ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. И Е.И. РЕРИХ (НОЯБРЬ’ 23)

ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. и Е.И. РЕРИХ

А.И. Андреев

                                                                                                                                                        

(продолжение)

СПИРИТИЗМ И МАХАТМЫ

После Октябрьской революции Рерихи оказались в эмиграции.Трудности жизни на чужбине в вечном поиске хлеба насущного, однако, не прервали их духовных поисков, которые сохранили свои прежние ориентиры —спиритизм, теософия, Индия.

В Лондоне, куда Рерихи переселились из Скандинавии в конце 1919 г., они возобновили занятия спиритизмом. Для участия в спиритических сеансах приглашали своих лондонских знакомых из среды русских эмигрантов. Особенно тесно Рерихи сошлись с выходцем из Латвии Владимиром Анатольевичем Шибаевым. Шибаев оказался весьма полезным человеком — он был сильным медиумом, имел связи с руководителями лондонского отделения Теософского общества и к тому же поддерживал дружеские отношения со многими представителями местной индийской диаспоры. (Именно он устроит встречу Рерихов с Р. Тагором.) Впоследствии Шибаев подробно опишет свой первый спиритический сеанс вместе с Рерихами в небольшом эссе 38.

Во время одного из сеансов Н. К. Рерих нарисовал автоматическим письмом (т. е. бессознательно) портрет их руководителя из потустороннего мира, духа по имени Аллал-Минг. Столоверчение в доме Рерихов нередко сопровождалось побочными явлениями, наподобие полтергейста, а также причудливыми коллективными галлюцинациями. Вот как рассказывает об этом — со слов Е. Рерих — З. Г. Фосдик:

«На головы сидящих падал дождь спичек, монеты, носовые платки, по комнате летали металлические предметы, никогда никого не зацепляя и не причиняя вреда, ковры срывались с места и летали над головами, столик, без прикосновения к нему, сам двигался, всем были даны монеты-талисманы. Сидели они (Рерихи. — А. А.) с утра до вечера, до поздней ночи, давалось дивное Учение, рисунки, в общем, было проявление громадной силы. Был у них один сильный сеанс, где им были продемонстрированы разные животные. Они все сидели на диване, в темноте, и слышали, как по комнате прошла собака и била хвостом по полу, прогалопировала лошадь, прошел слон и хоботом дотронулся до шкафа, прошла корова, летали птицы и царапали клювами о вещи, все звуки были поразительно отчетливы» 39.

Однако главное событие лондонского периода, имевшее, без преувеличения, судьбоносное значение для Рерихов, — это «встреча» Е. И. с махатмами 24 марта 1920 г., во время прогулки по Гайд-парку. Заметив в толпе гуляющих двух индусов в военной форме, которые слегка улыбнулись ей, Е. Рерих тут же решила, что они — махатмы, специально приехавшие к ней в Лондон. З. Г. Фосдик (опять же со слов Е. И.) так рассказывает об этом в своем дневнике: «… Когда толпа расступилась, и она увидела Их, и поразилась открытой улыбкой ей М. К.Х. (Махатма Кут Хуми. — А. А.), и даже обиделась на это. Придя домой, сказала, что, по ее мнению, — это Учителя, ибо они такие необыкновенные, но над ней дома смеялись» 40.

Чуть более подробное описание этой встречи мы находим в очерке З. Г. Фосдик «Из воспоминаний»: «… Громадная толпа, в которой они шли, как бы совершенно исчезла (влияние Их ауры), она (Е. Рерих) тогда была возмущена, что Они на нее упорно смотрели, ибо индусы обыкновенно никогда не поднимают глаз на женщину. А они на нее все время смотрели, и М. К.Х. даже как будто наклонился к ней, желая заговорить, когда она подходила. Она очень сухо посмотрела и прошла мимо и потом даже не оглянулась» 41.

Этот рассказ Фосдик — единственное сохранившееся свидетельство о мнимой лондонской встрече Е. Рерих с махатмами. Мнимой — потому что в действительности у нее не было контактов с теми, кого она приняла за махатм. Не случайно, что близкие Е. И. (муж и сыновья) подняли ее на смех — ведь она фактически повторила рассказ Блаватской о своей встрече в Гайд-парке с теми же самыми махатмами, только годами ранее (!).

Надо сказать, что и сама Е. И. долгое время сомневалась, что встретившиеся ей в Гайд-парке индусы — это именно махатмы Мория и Кут Хуми. Дважды (20 и 29 мая 1921) во время спиритических сеансов, уже в Нью-Йорке, она спрашивала духа Аллал-Минга, кто он — Мория или Кут Хуми, но лукавый дух прямого ответа не давал, отвечая уклончиво: «Сердце подскажет». А 28 июня тот же Аллал-Минг даже бросил Е. И. упрек в том, что она «не заметила явления Учителей в Лондоне», которые подошли к ней на Пасхе 42. Но подобные противоречия в записях «посланий Учителей» Е. Рерих — не редкость.

