Медитация «Четырех бесконечных состояний Брахмы»
Что такое медитация «Четырех бесконечных состояний Брахмы» (четырех Брахма-вихар)?
Брахма – величайшее существо во вселенной, это метаразум, первичная вибрация, возникшая в Парабрахмане, зародившая определенную игровую индивидуальность, главный программист нашей вселенной.
Этот величайший божественный мета-разум пребывает в очень великих состояниях сознания. Эти состояния мы называем безграничная любовь (према, према-нанда); безграничная радость (брахма-нанда), не мирская радость, не человеческая и даже не божественная, а радость от переживания Брахмана, Абсолюта; безграничное сострадание и безграничное отрешение (вайрагья), бесстрастие (титикша).
Брахма пребывает в этих великих непостижимых состояниях, у него нет ограничений, он не может быть охвачен умом, он бесконечен. Вы не сможете измерить его энергию, распространенность, географию, он есть сама бхава.
Брахма пребывает в любви к Абсолюту, Парабрахману, к Источнику, из которого он изошел. Любовь Брахмы – это любовь к Богу, любовь божественного существа к своему Источнику.
Брахма тоже является Богом. Он является игровой формой Абсолюта, которая предназначена творить, с одной стороны, а с другой стороны, проявлять сострадание ко всем существам во всех мирах, которые пребывают в неведении.
С третьей стороны, это отрешенность (вайрагья), ведь все это игра, все это иллюзия. Брахма не заблуждается, Брахма видит мир как иллюзию, он же сам его творит. Вселенные, галактики, солнечные системы, звезды, миры – это его собственные энергии.
В-четвертых, это безграничная радость пребывания в Абсолюте.
Когда мы здесь, на Земле, приступаем к этой медитации, мы как бы выражаем санкальпу: быть проводниками энергий Брахмы-абсолюта в аспекте Творца. То есть проводить определенную энергию, определенную божественную волю здесь на Земле, транслировать ее, и в этом наша миссия.
Эти четыре невероятных, чистых, абсолютных божественных состояния пропустить через себя и протранслировать на этом участке вселенной, на Земле, чтобы немного его настроить, немного его отрегулировать, наладить, чтобы все здесь стало немножко лучше, чище, красивее, эту божественную волю мы исполняем.
Мы, как проводники, как клетки Брахмы, как его части, подключаемся к его сознанию и становимся трансляторами божественной воли, потому что Брахма как бы чувствует ответственность за каждую звезду, за каждую галактику, за каждую планету, за каждую страну, за каждую расу, нацию, цивилизацию. У него есть сострадание, и каждой галактике, планете, стране, он пытается послать частицу своего бесконечно сознания.
Но чем грубее творение, чем ниже миры, тем меньше саттвы, больше раджаса и тамаса, тем труднее доходит это послание. До низших миров доходит только гнев Брахмы. Но наша Земля (Бхур-лока) находится посередине, и до нее доходят и любовь, и радость Брахмы, и сострадание тоже. Не прямо, а опосредованно, через людей-носителей, через нас. Вот смысл этой медитации.
Нам нужно на Земле проявить любовь Брахмы, его радость в Абсолюте, его отрешение (вайрагью) и его сострадание. Пытаться установить связь с этим источником, открыться ему и как бы настроиться на его тонкую бхаву, тонкую энергию, убрать свое эго, свой ум, стать чистыми проводниками этой бхавы и энергии.
Проще говоря, это медитация на самоотдачу, на преданность, на опустошение себя. Когда мы садимся в эту медитацию, нам нужно знать, чем она отличается от Атма-вичары или Махашанти. Здесь нам не надо как-то специально останавливать ум, что-то визуализировать, надо просто убрать себя и настроиться на энергию благословений Брахмы и Абсолюта, на Ануграху, и позволить этим состояниям как бы войти в себя. Мы должны словно подключиться к величайшему источнику энергии.
Например, есть Солнце – огромный источник энергии. Если мы представим сознание Брахмы, можно сказать, что это миллиарды солнц, безграничное сияющее пространство, насыщенное величайшими божественными бхавами.
