ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РЕРИХОВ (ДЕКАБРЬ’ 23)

ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. и Е.И. РЕРИХ

А.И. Андреев

                                                                                                                                                        

(продолжение)

ВЕЛИКИЙ ПЛАН

 

В течение 1921–1923 гг. Е. Рерих получила от духа-учителя Аллал Минга — Мории ряд посланий, содержавших какие-то довольно сумбурные идеи будущего переустройства мира. Сами Рерихи восприняли эти идеи как наметки некоего «мирового плана» Учителей, который должен быть реализован ими и членами Круга и который Е. Рерих позднее назовет «Великим планом Иерархии Света на спасение мира».

Впервые о Великом Плане Рерихов рассказал рериховед В. А. Росов в книге «Рерих — Вестник Звенигорода» (2000–2002). Обнародовав в ней большое количество нового и в ряде случаев сенсационного материала, исследователь, однако, умышленно приглушил мистические мотивы в деятельности Рерихов.

Главное место в Великом Плане отводилось четырем странами-избранницам махатм, а вернее, самих Рерихов, — Америке, России, Индии и Тибету. Америка (США) в глазах Учителей — еще со времен Е. П. Блаватской — это молодая, обладающая огромным потенциалом страна, наследница Атлантиды. Цель своей американской работы, или «миссии», Рерихи видели в том, чтобы наполнить духовностью искусство и культуру современной Америки.

Именно для этого и были основаны Н. К. культурно-просветительные учреждения в Нью-Йорке и Чикаго. Примечательно, что главное из них включало в свое название слово «мастер», что по-английски означает «хозяин», «владыка», «учитель». Еще в 1921 г. Рерих писал Шибаеву в Лондон: «Вы уже знаете, что Аллал Минг — это Мастер Мориа.

Он руководит мною и моей семьей. Его поручение мне — ввести духовность в искусстве Америки, основать школу искусств имени Учителей и основать общество “Кор Арденс”. Общество уже основано» (письмо от 25 июля 1921) 71 . Работа этих учреждений со временем должна была превратить США в духовную Мекку Запада и стать примером для большевиков, строителей Новой России («Невежество Америки — пробный камень для темной России» 72).

Но это при условии, что правители США, прежде всего президент страны, согласятся подчинить себя высшему руководству махатм. И Рерихи действительно попытаются установить личные контакты с президентами Г. Гувером и Ф. Д. Рузвельтом, а также завязать отношения с наиболее влиятельными представителями американских деловых кругов и истеблишмента, действуя через Л. Хорша, такими как г. Форд, Рокфеллеры, г. Уоллес, С. Блюм и др.

О «русской миссии» Рериха Мория высказался недвусмысленно: «Рерих, люби русских — тебе суждено руководить Россией. Новую Россию строить Создателю мощь дам. С разных сторон, из всех стран пошлю вам помогающих.

Поездка в Индию деяния указанные укрепит» 73. То есть Рерих должен стать строителем и духовным лидером Новой России! Строго говоря, «руководить» Россией собирался сам Мория, но поскольку он бесплотный «дух», находящийся в «тонком мире», то ему необходимо было иметь своего наместника на «земном плане».

И таким наместником он «назначил» Н. К. Рериха. Вероятно, именно ему, Николаю Рериху, и предстояло стать тем самым «монархом-мистиком», о котором дух Аллал Минг возвестил еще в начале 1921 г. 74

Появление Индии и Тибета в Великом Плане не случайно. Еще во времена Е. П. Блаватской (1880-е гг.) произошло смещение эзотерических интересов Запада в сторону Индии (Гималаев) и Тибета.

Эти страны становятся особой — заповедной — территорией, тесно связанной с Великим Белым Братством. Здесь, на севере Индии и в Тибете, Блаватская поместила общины и обители (ашрамы) «учителей человечества», махатм, тех, кто, согласно теософскому мифу, передал ей тайные знания, чтобы способствовать духовному развитию нашей цивилизации. Е. Рерих в своей версии этого мифа пошла еще дальше, объявив, что махатмы фактически управляют нашей планетой, составляя «невидимое Международное Правительство».

