КЕН УИЛБЕР (МАРТ ’25)

Ке́ннет Эрл Уи́лбер II (англ. Kenneth Earl Wilber II) (род. 31 января 1949Оклахома-Ситиштат ОклахомаСША) — американский философ и писатель, разработавший теоретические и практические положения интегрального подхода, целью которого является синтетическое объединение открытий, совершённых в таких различных сферах человеческой деятельности, как психологиясоциологияфилософиямистицизм и религиоведениепостмодернистские движенияэмпирические наукитеория систем, а также и в других областях.

В своих работах Кен Уилбер последовательно интегрирует в единую систему различные точки зрения на Вселенную. Понятием «Космос» (Kosmos) Уилбер объединяет все проявления бытия, включая и различные области сознания. Данный термин используется, чтобы отделить недвойственную вселенную (которая, согласно его точке зрения, включает и ноэтические и физические аспекты) от сугубо физикалистской модели вселенной, рассматриваемой традиционными («узкими») науками.

Уилбера часто связывают с трансперсональным движением, от которого, впрочем, в поздние годы он значительно дистанцировался[1]. В 1998 году им основан Интегральный институт — исследовательский центр по изучению научных и социальных вопросов в рамках интегрального и нередукционистского подхода. Он разработал подходы к интегральной психологии и интегральной политике.

Биография

Ранние годы и образование

Кен Уилбер родился в Оклахома-Сити, штат Оклахома, 31 января 1949 года. Его отец служил в ВВС США, в связи с чем семья Уилберов постоянно переезжала: в разное время они жили на Бермудских островах, в Эль-Пасо и Грейт-Фоллзе. Когда Кен оканчивал школу, семья переехала в Линкольн, штат Небраска, где будущий философ и завершил своё начальное образование, сменив таким образом четыре школы за последние четыре года. Поскольку отца, постоянно занятого на работе, часто не бывало дома, Кен рос под большим влиянием матери, которая с детства привила ему сильное эстетическое чувство, пробудив тем самым интерес к искусству в целом.

Кен Уилбер о детстве

… в детстве я, как сумасшедший, занимался гиперкомпенсацией. Был старостой класса, произносил речь на выпускном, даже был капитаном футбольной команды. Разрывался на части, чтобы меня все приняли, все полюбили.
А под этим скрывался тот же страх … — страх быть отвергнутым. И всё это из-за беспокойства, желания быть приятным и играть какую-то роль. Типичный невроз тревожности[2]

Кен Уилбер «Благодать и стойкость»

В школе Кен показал себя неожиданно одарённым учеником, буквально всё схватывающим на лету (он прочно удерживал положение лидера класса по успеваемости и круглого отличника как в средней, так и в высшей школе). Он от природы был одарён талантом к занятиям, требующим умственного труда, и также был готов отдавать учению значительное количество времени и усилий. В высшей школе он получил прозвище «Мозг», так как с начала и до конца учебного года прочно сохранял положение лучшего ученика, что отнюдь не радовало его одноклассников, так как лучший ученик естественным образом задавал планку и для остальных. По окончании высшей школы в качестве ведущего ученика ему было поручено произнести прощальную речь от имени своих одноклассников.[3]

Притом, Кен, желая завоевать добрую славу среди учеников, попытался принизить свои достижения. Ему не хотелось всю жизнь оставаться для окружающих только «Мозгом», и поэтому он с головой окунулся в околоучебные мероприятия. Так он стал активным членом ученического комитета, дважды его выбирали президентом школьного и один раз — классного ученического комитета. Он показал себя отличным игроком в футбол, баскетбол, волейбол, хорошим гимнастом и легкоатлетом, причем получал удовольствие не столько от состязаний как таковых, но от всеобщего внимания, которое этим привлекал. [3]

