ФУЛКАНЕЛЛИ (СЕНТЯБРЬ’ 23)

Теории о личности

 Подпись Фулканелли

 Могила Жана Жюльена Шампаня

В 1962 году Робер Амбелен (1907 — 1997) изложил результаты своих собственных исследований и исследований Жюля Буше (1902 — 1955) в статье «Жан-Жюльен Шампань, псевдоним Фулканелли» (Jean-Julien Champagne, alias Fulcanelli 1877-1932, опубликованной в 1962 году в восьмом номере журнала «Башни Сен-Жак», «La Tour Saint Jacques»). Амбелен лично знал Шампаня и утверждал, что между ним и Канселье были отношения как между учителем и учеником. Амбелен приводит слова Шемита, издателя книг Фулканелли: «месье Канселье выказывал ему крайнее уважение и восхищение, обращаясь к нему поминутно в процессе разговора или же спрашивая его совета то „Учитель“, то „мой Учитель“. Когда же Шампань при этом не присутствовал, Канселье всё равно называл его за глаза „мой Учитель“. <…> О Фулканелли, будь он реальным человеком с таким именем или же некой таинственной личностью, скрывающейся под этим псевдонимом, не было никаких вопросов. Никто даже не заговаривал об этом, а выносил суждения, принимал решения и делал выбор всегда Шампань. Именно по этой причине я и сделал вывод, что Шампань и Фулканелли были одним и тем же лицом »[19].

Как установил Амбелен, издатель Фулканелли никогда не встречался ни с кем, кроме этих двоих; то же подтвердила и консьержка многоквартирного дома на улице Рошешуар, где они оба жили с 1925 по 1932 год. Амбелен увидел указание на имя Шампаня на гравюре, помещенной в конце «Тайн соборов». Еще одним доказательством того, что Фулканелли — это Шампань является автограф Фулканелли на книге «Тайны соборов» с аббревиатурой AHS (Apostolus Hermeticae Scientiae, Апостол Герметических Наук). Именно эта надпись (Apostolus Hermeticae Scientiae) была помещена на могиле Шампаня.

 «Al-Kemi: A Memoir : Hermetic, Occult, Political, and Private Aspects of R.A. Schwaller De Lubicz»

Другие важные источники о возможной личности Фулканелли появились в 1987 году в книге о Рене Шваллере де Любиче (1887-1961) люксембургско-американского писателя Андре Ванденбрёка (André VandenBroeck) «Al-Kemi: A Memoir: Hermetic, Occult, Political, and Private Aspects of R.A. Schwaller De Lubicz». В 1959 и 1960 годах Ванденбрёк был частым гостем Шваллера, который раскрыл важный и доселе неизвестный факт: в конце 1910-х годов Шампань и Шваллер были знакомы друг с другом. Согласно утверждению Шваллера, в одной из книжных коллекций Шампань обнаружил восьмистраничный манускрипт, содержавший в себе заметки неизвестного алхимика XIX столетия. Шампань и Шваллер пришли к выводу, что автором манускрипта является загадочный адепт, который под псевдонимом Килиани в 1832 году выпустил своей единственный труд «Разоблачённый Гермес». Они продолжили работу над этим документом вдвоем. Шваллер собирал материалы о герметической символике соборов, он однажды заявил Шампаню, что хотел бы опубликовать свои выводы. Шампань, заинтересовавшись рукописью, предложил прочитать ее и, возможно, использовать свои контакты в мире эзотерических изданий, чтобы она была опубликована. познакомившись с текстом, Шампань заявила, что его не следует публиковать, потому что в нем раскрыто слишком много секретов. Несколько лет спустя Шваллер был поражен, обнаружив, что его собственная работа легла в основу книги «Тайны соборов», изданной под именем Фулканелли. Он догадался, что Шампань подготовил этот труд с помощью, умершего за несколько месяцев до этой публикации, эрудированного книготорговца Пьера Дюжоля де Валуа («Магафон», 1860 — 1926), владельца магазина «Книжная лавка чудес» и молодого Эжена Канселье, написавшего к ней предисловие. «Версия Шваллера», согласно которой основные идеи «Тайн соборов» принадлежат Шваллеру де Любичу, были развиты (возможно, при дальнейшей помощи других) Жаном-Жюльеном Шампанем, который скрылся за псевдонимом «Фулканелли», и увидели свет благодаря усилиям Канселье, поддерживается Женевьевой Дюбуа, в распоряжении которой имеется письмо Канселье Шваллеру, где подтверждена часть информации Ванденбрёка.