В Тибете должны были произойти главные события ХХ века — великая битва Шамбалы и приход мессии (Христа-Майтрейи). Но с кем собирались воевать махатмы? Прежде всего, с империалистами-англичанами! Они поработили Индию и подчинили своему влиянию правящую верхушку Тибета во главе с XIII Далай-ламой.

К «темным силам» махатмы — и их «медиаторы» Рерихи — относили и всех противников нового учения, где бы они ни находились. Ведь Армагеддон (Война Шамбалы) будет иметь планетарные и даже космические масштабы. Весной 1923 г., накануне отъезда Рерихов в Индию, Зинаида Лихтман записала в своем дневнике: «Нам уже и вселенной скоро будет мало, ибо мы стремимся выше, к планетному миру. За нашими тремя Учрежденими есть четвертое, невидимое — великая идея, которую мы должны провести во весь мир…» 75.

При этом она подчеркивала особую роль Рерихов как «учеников» и «исполнителей воли» Мории: «Я всегда должна ставить высоко перед всеми участниками дела указы М. и точное исполнение их, а также ставить перед ними на должную высоту значение Н. К., который есть “правая рука” М., и ближе чем Рерихи, теперь к М. во всем мире нет людей. Никогда никто не должен этого забывать.

Если бы не Рерихи, то и всего нашего выполнения работы, Школы, Корона Мунди, Музея бы не существовало, ибо не деньги, данные Хоршем, это создали, а М. через Рерихов. Н. К. не только великий мировой художник, не только великий мудрец, а Брат Белого Братства и великий дух, давший нам возможность приобщиться к Великой Мистерии, Великому Плану. Это сокровище силы, знания и духа мы получили через Рерихов, учеников, детей М., исполнителей Его воли на Земле» 76 .

Поначалу Великий План был не более чем фантазией или мечтой, ментальным конструктом. Более или менее конкретные очертания он принял только в 1924 г., когда у Рерихов появился вполне земной покровитель и единомышленник — агроном Д. Н. Бородин, человек со связями в Москве, Париже и Вашингтоне.

Он — сотрудник Наркомзема РСФСР и глава агрономического бюро в Нью-Йорке, которое находилось в ведении Отдела прикладной ботаники Государственного института опытной агрономии, директором которого являлся знаменитый Н. И. Вавилов. Именно по его (Д. Н. Бородина) подсказке Рерихи решили приобрести в СССР концессии на южной окраине Алтая и создали корпорацию «Белуха». В докладной записке, направленной руководителями «Белухи» (Л. Хорш, М. Лихтман, Ф. Грант) в мае 1925 г. в Главный концессионный комитет в Москве, говорилось что «группа деятельных американцев, людей широкого кругозора… намерена приложить свои силы для экономического развития и созидания в Юго-Западном Алтае горной промышленности, сельского хозяйства и других родственных к ним отраслей хозяйства и промыслов». Кроме этого предполагалось создание различных «образовательных учреждений» и «центров научных изысканий» 77 .

Мечтавшие о новом миропорядке, Рерихи страстно хотели воплотить свою мечту в жизнь, создать общество («общину») «новых людей», которые станут предтечами эволюционно более развитой «шестой расы» (согласно теософскому учению об эволюции). Проект «Белуха», по сути, представлял собой эксперимент, попытку заложить фундамент новой социально-экономической формации, построенной на общинно-кооперативных (буддо-коммунистических) принципах. Фактически речь идет о построении идеального государства будущего, своего рода земной Шамбалы, которое Рерихи называют по-разному: «Соединенные Штаты Азии», «Союз народов Востока», «Российская Азия», но чаще всего довольно обще и неопределенно — «Новая Страна» (варианты: «Новое государство», «Новая Держава»).

Термин «Новая Страна» употреблялся Рерихами также и в отношении СССР. Приведу несколько цитат из дневника Э. Лихтман, практически неизвестного современным исследователям Рерихов (записи эти относятся к 1929–1930 гг.).