Это противоречивое стремление посвятить себя умственной деятельности и в то же время быть принятым в кругу сверстников оставалось актуальным для Уилбера даже когда его выдающиеся способности мыслителя и логика снискали ему всемирную славу. При всей присущей ему от природы общительности, Уилберу сложно было смириться с фактом, что с самого раннего возраста ему пришлось вести замкнутое и одинокое существование: «Люди уверены, будто я по природе своей затворник, избегаю общества других, антисоциален, но это далеко не так. Настоящие антисоциалы демонстрируют эту свою способность в возрасте четырёх-пяти лет, её не спрячешь. Со мной же все с точностью наоборот, я очень общителен, и получаю от этого колоссальное удовольствие. Когда я всерьез занялся письмом, в возрасте двадцати трех лет, сложнее всего мне было смириться с фактом, что я вынужден буду отдалиться от людей. Свойственные мне во взрослом возрасте склонности к писательству и размышлениям с необходимостью требовали, чтобы почти все мое взрослое существование прошло наедине с самим собой за чтением, письмом или размышлениями, что далось мне отнюдь не легко». Будучи ещё школьником, Уилбер даже выступал ведущим в телешоу «Незаменимые», в котором интервьюировал разных людей: в шоу его пригласили участвовать как ученика, показавшего себя весьма одаренным в искусстве общения. [4]

В 1967 году по настоянию родителей Уилбер начинает изучать медицину в Университете Дьюка и практически сразу же разочаровывается в возможностях науки[5].

На дальнейшие исследования его вдохновляют не модные в то время психоделики, а восточная литература, в особенности — основополагающий текст даосизма «Дао дэ цзин» (кит. — «Книга о пути и добродетели»). С академической точки зрения первый год был затрачен впустую, и Уилбер вернулся в Небраску и записался в Университет Небраски. Именно здесь он получит степень бакалавра с двумя профилирующими дисциплинами — химией и биологией, при этом он будет уделять значительную долю своего времени восточной философии и западной психологии.

Уилбер получил стипендию для постдипломного образования по биохимии, прошёл все необходимые курсы, однако принял решение отказаться от написания исследовательской работы и сосредоточиться на своей писательской деятельности.

В 1972 году, зарабатывая преподаванием, он знакомится с Эми Вагнер. Они решают жить вместе и в том же году женятся. Чтобы как-то обеспечить себе пропитание во время написания книг, Уилберу приходится зарабатывать на жизнь низкооплачиваемым трудом (несколько лет он работал посудомойщиком). Интересно, что для того, чтобы отточить свои писательские навыки, Уилбер дословно от руки переписал все книги Алана Уотса. В течение следующих десяти лет его рабочий метод состоял в следующем: интенсивно изучать материал в течение порядка десяти месяцев, формировать в уме образ всей книги и затем воплощать её на бумаге за два или три месяца.

Ранняя карьера

В 1973 году Кен Уилбер, которому исполнилось 23 года, закончил рукопись своей первой книги «Спектр сознания» (The Spectrum of Consciousness), в которой автор попытался синтезировать восточные и западные школы психологии. В течение нескольких лет более двух дюжин издательств отказывались публиковать книгу Уилбера по причине сложности излагаемого в ней материала, и лишь в 1977 году работу согласилось издать теософское издательство «Quest Books».

Публикация книги принесла Уилберу признание в академических кругах, что позволило провести ряд лекций и семинаров. Однако через год он на долгое время почти полностью отстранился от общественной деятельности, чтобы больше времени посвятить писательской работе. В этот период он также помог организовать издание трансперсонального журнала «ReVision» в 1978 году.

В 1979 году вышла вторая книга Уилбера под названием «Никаких границ»; она представляет собой популярную версию «Спектра сознания». Затем публикуются книги «Проект Атман» (The Atman Project; 1980) и «Восхождение из Эдема» (Up from Eden; 1981), посвящённые вопросам онтогенетического и филогенетического развития человека — от доличностных уровней через личностные к надличностным. Работа над журналом к тому времени требует всё больше времени, в связи с чем в 1981 году Уилбер полюбовно развёлся с Эми и переехал в Кембридж (штат Массачусетс), чтобы сосредоточиться на проектах «ReVision».

