Свами Вишнудевананда Гири
Книга создана по материалам лекций Мастера
«Источник сознания»
Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара
ВТОРАЯ ДХЬЯНА
В ходе концентрации однонаправленность становится все более и более интенсивной путем исключения факторов, мешающих Дхьяне.
Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»
Когда у вас начинаются состояния восторга или блаженства, вы должны оставить их одно за другим, рассматривая их как ничего не значащие.
Самое ценное из этих состояний — это однонаправленность. Однонаправленность — это состояние, которое непрерывно устремлено на объект своей концентрации.
Дальнейшее повышение интенсивности однонаправленности после достижения первой Дхьяны требует исключения как начального, так и повторного возвращения внимания к объекту концентрации.
Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»
До этого ваше сознание могло как усиливать притяжение к объекту, так и ослаблять. Теперь же однонаправленность усилилась. Это означает, что ваше сознание ровно, не прерываясь, длительное время удерживает объект концентрации. В сутрах это описано как непрерывно льющаяся струя масла. Вот таким должно быть ваше однонаправленное сознание.
«Практикующий входит в первую Дхьяну путем фокусирования внимания на основном объекте концетрации. Но затем он освобождает свой ум от всех мыслей об этом объекте и вместо этого обращает свой ум к восторгу, блаженству и однонаправленности. Теперь ум практикующего полностью свободен от всех выразимых словами мыслей, и даже от мыслей о главном объекте концентрации. Остается только отраженный образ этого объекта, как фокус однонаправленности.
Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»
На самом деле достижение даже первой дхьяны — это очень великая вещь. Говорится, что йогин, достигший первой дхьяны, перерождается на небесах Брахмы-творца. Это святые небеса низшего уровня.
ТРЕТЬЯ ДХЬЯНА
В третьей дхьяне чувства блаженства и восторга исчезают.
Практикующий овладевает второй Дхьяной точно так же, как он овладел первой, чтобы идти еще глубже. Затем, после выхода за пределы второй Дхьяны, он видит, что восторг – форма возбуждения – более груб, чем блаженство и однонаправленность. Тогда он снова созерцает основной объект концентрации, и сначала оставляет мысли об объекте, а потом о восторге; так он достигает третьего уровня Дхьяны.
Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»
Когда вы концентрируетесь, у вас возникнет такое ощущение, словно ваше сознание становится коротким. Представьте, что во время концентрации ваше сознание — это некий луч, который выходит и цепляет объект концентрации. Длина его, созданная силой различения, — это поверхностное сознание. В процессе медитации этот луч сознания укорачивается, и чем короче он становится, тем ближе вы подходите к высшему «Я». Он укорачивается непрестанным созерцанием и концентрацией на объекте.
На третьем уровне растворения есть невозмутимость даже по отношению к высочайшему восторгу.
Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»
В третьей дхьяне вы чувствуете, что вся вселенная, все три мира сансары, вы сами и вся ваша жизнь заключаются вот в этой точке. Вы настолько отождествляетесь с объектом концентрации, причем на очень тонком уровне, что вы иногда сами не можете сказать, где точка, а где вы. Существуют практики, например, концентрация на свечу, когда нужно дойти до такого уровня концентрации, что можешь увидеть свое физическое тело с позиции свечи. Другими словами, концентрируешься, затем смотришь на себя, сидящего напротив, который концентрируется на свечу. Это означает, что астральное тело выходит во время самадхи и может созерцать физическое тело. Это достигается примерно на второй-третьей дхьяне.
Эта Дхьяна очень тонка, и без этой вновь возникшей невозмутимости ум был бы отброшен назад к восторгу. Если он остается на этом третьем уровне Дхьяны, то чрезвычайно приятное чувство блаженства переполняет медитирующего, а затем растекается по его телу. Благодаря тому, что на этом уровне блаженство сопровождается невозмутимостью, ум практикующего направлен на одно, только на эти тонкие аспекты Дхьяны, и не скатывается обратно к грубому восторгу. Овладевая третьей Дхьяной, так же, как он это сделал с предыдущими, практикующий может двигаться дальше, если он убеждается, что блаженство более беспокойно, чем однонаправленность и невозмутимость
Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»
На этой ступени вы видите, что блаженство и восторг — это грубые состояния, и у вас возникает желание поддерживать только состояние однонаправленности и невозмутимости. Невозмутимость — это такое тонкое состояние отрешения, когда вам не хочется ничего, кроме пребывания в этом состоянии. На третьей дхьяне начинается самадхи. Между третьей и четвертой дхьянами вам необходимо заботиться о своей позе. Если вы будете часто менять ноги или в момент глубокой третьей дхьяны поменяете ноги, вы не сможете достичь самадхи. Наоборот, неподвижная поза — это условие, когда вы часто сможете испытывать самадхи. У вас будет останавливаться дыхание и не будет ощущаться работа сердца, либо сердцебиение будет очень замедленное.
Говорится, что своим ученикам Будда Шакьямуни рекомендовал много ходить, поскольку в дхьяне они потребляли очень мало кислорода, и у них процессы обмена были не такими, как у обычных людей.
ЧЕТВЕРТАЯ ДХЬЯНА
Чтобы проникнуть еще глубже, практикующий должен оставить все формы умственного удовольствия. Он должен отказаться от всех тех ментальных состояний, которые могут воспрепятствовать более полному спокойствию, даже от блаженства и от восторга. С полным прекращением блаженства однонаправленность и невозмутимость набирают полную силу. В четвертой Дхьяне чувство телесного удовольствия полностью оставляется; чувство же физической боли исчезло еще в первой Дхьяне. Нет ни одного ощущения, ни одной мысли.
Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»
На этом уровне отсутствуют не только мысли, но также исчезают и все ваши ощущения. Четвертая дхьяна — это очень глубокое состояние, его очень трудно выразить. Это уровень тончайшего сознания.
Во время третьей-четвертой дхьяны у вас могут быть вспышки ясности. Проницательность вашего сознания становится непостижимой. Это и есть сознание богов мира святых небес. На этом уровне у вас возникает большой соблазн. К вам могут приходить прозрения одно за другим. Вы внезапно понимаете структуру достижения или появляются глобальные мысли о спасении. Эти прозрения могут шокировать вас своей ясностью, и вы можете поддаться им и утратить состояние третьей-четвертой дхьяны, начать думать. Ни в коем случае этого не делайте! Но если уж эти прозрения вам не дают покоя, отвлекитесь на некоторое время, запишите их на бумаге, чтобы потом подумать, и продолжайте концентрацию. Это могут быть очень глубокие прозрения в отношении всего.
На этом четвертом уровне дыхание настолько спокойно, что он не может ощутить ни одного движения.
Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»
(продолжение следует)