«Е. И. чудесно… говорила о воплощениях, об уходящей 5-й расе и наступающей 6-й расе, о том, как перед катаклизмом зарождающие новую расу устремляются в одно место вдали от опасности…». “The fi fth race developed in humanity the Manas, the intellect, the sixth will develop the Buddhi, the spiritual qualities”. [Пятая раса развила в человечестве Манас, интеллект, шестая же разовьет Буддхи, духовность.] «Учитель Майтрейя есть предшественник в начале шестой расы. Он дает Учение, а уже в шестой расе кто-нибудь из посланных его закрепит».

 «Мы беседовали о разных ступенях в наших делах, о том, что Учение нам дало за такой короткий срок и о колоссальных возможностях Бел [ухи], о Союзе В [остока] и о всей Благости Уч [ителя]» 78 .

Этот новый тип государства Е. И. в беседе с Э. Лихтман называет «единым нераздельным Государством, основанном на кооперативе». Отметим, что сама идея «государства-кооператива» у Рерихов возникла, скорее всего, под влиянием кооперативного движения, получившего широкое распространение в начале 1920-х не только в СССР, но и в США, и учения Е. И. об общине, в основе которого лежала ее оригинальная интерпретация «общинной» деятельности Будды. Так, Е. Рерих утверждала, что Будда создавал «трудовые общины» и вообще основал «мировую общину, как эволюцию человечества», и потому может быть назван первым «научным общинником» 79 .

Здесь же, на Алтае, у основания горы Белуха, Рерихи собирались построить и небывалый Город Знания, Звенигород, столицу Новой Страны с мистическим Университетом и Храмом единой религии (религия Духознания) для поклонения «учителям человечества». Вершина же горы должна была стать местом встречи «неба и земли», куда будут приходить из своей небесной обители махатмы — для учительских бесед с Рерихами! Конечно, Рерихи — утописты и мифотворцы, но они существенно отличаются от своих великих предшественников (Т. Кампанелла, Т. Мор) главным образом тем, что их утопия (Великий План), равно как и неомифология (новая версия мифа о махатмах), имеют явно выраженную космическую компоненту.

Строительство Новой Страны Рерихи связывали с всеобщей эволюцией Космоса, руководимой иерархами из высших (надземных) сфер. Они-то, эти космические Владыки, и стали героями той обширной неомифологии, с помощью которой Рерихи хотели изменить («расширить») человеческое сознание, сформировать новых людей, пламенных Агни-йогов. Именно благодаря своему космизму учение Рерихов приобрело такую популярность в России при этом характерно, что последователи Агни Йоги не видят принципиальной разницы между космосом ученых и космосом оккультистов и мистиков. Н. А. Бердяев в книге «Самопознание» говорит о «космоцентричности», присущей теософии, антропософии и оккультизму вообще, — вывод, вполне применимый и к выросшему из теософии рерихианству. Популярность этих течений он объясняет «космическим прельщением эпохи» — «жаждой раствориться в таинственных силах космоса» 80 .

Новая Страна — это союз или конфедерация азиатских (буддийских и мусульманских) народов. («Говорим о соединении народов и предусматриваем Новое государство» 81.) Существование подобной конфедерации, исходя из политических реалий того времени, мыслилось Рерихами, скорее всего, в тесной связи или даже под протекторатом «новой России» (СССР), что объясняет употребление термина Российская Азия применительно к этому новому государственному образованию.

 («Царство Шамбалы — гегемония России, эта формула — камень краевой. <…>Разве не чудесно повсеместное удивление и почитание мощи России» 82.) Эта российская Шамбала, как ее представляли себе Рерихи, должна была охватить огромную территорию — всю Центральную Азию (от Алтая до границ Индии), Китай (включая застенную Маньчжурию и Внутреннюю Монголию), Японию (Японские острова), а также, в более далекой перспективе, Афганистан, Персию и Турцию. («Уже сейчас каждая карта есть свидетельство мощи России. Но прибавьте мысленно Турцию и Персию, и вы получите новые границы Шамбалы» 83.)

Ради столь великой «объединительной» цели, по «мнению» махатм, можно было использовать любые политические силы, даже самые одиозные, например, японских милитаристов или германских фашистов.

«Фашисты могут быть вам полезны не своим учением, но шумом, — советует Мория. — Потому не порицайте их, но судите как явления загонщиков. Кроме того, в числе их имеются хорошие люди…» (далее приводился список «хороших» фашистов)84.

