Великие мистики в реалиях: Блаватская Елена Петровна
Автор: Davy Jones
Блаватская была одним из создателей Теософического Общества
Елена Петровна Блаватская — один из величайших мистиков всех времён и народов, хотя бы уже потому, что ни одна женщина не оказала такого колоссального влияния, в том числе и на мужчин, не будучи наделённой телесной красотой. С 1848-го по 1875 год она совершила практически трёхкратное кругосветное путешествие, но знаменита не этим, а созданной ею теософией.
Русская путешественница и оккультистка утверждала, что она узнала секреты потерянных цивилизаций и тайных обществ. Елена Блаватская была одной из самых загадочных фигур 19 века, а ее взгляды на тему существ, управляющих судьбой Земли, забытой истории и ошибок веры в Бога являются спорными по сей день. Многие люди разделяют взгляды, высказанные Еленой Петровной Блаватской, даже не зная об этом. Эта русская оккультитстка, писательница, мыслительница и основательница теософского движения была одной из самых противоречивых личностей второй половины 19 века.
Библиограф Блаватской Борис Цырков пишет, что “Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают”.
Еленой Петровной Блаватской девушка станет в 17 лет после своего первого замужества. Собственно браком её союз с вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, который был на добрых 20 лет старше своей избранницы, назвать нельзя.
Невеста-девственница испарилась в течение медового месяца, со всеми вытекающими отсюда для союза Гименея последствиями. В это время Елена заносит в свою записную книжку фразу: “Женщина находит своё счастье в приобретении сверхъестественных сил, а любовь является только дурным сном, бредом”. После побега она путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец.
После заключения второго брака её официальное имя будет звучать как Елена Бетанелли (Helena Betanelly). В 1851 году 20-летняя Блаватская в Лондоне впервые встречает человека, которого она уже знает по своим детским видениям, — посвященного из раджпутов, учителя Морью (Morya). Индийский гуру поведал Елене о том, что ей предстоит совершить. Среди военно-феодального сословия раджпутов (в переводе с североиндийских языков означает “сын царя”) женщины пользовались большим уважением и занимали высокое положение. Необходимо отметить, что в период мусульманских правителей Северной Индии (12—18 века) именно раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей.
Восхождение Блаватской к известности начинается в 1874 году, после её прибытия в Нью-Йорк, где она знакомится с юристом, полковником Генри Стилом Олькоттом (Henry Steel Olcott), человеком высоких нравственных качеств.
Осенью 1875 года Блаватская с Олькоттом и ещё несколькими единомышленниками создают Theosophical Society — Теософическое Общество. 17 ноября 1875 года Олькотт на правах президента официально объявил о его создании.
В сентябре 1877 года в нью-йоркском издательстве вышел в свет первый монументальный и основополагающий для современной теософии труд Блаватской Isis Unveiled – “Разоблачённая Изида”. Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан за два дня.
8 июля 1878 года Елена Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство. Об этом неординарном событии во всю раструбили самые разные газеты. Однако в США она прожила после этого всего три года, после чего уехала вместе с Олькоттом в Бомбей. Там они организовали штаб-квартиру Общества (позже она будет перенесена в город Адьяр). Там они приступили к изданию первого теософического журнала The Theosophist, редактором которого стала Е. П. Блаватская.
В мае 1880 года Олькотт с Еленой отправляются на Цейлон (Шри-Ланку), где начинают работу по возрождению буддизма в Индии. Они оба принимают “панча шила” (Пять священных заповедей, или обетов, обязательных для буддистов). Сам полковник впоследствии говорил, что этот шаг стал просто формальным подтверждением их с Еленой давних убеждений.
Олькотт с Блаватской полностью посвящают себя просветительской деятельности: они путешествуют по разным отдалённым районам Индии, основывают новые филиалы Общества, принимают посетителей, готовят материалы для публикации в собственном журнале. Целевой аудиторией статей были сами индусы, в которых теософы хотели пробудить интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.