Другие гипотезы о личности Фулканелли (Например, что он был Камиллом Фламмарионом [Ф. Куржо 1995] и т.д.) не подкреплены никакими документами, доказательствами или конкретными свидетельствами и не выглядят исторически достоверными. Существует множество теорий о личности Фулканелли. Предполагают, что он был французским оккультистом своего времени: возможно, членом бывшей королевской семьи, чей род пресёкся со смертью короля Генриха III в 1589 г., или членом Frères d’Heliopolis (Братьев Гелиополиса, общества, будто бы возникшего еще в древнем Египте, членами которого также были Эжен Канселье, Жан-Жюльен Шампань и Жюль Буше). Однако, согласно Роберу Амбелену, общество «Братьев Гелиополиса» было создано Жан-Жюльеном Шампанем.

 «Al-Kemi: A Memoir : Hermetic, Occult, Political, and Private Aspects of R.A. Schwaller De Lubicz»

Патрик Ривьер (Patrick Rivière), ученик Канселье, в своей книге «Fulcanelli: His True Identity Revealed» (Фулканелли: раскрытие подлинной личности, 2000), утверждает, что за псевдонимом Фулканелли скрывался известный французский физик Жюль Виоль (1841 — 1923), член Парижской академии наук и один из основателей Высшей школы оптики в Париже.[6].

Согласно еще одной версии, под псевдонимом «Фулканелли» скрывался французский алхимик Франсуа Жолливе-Кастело. Намек на это находили в иллюстрации, помещенной во второй книге Фулканелли «Философские обители»:

Третья страница обложки второго тома несла изображение герба, испещрённого Герметическими символами: левСолнце и Луна (философские сера и ртуть) и пятиконечная звезда, или пентаграмма. Выяснилось, что этот герб принадлежал Роберу Жолливе, тридцатому настоятелю аббатства Мон-Сен-Мишель, чья эмблема, датированная XIII веком, была высечена на каменных парапетах монастыря. Известно, что некоторые аббаты и монахи Мон-Сен-Мишеля интересовались алхимией и мистическими традициями Сантьяго-де-Компостелла, а алхимический символ раковины был в изобилии представлен в декоре монастыря. Некоторые теоретики, тем не менее, предпочитали утверждать, что щит Дома Робера Жолливе в «Философских обителях» должен был означать, что однофамилец последнего Франсуа Жолливе-Кастело и был Фулканелли.[14]

По убеждению некоторых исследователей, за псевдонимом «Фулканелли» мог скрываться Канселье, который получал авторские гонорары от продаж книг Фулканелли, однако сам он утверждает, что Мастером Фулканелли был Василий Валентин, алхимик XV-го века.

Творчество

Важность и увлекательность вопроса о личности Фулканелли не должны заслонять большого интереса, который представляют две его работы в контексте алхимической литературы. Они написаны в прекрасном стиле — гибком, точном и читабельном — и эти качества способствовали их восприятию в годы после Второй мировой войны гораздо более широкой публикой, чем обычно привлекают публикации по алхимии. Эти книги относятся как к области общей эрудиции, так и к области алхимии. В них Фулканелли предстает как христианский герметик, связанный с французской алхимической традицией, восходящей к Николя Фламелю. Ярко выраженный французский характер работ Фулканелли проявляется и в других аспектах. Большинство его алхимических бесед берут за отправную точку скульптурные изображения готических соборов или замков эпохи Возрождения во Франции. Более того, автор мастерски пользуется langue des oiseaux (языком птиц тайным языком трубадуров, предположительно основанным на каламбурах и омофонах) — способом фонетической интерпретации слов и фраз с целью обнаружения внутреннего, алхимического смысла, всегда выражаемого по-французски, даже если исходные слова написаны на латыни или английском языке. Образцами Фулканелли в этом, возможно, были писатель-алхимик Чезаре Делла Ривьера (Cesare Della Riviera, «Магический мир героев» (Il Mondo Mgico de gli Eroi), 1605) и археолог и писатель Клод-Состен Грассе д’Орсе (Claude-Sosthène Grasset d’Orcet, 1828-1900).