Как мы установим связь? Силой мысли. Ваша мысль может все. Вам достаточно выразить намерение, и ваша мысль пролетит сквозь вселенные, сквозь пространство и время и свяжет вас с нужным объектом. Нужно связать с Брахмой, свяжет с Брахмой. Нужно связать с Даттатреей, свяжет с Даттатреей. Мы устанавливаем эту связь силой мысли.
НАСТАВЛЕНИЯ ПО МЕТОДУ
В традиции нашей школы медитацию четырех бесконечных состояний Брахмы (святой любви, святого сострадания, радости и беспристрастности) рекомендуется выполнять в качестве дополнительной практики. Эта медитация гармонизирует как наше сознание, так и окружающий мир вовне, поскольку он является не чем иным, как отражением нашего сознания. Для начинающих практиков это лучшая медитация, помогающая установить гармонию во взаимоотношениях, обрести умиротворенность и радость в душе. Более того, как результат гармонизации пран и элементов, восстанавливается здоровье и бодрость духа, а жизненная сила возрастает. Такова чудодейственная сила этой медитации.
Рекомендуется регулярно практиковать эту медитацию от 15 мин до часа.
Мы садимся в семичленную позу – падмасану, сукхасану, тем, кому трудно, – позу риши.
1. Закрыв глаза, в глубине своего сердца вы представляете бесконечное пространство. Представив бесконечное пространство, вы ощущаете себя как точку в центре этого бесконечного пространства.
2. Представьте свое божественное тело, при этом делая акцент не на визуализацию, а на ощущения. Представьте свое божественное тело расширившимся до бесконечности в этом бесконечном пространстве.
Представляя себя в образе божественного тела, вы порождаете ощущение безграничной божественной гордости или гордости божества (дева-бхавану), даете себе возможность расшириться в этом безграничном пространстве настолько, насколько вы можете представить.
Порождаете ощущение, словно вы так расширились, что из пор вашего тела выходят тысячи божеств, святых, будд, мандалы, янтры, планеты, галактики и целые вселенные.
3. Вы также представляете, как из вашего, полностью пустотного, бесконечно огромного божественного тела исходят ослепительные лучи света, божества, яркие световые гирлянды, цепи огней, которые строятся в янтры и мандалы, образовывая чудесные узоры.
Все это вы представляете настолько огромным, насколько возможно, словно из пор вашего тела исходят галактики и вселенные. При этом вы стараетесь вызвать ощущение бесконечности, не делая акцент на каких-то деталях.
Когда вы зародили чувство безграничности, божественной гордости и пустотности, вы переходите к четвертому ключевому моменту.
4. Из самого центра вашего безграничного «Я» вы одно за другим излучаете Четыре бесконечных состояния: бесконечную любовь, бесконечное сострадание, бесконечную равностность и бесконечную радость.
Для этого мы порождаем в себе безграничную любовь. Любовь в недвойственности означает, что она ничем не обусловлена, распространяется на всех живых существ, на тех, кого мы любим и тех, кто нам не нравится, на чистое и нечистое, на приятное и неприятное.
Мы не столько ее порождаем как бы искусственно что-то фабрикуя, мы на нее настраиваемся или открываемся ей.
Когда мы настраиваемся на нее таким образом, мы пытаемся обнаружить ее границы спереди, сзади, справа и слева. Тогда мы видим, что у нее нет границ, и она может распространяться до бесконечности.
Это такое чувство: «Я отдал бы все ради каждого, я готов отдать всего себя ради самого маленького живого существа».
Такое сознание испытывают боги верхнего мира форм, боги Брахма-локи.
Когда у вас возникает такое чувство любви, вы начинаете чувствовать, что через эту медитацию вы объединяетесь со всей вселенной. Она распространяется на миры ниже людей: мир ада, мир претов, мир животных; на мир людей, на мир асуров, мир богов, Брахма-локу, мир без форм, она пронизывает все направления.
Тогда вы чувствуете, как ваша анахата-чакра в центре груди начинает раскрываться, вы чувствуете тепло, и как оттуда излучается такой очень чистый и светлый поток энергии.
Эта медитация делается не головой, а сердцем. Если вы ее делаете сердцем, ваш ветер (энергия) гармонизируется, вы чувствуете гармонию в теле и сознании. Когда вы медитируете на бесконечную любовь, вы также ощущаете особый вид единства блаженства и пустоты.
