СВАМИ ВИШНУДЕВАНАНДА ГИРИ. АТМА-ВИЧАРА (МАЙ-ИЮНЬ’ 24)

Атма-вичара 

Свами Вишнудевананда Гири

Книга создана по материалам лекций Мастера

 «Источник сознания»

Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара

МЕТОДЫ УГЛУБЛЕНИЯ АТМА-ВИЧАРЫ

 

Атма-вичара – это ценнейшая практика во вселенной.

 

Есть два основных способа выполнения этой медитации.

 

Первый в стиле Раджа-йоги – путь успокоения ума, когда идет жесткая концентрация на «я-мысли» (ахам-вритти). Эта практика описана в «Йога-Садхана-Хридайя Сутре» в разделе «Раджа-йога» как атма-дхарана. Это обычная практика дхьяны – успокоения ума, но объект концентрации здесь самый тонкий – высшее «Я».

 

Недостаток этой практики в том, что чувство «я» легко теряется и сначала трудно на нем сосредоточиться. Но через некоторое время приходит сильная отрешенность, и сама ахам-вритти переходит в нечто более глубокое – в постоянное памятование себя (состояние нидидхьясана), поглощенность Атманом, а это уже высочайший уровень, ведь ахам-вритти – это проявление природы ума на уровне мыслей.

 

Здесь практика радикально меняется, практикующий переходит ко второй стадии атма-вичары – самой ценной. Она выполняется в стиле высшей йоги (Ануттара-йоги). Это уже не успокоение ума (дхарана), а утончение поверхностного сознания через наблюдение за сознанием «я» (нидидхьясана).

 

Это очень тонкий, внутренний вариант атма-вичары, который также называется «присутствие самовспоминания». Это подлинный тайный метод высшей йоги, который, если его правильно выполнять, трансформирует вас, давая переживание недвойственности  и самадхи.

 

Этот способ отличается от первого варианта атма-вичары. Здесь для вспоминания себя используется поверхностное сознание и возникает больше энергии и ясности, чем в первом случае, когда поверхностное сознание не утончается, а просто блокируется жесткой фиксацией ума на «я-мысли». Это практика без усилия. Это очень гибкая медитация, и даже если ум у вас не спокоен, вы можете ее выполнять, вспоминая чувство «я». На высших уровнях ее выполнения происходит самоосвобождение – мысли рождаются, но вы сразу же вспоминаете себя и все растворяете.

 

Когда атма-вичара в стиле нидидхьясаны углубляется, вы проходите все ступени, описанные в «Вишуддха-марге» вплоть до реализации состояния Брахмана.

 

Это высшая практика, т.к. происходит осознавание не тела и мыслей, а природы ума или нашего бытия, чувства «я есть». Сознание естественно смещается внутрь, и «я» проникает в сон со сновидениями, а затем в сон без сновидений.

 

На высших уровнях практики уже нет чувства «я», нет даже самовспоминания, есть лишь очень интенсивное, подобное яркому сиянию лампы, непрерывное спонтанное самоосознавание. Оно очень тонкое, однако разрушает все наши сансарные представления.

 

Завершение практики – это уже непрерывное осознавание природы ума – приближение к естественному состоянию (сахаджье). Мысли и чувства, едва вспыхнув, растворяются. В соединении с секретными техниками Йоги Света, Крийя-Кундалини такое состояние ведет к достижению тела света.

 

Если вы делаете акцент на углублении осознавания «я», идет раскрытие взгляда, т.е. тела мудрости (джняна-деха) – всеобъемлющего безграничного пространства осознавания. Если делается акцент на взаимодействии с внешними объектами через органы чувств, идет раскрытие иллюзорного тела из праны-ума (пранава-деха), обликом подобного божеству, – осознавания этого мира как иллюзии, как части вашего высшего «Я». Соединение взгляда и осознавания – это интеграция, и отсюда вытекают действия в иллюзорном проявленном совершенном теле (сиддха-деха).

 

Итак, эволюция атма-вичары проходит в три этапа:

 

1. Жесткая концентрация на уровне ума, когда этот мир отрицается, а вы, выполняя практику, теряете действие во взгляде или действие в осознавании.

 

2. Вы как бы отталкиваетесь от внешних объектов через пять органов чувств и сами пробуждаете внутреннее осознавание «я», рассматривая мир вокруг как сон, иллюзию, но не отрешаясь от него.

 

3. Вы распространяете тонкую вибрацию самоосознавания (ахам-вритти) на все вокруг. Это интеграция. Вы рассматриваете мир вокруг – деревья, людей, скалы и дома как свое «я» – как часть себя.

 

На высших уровнях в силу вступают практики иллюзорного тела, когда провоцируются различные стрессовые ситуации и энергии, чтобы осознать их как «я» и интегрироваться с ними. Однако это высший уровень, и к такой практике приступают после достижения непрерывного сознания и самадхи.

(продолжение следует)

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*