Существует и другая версия события, принадлежащая уже упоминавшемуся нами рериховеду Л. В. Шапошниковой. Елена Рерих встретилась с махатмами не в самом Гайд-парке, а у его ворот. У Мории были поразительные глаза, которые буквально притягивали к себе, — глаза «подвижников и святых». Елене Ивановне показалось даже, что она уже где-то видела этого человека: «Она замедлила шаг и остановилась. Офицер шагнул ей навстречу, и только тогда она заметила его спутника. Оба Учителя приветствовали Елену Ивановну. Беседа состоялась тут же у ворот парка. Ей показалось, что улица опустела, и шумная толпа у ворот Гайд-парка рассеялась. Именно тогда Елена Ивановна получила ряд советов в связи с предстоящей поездкой Рерихов в Индию. Прогнозы Учителя были точны и в какой-то мере походили на предсказания. Все они сбылись»43.

Версия Л. В. Шапошниковой, как можно видеть, не только сильно беллетризирована, но и дополнена новым фактом, отсутствующим в «первоисточнике», — махатмы заговаривают с Е. Рерих и дают ей советы. Однако, если взглянуть на рассказ самой Е. И. в первоначальной версии З. Фосдик трезво и беспристрастно, то он никак не может считаться достоверным свидетельством. Даже если Е. Рерих действительно видела в Гайд-парке каких-то двух необыкновенных индусов, из этого никак не следует, что индусы эти были именно гималайскими махатмами.

Здесь надо сказать, что у Е. Рерих, еще до встречи с махатмами, вновь начались мистические видения, галлюцинации. Так, в ноябре 1919 г. она видела Красного Вестника — огненно-красного Архангела «на столбах света со свитком в руке и большим золотым ключом у пояса» 44. После встречи видения становятся постоянными и более интенсивными и сопровождаются различными световыми или «огненными» эффектами (звезды, вспышки пламени и т. д.). Это то, что Е. И. называет «огнями».

 З. Г. Фосдик записала в своем дневнике следующий ее рассказ: «[Е. И.] рассказывала, что огни начались у нее еще в Лондоне в 1919 или 1920 году. Что она видела вечером, ложась в постель определенные формы в виде конуса, пламя. Вначале она и ее близкие думали, что она видит отражение пламени камина, но, поскольку это повторялось каждый день, то поняли, что это что-то другое. Затем у нее начались изумительные видения, материализации, видения ликов, Учителя в профиль» 45.

В более ранней записи З. Г. Фосдик описывает со слов Е. И. различные манифестации духов в лондонском доме Рерихов — она и ее близкие начали видеть повсюду на стенах «большие, глубокие глаза» (это глаза махатмы Мории, определила Е. И.), по квартире стали раздаваться стуки, как это обычно бывает при полтергейсте. «Сила была тогда накоплена поразительная, так что иногда им было велено сидеть в темноте спокойно и не зажигать света, а перед ними стол, на котором никто рук не держал, сам двигался, ходил и стучал. Они задавали вопросы ночью, когда уже лежали в постелях, и им отвечали стуками, и так они могли долго вести беседу» 46.

«Явление» махатм в Гайд-парке, по-видимому, окончательно и бесповоротно убедило Рерихов в том, что учение Блаватской истинно, поскольку ее учителя Мория и Кут Хуми — реальные существа. 6 июля 1920 г. супруги вступили в лондонское отделение Теософского общества, при этом их дипломы были подписаны собственноручно Г. Бейли Уивером (главой этого отделения) и Анни Безант (президентом ТО в Адьяре).

 Современные рериховеды, впрочем, считают, что Рерихи установили контакт с махатмами гораздо раньше, еще в 1917 г., свидетельством чему является очерк Н. К. «Единство». В этом очерке (в дополнительном отрывке) мы читаем: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни и истинное творчество, и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием» 47.

Возможно, что, говоря об Учителях Индии, Н. Рерих действительно имел в виду гималайских махатм, о существовании которых, как уже говорилось, Рерихи впервые узнали в Петербурге от доктора К. Н. Рябинина и из книг теософов. В приведенной выше цитате, однако, отсутствует какое-либо указание на прямые контакты Н. К. и Е. И.

