии интерпретацию дает учитель из данной традиции. Нельзя решить, что ты “снял сливки” и сказать, “это и есть сущность молока, а само молоко мы отбросим, как более низкую субстанцию”. Тогда теряется смысл.
Посмотрите на жизнь Ади Шанкары. Он не профессор в университете, он ничего не записывал. Он сидел возле дхуни, бродил по Индии. Люди ходили за ним, искали его благословения, ожидали чуда. Иногда он говорил что-то интересное, и его ученики запоминали это. В то время все тексты пелись, были в рифму, и ученики запоминали их. Потом они бродили по стране и разносили их. Вы знаете, какова была одна из самых интересных миссий Ади Шанкары? Он находил по всей Индии места силы Богини Матери о отмечал их. Он следовал традиции Шри Видья, которая также связана с Богиней, Лалитой Трипурасундари. И возле многих храмов Даттатрейи — есть храмы Махалакшми или другой формы Богини. Интересно, что нага-баба, обнаженный человек, обмазанный пеплом, у которого ничего материального нет, может дать благословление для процветания. Потому, что он связан с Матерью. Его тело как контакт, он не дает с помощью своих благославений просветления или шактипат (передачу духовной силы), он дает процветание, которое есть синоним Матери-Земли, здоровье, благополучие, улучшение жизни.Ади Шанкара, хотя он придерживался немного другого стиля, нежели нага-баба, также искал и основывал Шакти-Питхи — места излучения благославления Матери Земли. Вот на что он тратил свою недолгую земную жизнь, а он знал, сколько проживет.
Я встречал профессоров, знатоков философии Ади Шанкары, в университетах США. По – моему, они самое главное пропустили. У них не было никакого представления, кто этот человек был и чем в действительности занимался. А ведь отражение его жизни и сейчас можно видеть в баба. Это не связано с ментальной мастурбацией академиков. Они мне рассказывали о превосходстве философии Ади Шанкары над другими религиозными традициями, подкрепляя это цитатами, но я, будучи в самом сердце дашанами-саньясы, за много лет общения с садху и саньясинами — такого никогда не слышал. По моему мнению, как “демонизация” Адвайты со стороны некоторых вайшнавов, так и пафос академических адвайтистов — оба явления очень христианские по духу, с идеей что «мой Бог истинный, а твой ложный или в лучшем случае слабый отблеск истинного». Это больше работает на взращивание эго авторов подобных концепций.
Интервьюер:
Мы видели фотографии садху, выполняющих жестокие аскезы — некоторые много лет подряд держат руку поднятой, так, что она высыхает. Некоторые дают обет никогда не спать лежа, или не покидать одного места много лет; нага-баба прокалывают гениталии, наматывают пенис на палку. Для чего они столь сурово обходятся со своим телом? Это способ достичь самадхи или они стремятся приобрести сиддхи такими аскезами? Ведь в хатха-йоге, например, считается что тело — это храм Бога и его нельзя разрушать.
Рампури Баба:
Мы не хотим разрушать тело, поскольку это храм, но и не хотим превращать его из храма в офис. Я думаю, что аскеза, тапас – это часть йоги, как связи с Богом. В большинстве случаев, если человек не страдает, он не может обрести мудрость.
Есть связь между страданием и мудростью. Йогин должен совершать какое-либо жертвоприношение. Кто-то жертвует свой гнев, кто-то жертвует медитацию в пещере, на снегу, 12 лет. Тапас происходит от слова “жар”. Мы хотим сжечь все загрязнения и глупости за одну жизнь.
Этого не достичь просто пением и хлопаньем в ладоши. Подчас надо очень тяжело работать. Но ради магических сил люди тоже иногда совершают аскезы. Также и многие демоны выполняли аскезы — вы читали историю Раваны, который своими чудовищно экстремальными аскезами добился расположения Богов и они даровали ему бессмертие, он просил защиту от всех существ, кроме человека, которого считал столь ничтожным, что не боялся. В итоге Вишну принял человеческое воплощение как Рама, чтобы убить его. Это тоже результат аскезы.
Интервьюер:
Это асурический тип аскезы, когда ты что-то сильно хочешь, и ты садишься и делаешь, либо смерть, либо результат. Какова разница между саттвической и раджасической аскезой, когда разрушается тело? На прошлой Кумбха меле я встречал некоторых очень сильных нага-баба, чувствовалось, что у них огромная сила воли, но в то же время не было ощущения саттвы, чистоты, от них не ожидаешь помощи. Скорее понимаешь, что они могут легко проклясть тебя, если разгневаются, или контролировать твой ум, чтобы сделать тебя учеником.
Рампури Баба:
Трудно так сразу по внешним признакам определить, кто саттвичен, кто тамасичен. Если кто-то предается аскезе, как его может судить не имеющий такого опыта? Когда садху практикует аскезу, он обретает силу. И эта сила дает ему возможность передавать традицию через время, с помощью своих учеников. Если Гуру не страдал, если не шел на риск, если он слабый, что ему делать с учениками? Какой тип тапасьи кому подходит – это очень индивидуально. Кому-то нужна и жестокая аскеза. Когда я езжу с лекциями по миру, один из самых распространенных вопросов: “какие практики вы выполняете?”.
Мой Гуруджи, Хари Пури Баба, знал, например практики хатха-йоги, разные очистительные процедуры он выполнял во время утреннего омовения, в дополнение к чистке зубов. Но это не было важной частью его духовной практики. Тогда была война с Китаем, в 1961 г., на границе Индии и Китая. Гуруджи сказал, что многие китайцы занимаются своей хатха-йогой, там есть и работа с энергией и т.п., но это сделало их просто более эффективными убийцами.
Наша же практика очень проста и сложна одновременно — воспринимать каждого, как проявление природы, Богини Матери. Каждую клеточку Вселенной вы уважаете и поклоняетесь ей как Матери. И когда человеку плохо, жизнь разваливается, болеют дети или корова, он приходит к вам за благословением, потому что если вы реальный баба, нет больше разницы между вами и Матерью. Вы дотрагиваетесь до просящего, и его жизнь становится лучше.
Интервьюер:
То есть вы жертвуете себя обществу, чтобы помогать всем?
Рампури Баба:
Да, абсолютно точно. Как цветок розы жертвует себя Вселенной. Баба в нашей традиции не закладывает ноги за голову и не стоит на голове. Он дает благословения. Все, что вы делаете, аскезы и ритуалы, не для собственной важности, а для людей, у которых больше нет другой надежды, а вы даете им немного волшебства.
Интервьюер:
Можно взять с собой фотоаппарат на Кумбха Мелу? Может стоит снимать тайно?
Рампури Баба:
Вы можете взять камеру, но не стоит снимать тайно. Будьте благородными – сначала спросите разрешения, а потом снимайте. Я проведу вас по Джуна Акхаре. Но вообще гораздо лучше смотреть на такие вещи двумя своими глазами, нежели одним искусственным. Часто люди спешат “щелкнуть” то, чего они даже не понимают. Лучше порой оставить камеру в безопасном месте и побродить недельку, просто глядя глазами на мир.
(продолжение следует)
Источник: https://vk.com/@rampuri-baba