В 1884 году Олькотт с Блаватской отбывают в Лондон, куда везут петицию Британскому правительству от буддистов Цейлона. Несмотря на то, что здоровье Елены к тому моменту уже сильно ухудшилось, она работает над одной из своих важнейших итоговых работ — над “Тайной Доктриной”.
А между тем, во время их с Олькоттом путешествия, в Индии против них иезуиты готовили заговор. Причём, в нём участвовали двое слуг Блаватской. Елена, чтобы на месте разузнать ситуацию, возвращается в Адьяр. Она хочет подать на своих слуг в суд, предъявив им иск за клевету в якобы мошенническом характере её деятельности. Однако другие члены Теософического Общества решают не предавать это дело огласке, и Блаватская, так и не добившись торжества справедливости, в марте 1885 года уезжает в Европу. Больше она уже никогда не вернётся в Индию.
Позже выяснилось, что всё “дело” было полностью сфабриковано иезуитами, которые ненавидели и само Теософическое Общество, и его основательницу.
Взгляды Блаватской, как и ее жизнь, трудно передать тезисно. Осью ее концепции была вера в существование универсальных принципов, которые легли в основу мировых религий. Они конкурируют друг с другом, поэтому они плохие, но все они произрастают из одного «ствола». В конечном счете, все великие религии падут, и наступит возврат к первоначальной истине. Ближе всего к ней герметизм – древняя религия, основанная на учении Гермеса Трисмегиста и давшая теоретическое обоснование философии магов и оккультистов.
Елена Блаватская говорит о братстве всех людей, независимо от цвета кожи, расы или вероисповедования. Оправдывает этот постулат утверждением, что все мы несем в себе «ядро божественности» и мы все между собой связаны. Стоит отметить, что одним из характерных элементов верований Елены были «Хроники Акаши» — нефизическая совокупность всех сведений в космосе, доступ к которым может получить лишь высоко духовный человек. В ее системе все во Вселенной развивается циклически, как учит «Книга Дзян». Если что-то было камнем, то в каком-то очередном цикле оно станет человеком. Целью воплощений является улучшение себя. Со временем душа начинает понимать принципы, которые управляют Вселенной, и становится существом, подобным ангелам, которые живут в совершенно другом измерении. По мнению Блаватской, существует семь уровней существования: от низшего физического до абстрактной Атмы. Интересно, что она признавала, что после достижения определенного уровня самосознания человек может разблокировать у себя память о прошлых жизнях.
Что касается личностного христианского Бога, то Блаватская заявляла прямо, что такового не существует, называя эту концепцию «коллекцией противоречий и невозможностей». Однажды она даже спровоцировала значительный скандал, подвергая себя гневу верующих, сказав, что Бог был зол, потому что создал человека «импульсивно», как существо полностью и слепо ему подданное. И только Люцифер открыл глаза людей, поэтому честь надо отдавать ему. Реакция на эти слова была ожидаемой, а Блаватской пришлось привыкать к всевозможным оскорблениям в свой адрес.
Самая оригинальная группа ее взглядов была связана с «забытой историей» человечества. «Открытия современной науки не противоречат старейшим традициям, которые указывают на то, что наша раса является чрезвычайно возрастной», — говорила она, добавляя, что перед человеком на Земле существовало много других разумных видов, часто более совершенных. Были это, так называемые, коренные расы, из которых мы пятая. В общей сложности их должно быть семь, в каждой из которых должно быть семь подклассов. Шестая должна появиться в 28 веке. Интересно, что на Земле – в соответствии с Блаватской – все еще можно найти живых «представителей» более старых рас. Согласно с тем, что она узнала из строго хранившихся записей, самыми древними обитателями планеты были эфирные существа, воспроизводящиеся путем деления.