 с махатмами Морией и Кут Хуми (будь то во время спиритических сеансов или видений). Если бы такие контакты имели место в 1917 году или ранее, то Рерихи не преминули бы рассказать о них в своих застольных беседах с учениками. Тем более что Е. И. много и подробно рассказывала З. Г. Фосдик и особенно Э. Лихтман о своем прошлом и об Учителях. В письмах же Н. К. к жене петербургского периода (хранятся в рукописном отделе Третьяковской галереи) нет ни слова о махатмах.

Находясь в Англии, Рерихи приняли решение уехать в Индию — по приглашению теософа Б. П. Вадьи. О такой поездке, как мы помним, они мечтали еще в Петербурге, перед началом войны. После знакомства с трудами теософов, и особенно после «явления махатм» в Гайдпарке, тяга Рерихов к Индии, к Гималаям, заметно усилилась. Индия все более рисовалась Рерихам колыбелью европейской культуры и в то же время главным очагом древних эзотерических знаний. Здесь сошлись пути Будды и Христа, ибо Христос, согласно оккультной легенде, популяризированной в конце XIX века Н. Нотовичем, обучался в Гималаях у индийских учителей. Рерихи хотели, прежде всего, проехать по священным буддийским местам Индии (Сарнатх, Бодх-Гайя, Раджагриха), а также посетить Адьяр, где находилась штаб-квартира Теософского общества. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться. Рериху неожиданно поступило предложение от директора Чикагского института искусств и члена ТО Роберта Харша — устроить серию персональных выставок в крупных городах Соединенных Штатов. В результате вместо Индии супруги отправились в Америку.

В Америке Рерихи проведут около трех лет — с конца 1920 по май 1923 г. Этот период станет очень важным этапом в их оккультно-мистических исканиях. Спиритизм и теософия в соединении с «огненным опытом» Е. Рерих — опытом общения с потусторонним миром — сделают свое дело, превратив в короткое время обоих Рерихов в духовных учителей, апостолов Красоты и Знания — Фуяму (Гуру) и Урусвати (Тару), вокруг которых объединится небольшой кружок их русскоамериканских последователей, соучастников в спиритических сеансах.

 В состав этого кружка, по сути, маленького содружества или братства, которое в обиходе именовалось Кругом, входило 9 человек: Н. К. и Е. И. Рерихи, нью-йоркский брокер Луис Хорш и его жена Нетти, супружеская пара Лихтманов (Морис и Зинаида), Эстер Лихтман (сестра Мориса) — все трое пианисты, евреи-эмигранты из России, мать Зинаиды Лихтман Софья Михайловна Шафран и Фрэнсис Грант — журналистка, сотрудница журнала «Музыкальная Америка». В своих воспоминаниях З. Лихтман (Фосдик во втором браке) рисует довольно выразительные портреты Рерихов. Во время первой же встречи с четой Лихтманов Н. К. начал говорить о своих планах на будущее — о необходимости ознакомления американцев с русской культурой и искусством, для чего он намерен основать просветительно-художественное учреждение в Америке (по образу и подобию петроградского Общества поощрения художеств), и призвал Лихтманов к сотрудничеству. В не меньшей степени была очарована Рерихами и Ф. Грант, посетившая их в нью-йоркской гостинице «Hotel des Artists».

С ее слов З. Лихтман записала в своем дневнике: «Она (Ф. Грант) рассказывала, что ее сразу приняли как друга, как члена семьи. Ей рассказали о Великих Учителях и немедленно передали послание Махатмы М., адресованное ей. “Я ушла от них в экстазе. Я никогда, ни на миг не усомнилась, что все это было правдой и что мне суждено было присоединиться к работе, которая должна была изменить мир”, — рассказывала Фрэнсис» 48.

 Эта запись показывает, что с первых дней в Америке Рерихами уже владела идея «переустройства мира» под руководством махатм, и они начали активно искать единомышленников и помощников для ее реализации.

Американская жизнь Рерихов, если внимательно приглядеться к ней, напоминает айсберг. Его видимая, надводная часть — это многогранная и весьма плодотворная художественно и культурно-просветительская деятельность Николая Рериха. Художник много ездит по стране с выставками и лекциями и отдает немало сил созданию тех самых «просветительно-культурных учреждений», о которых увлеченно рассказывал Лихтманам во время первой встречи. В 1921 г. он учреждает в Чикаго художественное объединение «Пылающее Сердце» (Cor Ardens) и «Мастер-институт объединенных искусств» (Master Institute of United Arts). В этой школе ученики будут изучать музыку, живопись, скульптуру, архитектуру и балет. В 1922–1923 гг. Рерих создаст в Нью-Йорке еще два учреждения — международный центр искусства с помпезным названием «Венец Мира» (Corona Mundi) и музей собственного имени (Roerich Museum). Любопытная деталь — музей был открыт для посетителей 24 марта 1924 г. — в четвертую годовщину исторической «встречи» Елены Рерих с махатмами!