 Фулканелли. Тайны готических соборов. Рефл-бук – Ваклер. 1996

Фулканелли является автором двух опубликованных книг: «Тайна соборов и эзотерическое толкование герметических символов Великого Делания», а также «Философские обители и связь герметической символики с сакральным искусством и эзотерикой Великого Делания». Вторую работу сам Фулканелли считал более совершенной.[11]

 Философские обители. Энигма, 2004

Главная идея «Тайн соборов» состоит в том, что скульптурные изображения готических соборов, а также ряд других памятников прошлого, скрытым образом иллюстрируют секреты Великого Делания. Автор показывает это на примере собора Нотр-Дам де Пари, собора Нотр-Дам де Амьен, дворца Жака Кёра, особняка Лальмана в Бурже и каменного креста приходской церкви в Анде. Книги написаны зашифрованным образом, изобилуя латинскими и греческими каламбурами, алхимической символикой, двойными смыслами, способных открыться лишь посвященным, а случайных читателей — оставить в неведении.[12]

 «Finis Gloriae Mundi», Хуан де Вальдес Леаль, 1672

Название последней (неизданной) книги Фулканелли очевидно связано с картиной Хуана де Вальдеса Леаля (1622–1690), хранящейся в церкви Санта-Каридад в Севилье и названной «Finis Gloriae Mundi» (Конец славы мира). Существуют две версии этого таинственного трактата, однако их достоверность весьма сомнительна. В 1988 году в алхимическом журнале «Tourbe des Philosophes» Жан Лаплас опубликовал синопсис этой книги, найденной, по его утверждению, в картонной папке, оставшейся в доме Эжена Канселье в Савиньи. Книга состояла из трех разделов: Упадок нашей цивилизации и упадок человеческих обществ; Земные свидетельства конца света; Космические причины потрясений.

В 1999 году в Лондоне вышла книга, претендующая на звание знаменитого третьего тома трилогии Фулканелли «Finis Gloriae Mundi». Автор предисловия Жак д’Арес, преемник Поля Ле Кура (1871 — 1954) в качестве главы эзотерического журнала «Atlantis», сообщает, что рукопись была отправлена ему как приложение к электронному письму от «Фулканелли», в котором говорилось, что он выбрал д’Ареса как духовного наследника оккультиста Поля Ле Кура и романиста и эссеиста Филеаса Лебега (1869 — 1958). «Фулканелли» сообщает, что эта рукопись отличается от первой «Finis gloriae mundi» и что ее обнародование было навязано ему «непреодолимыми причинами, касающимися судьбы всего человечества…». Сейчас, в возрасте 160 лет (!), Фулканелли, очевидно, почувствовал себя обязанным написать работу, в которой он осуждает покорение космоса, эксперименты с эмбрионами, ядерную энергию и т.д. и предсказывает скорый распад Соединенных Штатов Америки.

По мнению историка Робера Альё (Robert Halleux) «идея о том, что памятники или произведения искусства содержат алхимический символизм», возникает только в XVII веке:

В скульптуре таинственные рельефы, покрывающие потолок небольшой комнаты в отеле «Аллеман» в Бурже, построенном в 1487 году, наполовину объясняются в алхимическом ключе, но эта интерпретация не является окончательной. Подобных примеров для Средневековья нет. Символика соборов, похоже, ничем не обязана алхимии. Герметическая интерпретация родилась в то время, когда религиозные значения символов, как и сами камни, уже посыпались.[20]

Образ Фулканелли в массовой культуре

 
Афиша фильма «Хронос»