Блаженство возникает в вашей груди в анахата-чакре. Единство блаженства и пустоты – это основной принцип тантры.
Есть реализация сутры или пустота сутры, когда мы просветляем только ум, и наш ум подобен бесконечному пространству.
Реализация пустоты тантры означает, что мы имеем не только недвойственное присутствие, такое безрадостное, умственное, мы имеем также энергию в теле, соединенную с этим присутствием. Эта энергия возникает в нашем теле в чакрах, она возникает от таяния элементов (бинду) в чакрах.
И одна из радостей, которую мы испытываем, – это радость, связанная именно с анахатой. Всего же йогин испытывает четыре вида радости в каждой из чакр, объединяя присутствие с блаженством. Говоря другими словами, Шива – это сознание, Шакти – это энергия в теле, Кундалини. Выполняя эту медитацию, мы объединяем наше сознание с энергией на уровне сердца (анахата-чакры).
Следующая медитация – это медитация бесконечного сострадания. Когда вы испытываете безграничную любовь, возникает понимание недвойственности, что между мной и миром нет дистанции, что между мной и последним муравьем нет разницы, мы едины на уровне сознания бесконечной любви, тогда возникает сострадание.
Сострадание означает, что мы распространяем нашу любовь на каждое живое существо. Понимая эту недвойственность, мы любим его так же, как себя самого, можно сказать, это желание передать свет другому живому существу.
Если йогин не имеет сострадания, это означает, что он не понял принцип недвойственности, значит, у него сильна обособленность, фиксация на своем эго. Но сострадание не означает страдание вместе с другими, скорее, это искреннее желание радости и Просветления каждому живому существу.
Третья медитация, которая выполняется в этих четырех практиках, – это медитация бесконечной радости.
Бесконечная радость – это ананда. Ананда, блаженство – это атрибут нашего высшего Я. Когда мы медитируем, излучая бесконечную любовь и сострадание, мы чувствуем, что наш ум становится распахнутым, открытым и бесстрашным, поскольку мы можем с любовью и приятием относиться к любой ситуации
.
Когда наша любовь распространяется бесконечно и безо всяких условий, это означает, что мы можем любить даже тех, кто нас ненавидит.
Отсюда возникает радость, она должна возникнуть сама, как следствие. Мы чувствуем, что нашли неиссякаемый источник, что из нашего фундаментального «Я» мы можем проявить величайшее качество – радость. Радость, не обусловленную чем-либо внешним, а радость, не имеющую границ, которая не имеет ограничений. Это означает, что вы обретаете такое абсолютно распахнутое, легкое состояние сознания. Испытываете ли вы богатство или нужду, страдание или удовольствие, ваша радость от этого не закрывается. Вы понимаете, что все, что на периферии, – несущественно.
Периферия – это обман, это иллюзия, ей нельзя доверять, но в центре, внутри вашего бытия, вы имеете безграничную радость, абсолютное добро и, что бы ни происходило вовне, вы чувствуете эту радость. Тогда у вас появляется такое легкое, распахнутое сознание. Страдаете ли вы или испытываете наслаждение, оскорбляют вас или, наоборот, восхваляют, вы одинаково испытываете это как радость.
По сути, вы радуетесь всему, даже если вы теряете вообще все, вы радуетесь этому.
Это означает, что вы принимаете любую ситуацию. То есть вы настолько доверяете своему глубинному «Я», что в какой бы ситуации вы ни оказались, вы не даете своему уму входить в состояние страдания, уныния или угнетенности. Вы радуетесь вне условий, независимо от условий, поскольку ваша радость идет от самого Атмана и она бесконечна. Это значит, вы обретаете настоящее недвойственное сознание.
Наконец, четвертое состояние – это бесконечная равностность. Когда вы равным образом воспринимаете то, что вам нравится и то, что вам не нравится, то, что считается добрым и то, что считается злым, то, что вам кажется истинным и то, что кажется ложным.
Вы порождаете одинаковое отношение, это означает, что когда вы овладели этой медитацией, то, если вас начнут поносить или оскорблять или, наоборот, восхвалять, вы рассматриваете это с радостью, любовью, равностным отношением.
Либо если вы узнаете, что все ваши деньги исчезли вместе со всем имуществом и прочим, или наоборот, что вы получили дворец, вы рассматриваете это равностно.