Невидимая, подводная часть рериховского айсберга — это не менее интенсивная и плодотворная оккультно-мистическая работа Рерихов, совместно с Кругом чудесное «претворение сказки в жизнь», говоря словами Н. Рериха. Едва обосновавшись в Нью-Йорке, Рерихи стали устраивать у себя дома спиритические сеансы. Участие в них на первых порах — до окончательного формирования Круга — принимали самые разные люди, в основном из числа русских эмигрантов, знакомые еще по Петербургу. Среди этих людей, например, были родственники Е. Рерих — ее двоюродная сестра Ксения (Сана) Николаевна Муромцева, ее муж Илья Эммануилович и их дочери. Сана, как и Е. И., была необычайно увлечена спиритизмом в отличие от своего мужа, который поначалу в существование духов не верил. В ходе сеансов Елена Рерих и отдельно Сана Муромцева делали записи медиумических посланий («протоколы»), которые затем коллективно обсуждались. К духам же, насколько можно судить по письмам Е. И., обращались довольно часто по самым разным поводам, вплоть до бытовых, что иногда вызывало у духов недовольство.

 Елена Ивановна в этот период продолжает изучать теософскую литературу, прежде всего «Тайную доктрину» и «Ключ к теософии» Блаватской, читает книги по восточным религиям и писания великих мистиков прошлого. Пытается связать прочитанное с «посланиями» духов и с последними новостями из Старого Света — из Европы и Советской России. Рерихи живут будущим — ждут крушения большевистского режима, ибо на это туманно намекают духи-руководители сеансов, и мечтают втайне о скором возвращении на родину. Приведу отрывок из письма Е. Рерих старшему сыну Юрию в Кембридж, датированного 20 марта 1921:

«Прочитали все записи наших сеансов. И вижу, что мы совершенно слепые, вкладываем в сказанное руководителями свое объяснение, и только теперь многое стало совершенно ясно. Логичность, последовательность, доказательность изумительны. Все сомнения об Аллал Минге у меня исчезли! <…>Учителя опять намекают о приближающихся громадных событиях — “Окно прорублено в Россию”, “Родина получит скоро уложение”. Было известие о взятии Омска антибольшевиками» 49.

Сеансы нередко сопровождались «огненными» видениями у Е. Рерих: «Я опять начинаю видеть огненные языки внутри себя. На этот раз они другого цвета и не между глаз, а в горле» (4 апреля 1921) 50. В одном из писем Е. И. передает Юрию содержание предсказания, сделанного Н. Рериху одной чикагской «ясновидящей» (очевидно, цитирует письмо мужа):

«“Около вас стоит ваш guide, он в лиловом одеянии, он восточный человек, у него длинные черные волосы и борода, глаза очень большие, глубоко сидящие, он очень строгий, руки у него очень большие… Он не только ваш guide, но он ваш учитель, он живет в вас, он с вами — одно. За ним стоит еще один, но в белом и еще старше, и один в темнокрасном…

 О деньгах многих не спрашивайте, обращайтесь к нему, он вам поможет. Вы будете большим учителем, от 50 лет вы начнете занимать огромное место, ваша слава будет велика, вы доживете до глубокой старости. Ваша слава будет так велика, что вы будете в состоянии брать деньги справа и слева. Я вижу ваши похороны, но это не похороны, а коронация!! 21 год очень важный год для вас! <…>Жена ваша не только

жена, но она ваш друг, она понимает вас. Вы и ваша жена часто думаете, что вы больны или же заболеваете, но это не болезнь, а вы оба перестраиваетесь, и к 50-ти годам у вас откроется третий глаз”. В Россию вернемся не так скоро, ибо мы имеем здесь миссию. “Вы не изгнанник, вы были transplanted и вы должны это понять. Вы были transplanted и в Америку, об этом постарались учителя. Видела вас путешествующими, по-видимому, на востоке. Сказала, что она видит, что папа хочет начать учить … он должен быть учителем. Гороскопы у нас всех четырех почти одинаковые… У всех нас guid’ы восточные люди!”» 51.

