УСМИРЕНИЕ УМА
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
(продолжение)
Благоприятные и неблагоприятные качества ума
Существует пять благоприятных и пять неблагоприятных качеств ума. Если ваш ум обладает неблагоприятными качествами, то даже чистая страна покажется вам адом. Напротив, если ваш ум обладает пятью благоприятными качествами, то даже в аду вы проявите чистое видение, обретете реализацию и будете счастливыми, потому что ваше состояние определяется вашим сознанием.
Пять благоприятных качеств:
~ безмятежный ум,
~ сильный ум,
~ чистый ум,
~ ясный ум,
~ преданный ум.
Если вы обладаете такими качествами, то это благоприятно для того, чтобы усмирить ум.
Неблагоприятные качества ума:
~ беспокойный ум,
~ слабый ум,
~ нечистый ум,
~ себялюбивый ум,
~ эгоистичный ум.
Беспокойный ум бывает двух типов – неудовлетворенный и возбужденный. Возбужденный ум – это ум, который лихорадочно мечется вследствие своей беспорядочной, недисциплинированной природы. Например, у человека загрязнены каналы и прана пульсирует в нижних чакрах; это сильно беспокоит ум, поэтому он не может сосредоточиться. Или у него имеются сильные колебания мыслей (вритти) в уме. Неудовлетворенный ум – это более тонкое состояние, когда человек неудовлетворен в силу своих малых заслуг, в силу прошлых карм. Тот, у кого много заслуг, всегда удовлетворен; он в прошлых жизнях создал достаточное количество причин, чтобы быть удовлетворенным в этой жизни. А человек с неудовлетворенным умом создал в прошлых жизнях мало причин, у него мало заслуг, поэтому в этой жизни он пожинает соответствующие плоды. Неудовлетворенный ум думает так: «Хорошо там, где нас нет», то есть он всегда недоволен текущей ситуацией.
Ум может быть слабым, склонным к компромиссам. Особенность такого ума в том, что он всегда пребывает в раздумьях, в состоянии выбора: «Медитировать или лучше пойти чай попить? Вставать или еще немного полежать? Практиковать или отдохнуть, подумать о чем-то?» Слабый ум – это ум компромисса. С таким неблагоприятным качеством ума невозможно чего-то добиться. Это подобно тому, что вам нужно проделать большую дыру в твердой скале, но вы, вместо того чтобы взять лом и начать работать, начинаете думать: «Сегодня мне начать или на завтра можно перенести? А мне подойдет для этой работы лом или же надо поискать какой-то другой инструмент?» Очень часто люди со слабым умом к делу так и не приступают; у них на это не хватает ни энергии, ни мотивации, ни устремленности.
Следующее неблагоприятное качество ума – нечистый ум, который все склонен видеть омраченно. Обычно тот, у кого мало заслуг, имеет нечистый ум. Если человек не работает над собой, то рано или поздно такой ум заводит его в трясину нечистого видения, из которой очень трудно выбраться. Такой ум склонен подмечать исключительно недостатки, а на достоинства вообще не обращает внимания. Человек с таким умом во всем видит только негативную сторону, не понимая, что негативная сторона вещей – это лишь часть реальности. Он фундаментально ошибается, потому что в своей основе весь мир и наполняющие его существа чисты и божественны. Такой человек не видит божественную сторону реальности. Он как будто не доверяет реальности, но и она тоже не доверяет ему из-за его омраченного состояния. Например, если у человека нечистый ум, ему не дадут ответственное служение, потому что нет уверенности, что он выполнит его максимально благоприятным образом. Нечистый ум – это такой ум, который всегда замечает недостатки в других и абсолютизирует их, вместо того чтобы перенести все в чистое видение, то есть он не работает с этим. Чистый ум, наоборот, всегда опирается только на чистое видение, он не позволяет себе искать недостатки в чем бы то ни было.
Неблагоприятным также является себялюбивый и эгоистичный ум. В противовес преданному уму, эгоистичный ум всегда думает только о себе. Он нацелен исключительно на себя. Он сам для себя Бог и царь, он сам для себя основа, путь и плод, он для себя гуру. Причем здесь идет речь про низшее «я», эго, а не про любовь к высшему «Я». Такой человек склонен всегда переоценивать значимость своего «я». Он думает только о том, чтобы ему было хорошо, его совершенно не интересует, как другие чувствуют себя в этот момент.
Например, в ритрите кому-то жарко, поэтому он идет и открывает форточку, даже не задумываясь, что по этому поводу думают другие. Это типичный пример эгоистичного ума. О служении, которое не нравится, такой человек думает так: «Пусть бы его кому-то другому дали». Он сам для себя очень важен, а другие имеют для него значение только в том случае, если могут что-то ему дать: какие-то возможности, знания и т.д. То есть он испытывает к ним исключительно меркантильный интерес.
Эгоистичный ум позиционирует себя более важным, чем другие, делает себя центром, пытается не отдавать, а только получать. Это предельно закрытый, закапсулированный ум, который, подобно черной дыре, стягивает все на себя, ничего не отдавая взамен. «Черная дыра» в физике – это особый астрономический объект, в котором даже луч света теряется. Все, что в нее попадает (время, пространство, свет), исчезает бесследно, из нее ничего не выходит; это нулевая точка сингулярности, предельная закапсулированность. По аналогии с черной дырой себялюбивый, эгоистичный ум сильно кристаллизуется, закрывая себя от внешней реальности. Он постоянно поглощен только своими интересами, и такая поглощенность собой, даже несмотря на многолетнюю духовную практику, не позволяет по-настоящему распахнуть ум.
Часто такому человеку медитация не помогает, потому что ему нужно в корне изменить свои жизненные установки. Ему обязательно нужно научиться служить другим, в противном случае медитация будет еще больше усугублять эту закапсулированность. Он будет думать: «Главное, чтобы моя медитация шла нормально. От всех этих дел и проблем надо себя максимально абстрагировать, чтобы никто меня не мог побеспокоить». Но на самом деле такой человек вместо достижения освобождения рискует упереться в огромную непроходимую стену – его собственное эго (ахамкару). И как бы он ни медитировал, эту стену ему просто так не пробить.
Итак, мы рассмотрели различные виды неблагоприятного ума. Существует целая группа очень действенных методов, позволяющих преобразовать неблагоприятный ум в благоприятный. Это не значит, что не следует проходить ритриты. Ритритная садхана, несомненно, одобряется. Но речь здесь идет о важности отношения ко всему, в том числе и к практике, о необходимости иметь правильную мотивацию. Например, когда вы медитируете в ритрите, то медитацию следует рассматривать в качестве служения Трем сокровищам: Дхарме, Сангхе, Гуру. Очень важно, особенно перед длительными ритритами или сложными практиками, настраивать себя на то, что это является вашим служением Трем сокровищам, заслуги от которого вы посвящаете благу всех живых существ. Если у вас будет такая правильная мотивация, вы не впадете в «прелесть», ваш ум не сможет ввести вас в заблуждение.
Если человек не усмиряет свой ум, он может попасть в число тех, кто впадает в «прелесть». Статистика показывает, что в сильную иллюзию впадают примерно тридцать процентов практикующих. Это как раз те практикующие, которые не усмиряют свой ум и имеют эгоцентричную мотивацию в практике. Всегда надо помнить об этом и настраивать себя так, чтобы не попасть в их число. Если вы меняете свою мотивацию на неэгоцентричную, то вы гарантированно освободитесь от подобных иллюзий, обольщений и «прелестей».
(продолжение следует)