В 1983 году Уилбер переехал в округ Марин (штат Калифорния), где познакомился с Терри («Трейе») Киллэм и позже женился на ней. Через несколько дней в процессе обычного медицинского обследования у неё был диагностирован рак молочной железы. С осени 1984 года по 1987 год Уилбер почти полностью прекратил писать книги и занимался уходом за женой. В 1987 году Уилбер и Трейя переехали в Боулдер (штат Колорадо) и поселились неподалёку от Университета Наропы — буддийского учебного заведения, основанного Чогьямом Трунгпа Ринпоче. Трейя умерла в январе 1989 года. Опыт их совместной жизни в последние годы описаны в книге «Благодать и стойкость» (1991).

Последние годы

В начале 1990-х годов Кен Уилбер предпринял попытку написать учебник по интегральной психологии, однако в процессе работы над книгой им был обнаружен ряд концептуально-теоретических препятствий, сокрытых в современном положении в науке, которые подтолкнули Уилбера к переосмыслению современных теоретических и практических парадигм. Это, в свою очередь, привело его к трёхлетней работе над своей монументальной монографией «Пол, экология, духовность» (Sex, Ecology, Spirituality, 1995), ставшей первым томом задуманной им трилогии «Космос». В 1996 году публикуется работа «Краткая история всего» (A Brief History of Everything), представляющая собой популярное изложение идей работы «Пол, экология, духовность».

В 1997 году публикуется книга «Око духа», являющаяся обобщением статей, написанных Уилбером для журнала «ReVision» и посвящённых вопросам соотношения науки и религии. Следующая его работа была опубликована авторитетным издательством «Random House» под заглавием «Свадьба рассудка и души: интеграция науки и религии» в 1998 году.

В течение всего 1997 года Уилбер вёл дневники и записывал в них свои переживания, которые затем были опубликованы в 1999 году в виде книги под названием «Один вкус». Один вкус — это буддийский термин для обозначения переживания космического сознания. В последующие два года его издатель — «Shambhala Publication» — решает опубликовать полное собрание сочинений Уилбера.

1999 год становится особенно плодотворным в писательской карьере Уилбера: он заканчивает работу над книгами «Интегральной психологии» (Integral Psychology; сокращённый и обобщённый вариант планировавшегося им учебника по интегральной психологии) и «Теории всего» (A Theory of Everything, 2000). В «Теории всего» совершается попытка связать воедино бизнесполитикунауку и духовность и показать, как они интегрированы в теории спиральной динамики. В 1999 году Уилбер также заканчивает черновой вариант романа «Boomeritis» (опубликован в 2002 году), в котором обличает нарциссизм как основную черту людей современности.

В конце 2006 года Уилбер публикует свою работу «Интегральная духовность», в которой вниманию общественности представляется концепция интегрального подхода к духовности и духовному развитию, а в августе 2007 года — книгу «Интегральное видение», являющуюся иллюстрированным введением в интегральную модель, изложенным доступным языком. В «Интегральном видении» даются рекомендации по конструированию собственной «практики интегральной жизни» — персонализированной системы саморазвития и личностного роста. В ближайшие годы планируется новое, полностью переработанное издание наиболее важной, по словам самого Уилбера, работы в его карьере — «Трансформации сознания», — посвящённой интегральной психотерапии и развитию. Помимо этого ожидается издание трилогии «Многоликий терроризм» (The Many Faces of Terrorism), посвящённой интегральной политике и проблеме терроризма в третьем тысячелетии.

С 1987 года Кен Уилбер живёт в Денвере, штат Колорадо. Здесь он продолжает работу над трудом своей жизни — трилогией Космоса, — а также другими книгами, и заведует деятельностью Интегрального института и Интегрального университета.

(продолжение следует)

Источник: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Уилбер,_Кен

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*