Тем временем в Кембридже Юрий также усиленно занимался столоверчением вместе со своими университетскими товарищами, такими же как и он русскими эмигрантами В. А. Перцовым и В. В. Диксоном. Об этом кружке В. А. Росов рассказывает следующее: «Кембриджский кружок был эзотерическим по своей направленности и по существу занимался оккультными науками. Молодые люди изучали в библиотеке литературу. Вечером собирались вместе, обсуждали прочитанное; делали записи, используя метод “стола”, т. е. вызывали потусторонних духов. Их Учителем считался Аллал Минг Шри Ишвара. Он надиктовывал составленные белым стихом духовные послания, или тексты, которые именовались также “книгами” и являлись “символическим изображением пути восхождения”. Эти тексты давались с февраля 1921-го в течение всего года и части последующего 1922 года, пока вся компания находилась вместе в Гарварде. Позже записи кружка использовались при подготовке Агни-Йоги, в частности первых ее томов — “Зов” и “Озарение”» 52.

Первое (или одно из первых) посланий Аллал Минга гарвардцам выглядит весьма сенсационно:

«Большевики будут свергнуты восстанием через два с половиной года. Будет коалиционное правительство, причем в большинстве будут монархисты, затем будут следовать кадеты. Кавказ, Украина, Бессарабия, Финляндия и, наконец, Польша будут присоединены к России в период от одного до семи лет. В России будет конституционная монархия. — Счастлива будет в России жизнь для вас» 53.

Аллал Минг затем сделал несколько новых предсказаний:

«Многое совершится в России. Земский собор явит волю народа. Готовьтесь к великому празднику, колокола уже гудят и благовест скоро услышится. — Воздайте должное вождям земли русской».

Некоторые из посланий явно напоминают то ли телеграфные сообщения, то ли газетные заголовки: «Через десять месяцев (в марте 1922) возможна мобилизация»; «Кяхта испытывает беспорядки. Деспотия большевизма рушится»; «Говорят, что Ленин скоро закончит свой жизненный путь» 54.

Еще одно очень важное послание было дано в форме монаршего манифеста — об основании Рерихами в Новой России, в Звенигороде (городе «гудящих колоколов»), мистического университета: «Милостью Государя нашего учреждается университет Святого Тирона, спасителя государства нашего — в Звенигороде»; «Братья, России нужны будете. Все — в Звенигороде».

Аллал-Минг затем дал указания по устройству университета. Курсов в нем будет 70, профессоров 30. Профессора — это в основном члены рериховского Круга. Ректор — Н. Рерих. Все необходимые средства даст правительство. Во главе же нового государства станет «царьмистик». Все это произойдет в 1931 году.

 В конце мая 1921 г. в общении Рерихов с Аллал Мингом произошла важная перемена. Е. И. неожиданно для себя открыла, вернее «узнала сердцем», что тот, кто является ей в видениях и чей голос она слышит в себе, это махатма Мория 55. В результате дух-наставник превращается в одночасье в «духовного водителя» семьи Рерихов. Правда, Е. И. еще долго будет называть его по-старому Аллал Мингом, именем, которое поразительно напоминает имя учителя-махатмы Е. П. Блаватской раджпута Гулаб Лал Синга. Но уже в первой книге «Агни-Йоги» она объявит Аллал Минга «духовным учителем Тибета», который «стремился в горы, где впервые предстал ему Бог» 56. Таким образом, дух под пером Е. Рерих стал реальной исторической личностью!

Любопытно отметить в этой связи, что ранее (во время сеанса 3 марта 1921 г.) на вопрос Е. Рерих, кто есть Аллал Минг, тот же дух ответил, что он «духов третьего плана Водитель», живет «в Докиуде» вместе с двумя такими же духами «третьего плана» 57. Что такое Докиуд, он не объяснил. Лишь пять лет спустя в дневнике Е. Рерих появится разъяснение — Докиуд это обитель, или ашрам, Учителей «в Астрале»: «Что же иное Докиуд? Понятно, мы должны иметь место, где Мы могли бы приближать способных духов. Не в Девахане, но именно до границы его, где много мятущихся духов. Там можно разбрасывать неожиданные

всходы» 58. Во время того же сеанса 3 марта Аллал-Минг также сообщил, что он не похож на свой портрет, нарисованный Н. Рерихом автоматически в Лондоне и описал свою внешность (хотя какая внешность может быть у астрального духа?): «Лицо длинное, длинные волосы, рост высокий, черные волосы, борода двойная» (точно такую же бороду будет носить Н. Рерих).