 Анри Лёвенбрюк, «Тайна Фулканелли», 2013

Фулканелли упоминается в романе Умберто Эко «Маятник Фуко», «Игре в классики» Хулио Кортасара, «Алхимике» Пауло Коэльо. В фильме «Собор» Микеле Соави главный герой пытался по книге Фулканелли найти сокровища в католическом соборе. В фильме «Хронос» Гильермо дель Торо утверждается, что в 1536 году, спасаясь от инквизиции, алхимик Уберто Фулканелли высадился в порту Веракруса, Мексика». Фулканелли был назначен официальным часовщиком вице-короля Мендосы и посвятил себя совершенствованию гениального механического устройства «Хроноса», которое должно было стать источником вечной жизни. Однако таинственный алхимик и его устройство исчезают, пока в 1997 году его не находит торговец антиквариатом Хуан Грис, главный герой фильма.

Второй диск альбома Guitar (1988) американского композитора и гитариста Фрэнка Винсента Заппы, содержит музыкальную композицию «Но кем был Фулканелли?». О Фулканелли рассказывается в романе Анри Лёвенбрюка «Тайна Фулканелли» (2013), получившего приз за эзотерический роман в 2014 году.

Публикации на русском языке

  • Вайднер Д., Бриджес В. Загадка Фулканелли. Тайны соборов и пророчество великого андайского креста. Когда наступит Апокалипсис? Серия: Тайны древних цивилизаций. М. Эксмо. 2005.
  • Фулканелли. Тайны готических соборов. Серия: Библиотека эзотерической литературы. Перевод с франц, англ. М.: Рефл-бук – Ваклер. 1996.
  • Фулканелли. Философские обители. М.: Энигма, 2004.
  • Фулканелли. Тайна Соборов и эзотерическое толкование герметических символов Великого Делания. Серия: Алый лев. М. Энигма. 2008.
  • Джонсон К. Р. Феномен Фулканелли. Тайна алхимика ХХ века М. Энигма 2008 М.: Энигма, 2008.

Примечания

1. Mark Stavish The Path of Alchemy, p. 171, Llewellyn Worldwide, 2006 ISBN 978-0-7387-0903-1
2. Rivière, Patrick. Fulcanelli. Red Pill Press ISBN 1-897244-21-5
3. Повель, Л., Бержье, Ж. Утро магов. Лабиринты тайноведения М. Вече 2005. С. 97.
4. Powell, Neil Alchemy, the Ancient Science, стр. 53, Aldus Books Ltd, London, 1976
5. Кеннет Райнер Джонсон. Феномен Фулканелли. Тайна алхимика XX века. Серия: Incognito. М., Энигма. 2009. С. 208-209.
6. Rivière, Patrick. Fulcanelli. Red Pill Press ISBN 1-897244-21-5
7. Fulcanelly Le Mystère des Cathédrales, p. 29, Neville Spearman Ltd, London, 1971
8. Повель, Л., Бержье, Ж. Утро магов. Лабиринты тайноведения М. Вече 2005. С. 117.
9. Там же, с. 118.
10. Patrick Harpur Mercurius, p. 336, Blue Angel Gallery, 2007 ISBN 978-0-9802865-8-8
11. Фулканелли. Тайна соборов и эзотерическое толкование герметических символов Великого Делания = Le Mystere des Cathedrales / Пер. с франц., вступ. ст., коммент. В. Каспарова. — М.: Энигма, 2008. С. 18
12. Там же, с. 18
13. Фулканелли. Тайна соборов и эзотерическое толкование герметических символов Великого Делания = Le Mystere des Cathedrales / Пер. с франц., вступ. ст., коммент. В. Каспарова. — М.: Энигма, 2008.
16. Кеннет Райнер Джонсон. Феномен Фулканелли. Тайна алхимика XX века. Серия: Incognito. М., Энигма. 2009. С. 189.
17. Frater Albertus. The Alchemist of the Rocky Mountains. Samuel Weiset, New York, 1960.
18. Кеннет Райнер Джонсон. Феномен Фулканелли. Тайна алхимика XX века. Серия: Incognito. М., Энигма. 2009. С. 205.
19. Там же, с. 213.
20. Robert Halleux, Les textes alchimiques, Turnhout (Belgique), Brepols, 1979, p. 148-153.
Источник: https://www.wiki93.ru/index.php/%D0%A4%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*