В следующем эоне после их исчезновения появились гиперборейцы – желтокожая раса, живущая в тропиках, которые находились там, где сейчас размещена Арктика и приполярные районы. Когда они вымерли, появились лемурийцы, населяющие несуществующих ныне континент в Индийском океане, который распался миллионы лет назад в результате вулканической деятельности (их потомками являются снежные люди). Следующая раса появилась 4,5 миллионов лет назад в Африке. Это были темнокожие люди, которые потом колонизировали Атлантиду, развивая передовые технологии. Некоторые представители этой расы имели парапсихические способности. Попадались среди них и гиганты. Когда их цивилизация рухнула в результате войны, народ этот переселился на территорию современной Америки, а их потомками являются инки, индейцы и народы монголоидной расы. Беженцы из Атлантиды основали несколько древних цивилизаций, в том числе египетскую.
По мнению Блаватской, предшественником пятой коренной расы был человек, которого индусы называют Ману. На протяжении тысячелетий развивались в ее контексте разные подгруппы от индейцев до немцев и славян. Если верить Елене, в ближайшее время появиться новая группа людей, которая эволюционирует на территории США. Интересно, что в «Тайной доктрине» она также пишет об «учителе пятого человечества». Она упомянула о «змеях, которые снова спустились, заключили мир с пятыми и их инструктировали». Память об этом сохранилась в мифах и легендах.
После возвращения из Тибета с багажом эзотерических знаний Блаватской надо было найти способ передать их обществу. Она тогда была мало известным человеком и, как упоминает Гудрик-Кларк, ее большой «дебют» наступил около 1873 года, когда она сблизилась с американскими спиритами – сторонниками контактов с иными мирами с помощью спиритических сеансов.
Основанное Блаватской товарищество начало объединять последователей оккультизма и парапсихологии, в том числе знаменитостей (например, Томаса Эдисона и Джека Лондона). Характер путешественницы дает о себе знать и вскоре Блаватская вместе с Олскоттом отправилась в Индию, несмотря на полученное ранее американское гражданство. В 1882 году товарищество приобрело недвижимость в Адьяре, где и расположилась его штаб-квартира, хотя колониальные власти постоянно следили за оккультистами, как за «подозрительным элементом».
Елена постепенно теряла здоровье и вскоре ей рекомендовали сменить климат на более мягкий. Тем временем, теософическое движение и работа его создательницы ставали более популярными, хотя ее саму часто критиковали и осуждали. Блаватская умерла внезапно в Лондоне в 1891 году в результате осложнений от гриппа. Ранее в городе она начала издавать скандальный журнал «Люцифер». В жизни Блаватской было много других скандалов, расколов, обвинений и сверхъестественных явлений. Красочный характер отразился, возможно, в эклектичной натуре ее взглядов, в которых можно найти корни герметичные, индуистские и буддийские, а также вдохновение древней философией, мифологией и Каббалой. Все это было уложено в оригинальный порядок, но здесь не было ничего нового. Кроме того, французский мыслитель и знаток эзотерических традиций Рене Генон сказал, что в ее учении тяжело найти «что-то новаторское». Это просто синтез знаний из многих источников, который не является эффектом мистической иллюминации.
Сегодня Елена Блаватская остается несколько забытой фигурой, а ее книжки, хотя и читаются, но уже немного устарели. Но несколько вещей, однако, после нее осталось, а это: популярность идеи реинкарнации и цикличности среди европейцев, обновление легенды об Атлантиде, создание мифа о Лемурии, а также убеждение людей о существовании «забытой истории» и необходимость научного исследования явлений, связанных с человеческим сознанием. Теософию, однако, ждала другая судьба. Похоже, что ее послание было лишь частично понято и принято поколением, живущим в 21 веке. Самые важные идеи братства, самосовершенствования, самоотверженной службы не нашли признания в такой степени, чтобы стать ощутимым элементом социальной жизни. Блаватская, кажется, предвидела это, с акцентом подчеркивая, что «вечная мудрость», к которой относится теософия, смогла пережить все катаклизмы, значит и наша цивилизация, сосредоточенная на потреблении, утверждении эго и материализме, не совсем потеряна.
Источник: https://fishki.net/2648747-velikie-mistiki-v-realijah-blavatskaja-elena-petrovna.html © Fishki.net