Итак, учительствующий дух Аллал Минг чудесным образом трансформировался в сознании Е. Рерих, приняв облик одного из учителей Великого Белого Братства. Вскоре после этого он объявил, что принимает Рерихов — всех четырех! — в свои ученики. «На днях я опять видела Аллал Минга. Аллал Минг нас принял в число учеников — тебя тоже. Это великая радость и честь» — сообщает Е. И. в письме Юрию в начале июня 59. А два месяца спустя она напишет в восторге: «Я так полна Аллал Мингом, что иногда целый день чувствую в себе прилив необычной радости. Мы все искали Учителя, а он был около нас, и мы его не узнали. Призывай Аллал Минга и верь в его помощь! Он просит нас не сомневаться, верить и любить его и таким образом ему легче нам помочь, ибо связи большие» 60.

После того как Аллал Минг объявил Рерихов своими учениками, жизнь и быт семьи постепенно преображаются. «Дух-Учитель» начинает все более плотно опекать чету Рерихов и членов рериховского Круга, посылает им всевозможные «указы» и советы — что, как и когда делать, и они не только не противятся его назойливой опеке, но принимают ее с радостью и благодарностью. Мория подсказывает Н. К. сюжеты картин, «диктует» ему маленькую поэму «Наставления Ловцу, входящему в лес» 61 (эту поэму Рерих тут же включит в сборник своих стихов «Цветы Мории», который будет издан в Берлине в том же году) и еще несколько поэтических текстов, которые войдут в первую книгу «Агни-Йоги» (Зов): «Книга о жертве», «Книга о радости», «Книга о молитве». Он толкует Е. И. ее детские видения и сны и обещает послать Рерихам некие «утерянные талисманы». Но главное, Мория возлагает на Рерихов миссию учителей-просветителей России и даже больше — всего человечества!

 «Учитель зовет вас на подвиг просвещения Родины. Рерих строит Общество Духа Разумения в России».

 «Роль у Рериха Учителем быть на Земле».

«Учите других Моему Слову, и мудрость процветет, и Храм Новый вознесется. <…>Мы несем весть человечеству о новой религии Духа Чистого» 62.

Одно из поручений Мории Е. Рерих — написать первую книгу нового учения, в которую должны войти его медиумические послания («книгу сеансов»). Такая книга появится в 1924 г. под названием «Листы Сада Мории. Зов» и станет первой книгой многотомной Агни-Йоги.

Строго говоря, никакого нового учения пока еще не существует. Мория только призывает свою ученицу читать те или иные сочинения духовных учителей Индии и теософов — Рамакришну, Вивекананду, Ауробиндо Гхоша, Ч. Ледбитера, Е. П. Блаватскую и т. д. Особенно настойчиво он рекомендует ей «Внутреннюю жизнь» Ледбитера и «Гармонию Эволюции» 63.

Именно на основе этих книг, по-видимому, и должно родиться новое миропонимание, с помощью которого духи хотят просветить человечество, в первую очередь Россию. В то же время Мория всячески подчеркивает свою близость к Е. И. — он не только ее учитель, но и муж («Я муж твой, чистый дух») и даже Господь, Шри Ишвара! А потому он требует от нее беспрекословного подчинения своим указам, веры и любви к себе, повторяя постоянно в ходе сеансов: «Любите меня! Надо верить! Лучше не сомневаться!» В то же время дух уверяет Рерихов в своей ответной любви к ним, его избранникам, и постоянно расточает им похвалы: «У Духов избран Рерих помогать России», «Рерих — Наш светильник-духовидец» и т. д.

От духа-махатмы Рерихи и каждый из членов их Круга получают эзотерические имена (это имена, которые они якобы носили в прошлых жизнях): Николай Константинович — Фуяма, Елена Ивановна — Урусвати, Юрий Николаевич — Удрая, Святослав Николаевич — Люмоу, Морис Моисеевич Лихтман — Авирах, Зинаида Лихтман — Радна, Эстер (Энта) Лихтман — Ояна, Луис Хорш — Логван, Нетти Хорш — Порума, Фрэнсис Грант — Модра. Мория также «назвал» имена руководителей Рерихов «на астральном плане». У Николая Рериха их шесть: главный — Аллал Минг Шри Ишвара 64. Основной руководитель Елены Рерих — тот же Аллал Минг (Мория), связанный с ней «кармически». Кроме этого, дух-учитель открыл Рерихам великую тайну — сообщил им об их прежних воплощениях. (Будучи теософами, Рерихи верили в теорию реинкарнации). Так, Н. Рерих в прошлом дважды воплощался китайским

императором (одного их них звали Фу-яма-цин-тао), дважды китайским «священником» и Далай-ламой Тибета (в XVII в.), из чего следует, что именно Рерих и построил знаменитый многоэтажный дворец пятым Далай-лам, Поталу. Что касается Е. Рерих, то список ее воплощений был еще более внушительным — царица Мексики, жена царя Соломона, иудейская царица Иалуру и египетская царица, царица казанская (в XV веке), жена императора Акбара, дочь Будды, жрица в храмах Карфагена, Ассирии и Сицилии (?), наконец сестра самого махатмы Мории 65.