Исследователям известно о контактах Н. К. Рериха с Муссолини в 1920-е годы — его письмах и подарках дуче, в числе которых были первые книги Агни Йоги. Менее известен другой факт — членство в итальянской фашистской партии семейного врача Рерихов доктора К. К. Лозины-Лозинского, приехавшего в Кулу вместе с Рерихом в конце 1930 г.85

Исполнение Великого Плана привязывалось к конкретным земным срокам, намеченным махатмами: 1928-й, 1931-й и 1936-й год. В 1928 году в России должны были произойти какие-то очень важные события, но какие неясно. Возможно, речь идет о падении большевистского правительства. 1931 год связывался с некой «великой битвой»— началом Армагеддона или Войны Шамбалы.

 Вообще слово «битва» встречается довольно часто в ментальных посланиях Мории, ибо махатмы все время ведут борьбу с врагами человечества, с «темными». К этому сроку Рерихам следовало собрать «новых» («новые кадры»). Это те, кто будет участвовать в Великой Битве и будет строить под руководством махатм и Рерихов Новую Страну. В письме Н. Рериха Шибаеву мы читаем: «О битве ММ (Махатма Мория. — А. А.) предупреждал нас многократно.

Будем выдерживать, помня о победе 27 сентября 1931 года с/с. Собирайте друзей, а главное, ищите среди молодежи, чтобы к 1931 году иметь новые кадры. Уже много ранее ММ сообщил, что Россия принята Им, что Россия будет стражем мира. И значит, Его ложа будет средоточием Его указаний и действий, и потому стойте крепко!» «Ищите новых. Соберите хотя бы семь новых. И пусть каждый из них найдет семерых, познавших Учение и готовых трудиться» 86.

 (Сам процесс привлечения «новых» Рерихи называли «намагничиванием духов шестой расы».) Апофеозом строительства Новой Страны должно было стать возведение «Храма у Белой Горы» в Звенигороде. «31 год ознаменует в России построение храма, необыкновенного по красоте и объединяющего все религии, и царь России будет его первым священнослужителем» 87 .

 К этому же времени в России должно было возникнуть «общество» или «ложа» Духа Разумения (Духознания), центр распространения «нового учения», будущей Агни Йоги. Чтобы приблизиться к России, Рерихи с помощью А. В. Шибаева создали в 1922 г. в Риге теософскую ложу («Ложа Мории», «Рижская ложа») — «прорубили» первое окно в Россию. Через это «окно» в СССР должна была направляться различная оккультная литература, прежде всего книги Агни Йоги.

Наконец, 1936 год — окончательная победа Сил Света и год прихода Мессии, наступление Сатья-Юги, счастливой Эры Шамбалы. (В буддийских пророчествах этот год связывался с приходом на землю Будущего Будды Майтрейи.) В одном из посланий Мория называет этот год «годом Моей личной битвы» — очевидный намек на его сражение с предводителем «темных сил» (т. е. Сатаной). Великий План — это рериховский проект будущего, план построения нового мира,

грандиозная социальная утопия, в которой парадоксальным образом соединились религиозно-мистические элементы (христианские и буддийские пророчества об Армагеддоне — Войне Шамбалы и приходе в мир Спасителя, Христа-Майтрейи) и трезвый американский практицизм.

Осуществить подобный проект собственными силами Рерихи, разумеется, не могли. Им требовалась огромная армия помощников, объединенных новой идеологией, тех, кого Рерихи называли «новыми людьми». Для них-то и создавалась Агни Йога — учение будущей «единой религии» человечества. Но в еще большей степени Рерихи нуждались в политическом покровительстве, равно как и мощной финансовой поддержке сильных мира сего. Иными словами, необходимо было привлечь на свою сторону наиболее могущественных земных правителей — убедить их принять высшее руководство махатм и вместе с ним посреднические услуги Рерихов, выступающих в роли посланцев Братьев и медиаторов между мирами — земным и небесным. Именно с этой целью летом 1926 г. Н. Рерих отправится в Москву для переговоров с советскими вождями и позднее (конец 1920 –1935 г.) попытается заручиться поддержкой двух президентов США — Г. Гувера и Ф. Д. Рузвельта. Говоря о Великом Плане нельзя не отметить, что по своему содержанию он во многом созвучен не менее утопичному коммунистическому проекту лидеров Советского государства.