Итак, если верить сообщениям Аллал Минга, Николай и Елена Рерих в прошлом неоднократно появлялись на земле как светские и духовные правители. Они накопили в прежних своих жизнях немало высоких заслуг, огромный духовный потенциал, и потому совсем не случайно астральные Владыки избрали именно их для выполнения некой мировой исторической миссии — стать вестниками Новой Эры и новыми духовными вождями человечества. Сам же Мория в прошлом воплощался в облике Моисея, царя Соломона, Оригена, Лао-цзы, Сен-Жермена и русского святого Сергия Радонежского!

В период наиболее интенсивных занятий спиритизмом и, возможно, именно в связи со спиритизмом, у Е. Рерих стал прорезаться особый канал связи с потусторонним миром. По ее утверждению, она приобрела способности к яснослышанию и ясновидению. Внешне это проявлялось в виде довольно болезненных пароксизмов какой-то странной, необычной болезни, внезапно охватывавших ее и воспринимавшихся ею самой как «приступы огней». Собственно, во время этих приступов и осуществлялся ее контакт с Учителем, голос которого она отчетливо слышала в себе. Надо сказать, что этот феномен Е. И. объясняла поначалу вполне по земному — «раздвоением сознания». В письме к сыну от 11 октября 1922 г. она пишет: «Были у меня видения, причем сопровождались раздвоением сознания, но бумаге доверить не могу» 66. В книге «Знаки Агни-Йоги» (1929) упоминается феномен психической раздвоенности: «Нужно внимательно отнестись к случаям так называемой “двойной жизни”. В худшем случае, она есть вид одержимости, в лучшем она есть переживание прошлых воплощений» 67.

– Между прочим, Е. П. Блаватская также утверждала, что живет «двойной жизнью». Вселившегося в нее духа, голос которого она часто слышала в себе, она называла Хозяином и Сахибом. Яснослышащим считал себя и Н. К. Рерих. В письме В. А. Шибаеву от 8 марта 1922 г. он сообщает: «За последнее время у нас открылся слух, а видения у моей жены идут ежедневно. Недавно нам были показаны при полном свете облики наши в прежних воплощениях» 68.

 В 1921 г. Рерихи вступили в члены американского отделения ТО, а находившийся в Лондоне В. А. Шибаев по их совету примкнул к «Ордену Звезды Востока», главным образом, чтобы сблизиться с его главой Д. Кришнамурти, которого теософы (Безант и Ледбитер) давно уже готовили к восприятию духа мирового учителя и мессии. Однако с течением времени, Рерихи все более разочаровываются в деятельности ТО и теософских лидерах и хотят идти своим путем — стезей нового учения, которое преобразит мир через Красоту и Знание. Но они, как и теософы, также с нетерпением ожидают прихода мессии. «… Каждый раз она (Е. Рерих) меня учит все больше понимать Мастера и Великий План Его Творчества, — записывает З. Фосдик в дневнике. — Идея Короля Мира становится понятной, пришествие Мессии становится прекрасным ожидаемым с нетерпением событием» (13 января 1923) 69. Из этих слов явствует, что Рерихи и их Круг не приняли Кришнамурти в качестве мирового учителя. Между тем летом 1922 г. «дух Будды Майтрейи», по мнению теософов-приверженцев Кришнамурти, окончательно вселился в него! Произошло это в долине Охай в Калифорнии в результате «просветляющего», но довольно мучительного транса (самадхи). А в конце года Мория открыл Е. И. большую тайну — именно Он (а не Кришнамурти!) и есть мессия, будущий спаситель человечества! В дневниковой записи З. Г. Лихтман мы читаем:

«Были вечером у Хоршей, чтобы писать автоматически, как это делаем каждую субботу… После того как все писали, мы сидели в темноте и нам были сказаны, как и раньше, дивные слова М., подтверждающие Его приход как Мессии. Е. И. нам уже до сеанса открыла, что М. сказал им — Он есть Мессия, идущий теперь на Землю. Нуця (М. Лихтман. — А. А.) с прошлого года это чувствовал и говорил об этом, и мы очень счастливы, что его чувство было правильно и что это было подтверждено М.» 70.

Это была ошеломляющая новость. Таким образом, притязание Рерихов на роль новых духовных лидеров Запада получило подтверждение из «высшего источника», от самого грядущего мессии! Отныне Рерихи будут говорить о своей работе как о служении Владыке и требовать беспрекословного исполнения всех Его указов, транслятором которых для Круга являлась Елена Ивановна.

______________________________________________________________________________________________________________

35 Н. К. Рерих. Из литературного наследия. С. 286.

36 Цит. по: Л. В. Короткина. Указ. соч. С. 192–193.

37 См.: В. В. Голубев. Статьи о Востоке и об искусстве//Ариаварта. Вып. 1, 1997. С. 181– 206.

38 А. В. Шибаев. Вечер с Рерихами/З. Г. Фосдик. Мои Учителя. С. 691–696. 69 Сборник статей Рерихи: мифы и факты

З9. Фосдик. Мои Учителя. С. 192.

40 Там же. С. 316. Запись от 30 августа 1928.

41 З. Фосдик. Мои Учителя. С. 700–701. 70 Рерихи: мифы и факты Сборник статей

42 Е. И. Рерих. Листы дневника, 1920–1923. М. 2009. С. 49.

43 Л. В. Шапошникова. Учителя//Утренняя Звезда. Альманах МЦР. 1993, № 1. С. 13.

44 Е. И. Рерих. У порога нового мира. С. 45. 71 Сборник статей Рерихи: мифы и факты

45 З. Фосдик. Указ. соч. Дневник. С. 320. Запись от 1 сентября 1928.

46 Там же. С. 108. Запись от 26 сентября 1922.

47 Н. К. Обитель Света. М.: МЦР, б/г. С. 63. 72 Рерихи: мифы и факты Сборник статей

48 З. Фосдик. Там же. С. 6. 74 Рерихи: мифы и факты Сборник статей

49 См.: Е. И. Рерих. Письма. Т. 1. 1919–1933. С. 22.

50 Там же. С. 28. 75 Сборник статей Рерихи: мифы и факты

51 Е.И. Рерих. Письма. Т. 1. С. 32.

52 В. А. Росов. Биохимическая лаборатория в Гималаях//Ариаварта. № 2. СПб., 1998. С. 183; см. также: Из Кембриджских записей 1921–1922: Ю. Н. Рерих, В. А. Перцов, В. В. Диксон//Вестник Ариаварты. М.,— Нью-Йорк, 2002. № 2. С. 45–57.

53 Из Кембриджских записей. С. 45. 76 Рерихи: мифы и факты Сборник статей

54 Из Кембриджских записей. С. 50, 51.

55 Высокий путь. Ч. 1. 1920–1928. М.: «Сфера», 2002. С. 21.

56 Агни Йога. Т. 1. Листы Сада Мории. Зов. М.: Русский Духовный Центр, 1992. С. 72.

57 Высокий путь. Ч. 1. С. 13. 77 Сборник статей Рерихи: мифы и факты

58 Дневник Е. И. Рерих, 1925–1926 гг. Рукопись, 1926. Л. 55 (отдельная запись, б/д). http://urusvati.agni-age.net/. Девахан — место, где пребывают души умерших учителей перед новым воплощением, по учению Блаватской. По учению Р. Штейнера, третья область «Страны духов» содержит в себе «первообразы душевного мира», см.: Р. Штейнер. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и познание человека. Калуга, 1995. С. 249.

59 См.: Е. И. Рерих. Письма. Т. 1. С. 34. Письмо от 6 июня 1921.

60 Там же. С. 35. Письмо от 27 августа 1921.

61 Там же. С. 16. Запись от 12 апреля 1921.

62 Е. Рерих. Листы дневника, 1920–1923. С. 42, 51. Записи от 12 июня и 2 июля 1921.

63 Речь, возможно, идет о книге: Florence Huntley. Harmonics of Evolution: The philosophy of individual life based upon natural science, as taught by modern masters of the law. Chicago, 1903 (repr. 1913).

64 Высокий путь. С. 14–15. 79 Сборник статей Рерихи: мифы и факты

65 Высокий путь. С. 17–18. 66 Письма Е. Рерих к Ю. Рерих. Архив Музея Н. Рериха в Нью-Йорке.

67 Знаки Агни-Йоги. М.: МЦР, 1994. С. 146. 80 Рерихи: мифы и факты Сборник статей

68 «Предстоит большая работа в России». Письма Н. К. Рериха к В. А. Шибаеву (1922– 1924)//Вестник Ариаварты. Москва — Нью-Йорк. 2002 (1). С. 50. 69 Там же. С. 153. 70 З.Г. Фосдик. Указ. соч. С. 136, 137. Запись от 9 декабря 1922.

69 Там же. С. 153.

70 З.Г. Фосдик. Указ. соч. С. 136, 137. Запись от 9 декабря 1922.

Источник: https://shs.hal.science/halshs-00964027/document

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*