Поэтому не случайно в книге «Община» (1927) Рерихи делают попытку идеологически сблизить свою концепцию «нового мира» с концепцией коммунистов, для чего создают мифологему о встрече гималайских махатм с В. И. Лениным в Швейцарии и затем в Москве, уже после большевистской революции. С помощью этой мифологемы они, очевидно, хотели показать, что Ленин принял учение махатм и, следовательно, махатмы-то и подтолкнули его к совершению социальной революции в России. (Те же махатмы, если верить Рерихам, навещали ранее в Лондоне и самого Маркса 88.)

Начинать же строительство Новой Страны Рерихи собирались на Алтае у горы Белуха, в самом заповедном месте, овеянном преданиями о Беловодье (русский аналог Шамбалы). Территориально — в пределах СССР (Киргизской ССР). Но тогда становится понятной радикальная перемена в отношении Рерихов к Советскому Союзу в середине 1920-х, когда большевики из ненавистных врагов («наглых монстров, обманывающих человечество») в одночасье превращаются в их друзей и союзников. «Все переменилось — с нами Ленин», записывает весной 1925 г. в своем дневнике Е. Рерих 89.

Единственное серьезное препятствие на пути к альянсу Рерихов с Советами — это религиозный вопрос. Впрочем, тотальная антирелигиозность большевиков не смущала создателей По словам Е. Рерих, «тем, что Россия сейчас отреклась от религии, она легче, может быть, воспримет новую религию» 90

—————————————————————————————————————————————————————————-

71 Цит. по кн.: В. А. Росов. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Кн. 1. СПб., 2002. С. 71.

72 Высокий путь. Ч. 1. С. 71. Запись от 31 декабря 1921. 82 Рерихи: мифы и факты Сборник статей 

73 Высокий путь. Ч. 1. С. 58. Запись от 5 ноября 1921.

74 О том, что Н. К. Рерих вполне серьезно относился к подобной возможности, свидетельствуют некоторые источники, содержащие упоминания «Николая Великого» и «Николая Третьего», см. В. А. Росов. Указ. соч. Кн. 2.

75 З.Г. Фосдик. Мои Учителя. С. 193. Запись от 30 апреля 1923. 83 Сборник статей Рерихи: мифы и факты

76 З.Г. Фосдик. Мои Учителя. С. 178. Запись от 30 марта 1923.

77 В.А. Росов. Ук. соч. Кн. 1. С-Петербург, 2002. С. 228–229.  Рерихи: мифы и факты Сборник статей

78 Дневники Э. Лихтман. Тетрадь 3, с. 48; тетрадь 5, с. 150; тетрадь 2, с. 113; тетрадь 4, с. 39.

79 Е. И. Рерих. Основы буддизма. СПб., 1992. С. 46, 54. Сборник статей Рерихи: мифы и факты в конце ХХ века

80 Н. А. Бердяев. Самопознание. М., 2004. С. 175.

81 Высокий путь. Ч. 2. С. 385. Запись от 13 сентября 1933.

82 Там же. С. 610. Запись от 4 апреля 1936.

83 Там же. С. 355. Запись от 30 апреля 1933; С. 611. Запись от 4 апреля 1936.

84 Там же. С. 410. Запись от 5 декабря 1933.

85 Об этом сообщает в своих дневниках Э. Лихтман (Diary Book 7, p. 13). 86 Рерихи: мифы и факты Сборник статей

88 См.: Община. Таллин, 1991. С. 46, 112.

89 Цит. по: В. А. Росов. Н. Рерих: Вестник Звенигорода. Кн. 1. С. 118. 88 Рерихи: мифы и факты Сборник статей Великого Плана.

90 Дневник Э. Лихтман. Тетрадь № 3. С. 59. Запись от 15 сентября 1929.

Источник:  https://shs.hal.science/halshs-00964027/document

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*