Цель этой медитации устранить двойственность восприятия. В любой ситуации, если вы правильно медитируете, такое равностное отношение будет углублять ваше понимание недвойственности.
Равностность – это означает, по большому счету, когда вы видите изображение божества (святое, чистое) и труп собаки (нечистое, отталкивающее), вы смотрите на них одинаковыми глазами, не принимая, не отвергая, а находясь в полноте внимания.
Обычно, мы привыкли проявлять полноту внимания только к тому, что нам нравится, вот это и есть двойственность.
Рага (влечение), двеша (приязнь и неприязнь, нравится или не нравится) и абхиневеша (то, что нравится, я буду делать или стремиться, а то, что не нравится – я отрицаю). Но когда мы говорим о созерцании или присутствиии, мы должны породить способность медитировать без оценок и рассуждений.
Это означает, что наше присутствие распространяется на все: возникает боль – мы должны войти в боль, быть в бдительности и осознанном присутствии боли. Возникает наслаждение, не следуя за ним, мы бдительно рассматриваем наслаждение. Возникает ситуация, которая не по нашему сценарию, не по нашим правилам, мы не входим в угнетенность, мы проявляем полноту нашего внимания к этой ситуации, оставаясь созерцающими и испытывая радость.
Именно такой подход дает нам настоящее понимание присутствия и недвойственности.
Медитируйте поочередно на каждое из этих чувств, представляя, словно из самого центра вашего бесконечного Я излучаются эти четыре состояния, покрывая собой шесть миров мира страстей, мир форм и мир без форм.
Когда вы развили четыре этих состояния, вы теперь их объединяете в одно. Эта одна светлая волна, которую вы излучаете, один поток лучащегося света, который распространяется от вас в виде излучения, проникающего во все стороны.
Этот поток излучающегося света проникает в самые далекие уголки большой вселенной, устраняя страдания, неведение, омрачения живых существ и просветляя их.
Чтобы усилить состояние излучающегося света Четырех бесконечных, вы представляете шесть миров сансары, визуализируя их как треугольник, или пирамиду прямо перед собой на уровне груди. Наше нечистое измерение, обусловленность, мир сансары, в котором мы пребываем, вы представляете в виде цветного треугольника или пирамиды, которая стоит прямо перед вами на уровне груди.
В этом треугольнике каждая полоска означает один из шести миров сансары. В основании – мир страданий, или мир ада. Чуть выше – тусклая желтая полоска – мир жадных духов. Еще чуть выше – тускло-зеленая полоска – мир животных. Еще чуть выше – тускло-голубая полоска – мир людей. Над ней – тускло-красная полоска – мир асуров. В самой вершине пирамиды – тускло-белая полоска – мир богов сансары. Эти полоски символизируют порталы, входы в другие измерения сансары, т.е. мир обусловленности.
Представив такой треугольник, вы низводите свои бесконечные состояния на этот треугольник, и пытаетесь его растворить. Бог-творец, излучая Четыре бесконечных, растворяет все нечистые кармы шести миров сансары и растворяет всю сансару в целом. Таким образом, вы закрываете врата новых перерождений в сансаре, пребывая в таком безграничном присутствии, и излучая бхаву Четырех бесконечных.
Постепенно вы представляете, как свет и ваши Четыре бесконечных в виде света, излучаясь, растворяют этот треугольник. Треугольник постепенно бледнеет и растворяется в пустоте, исчезая. В конечном счете, и треугольник, и вы в облике Брахмы – все растворяется в пустотном, ясном свете. Остается только ощущение Четырех бесконечных. Вы остаетесь в этом пустотном, светоносном пространстве, излучая Четыре бесконечных и больше ничего, настолько долго, насколько можете.
После того как вы выходите из медитации, старайтесь удерживать это состояние как продолжение созерцания в повседневной жизни.
Таким образом вы медитируете четыре бесконечных состояния Брахмы, четыре Брахма-вихары. Правильно выполняемая медитация – это мощная практика трансформации отношения к жизни, к ценностям и прочему. Именно она обнажает ваше присутствие.
Если вы ее выполняете, ваше кармическое видение меняется, а также кармическое видение тех, кто рядом с вами. Вы становитесь источником света, поскольку вы излучаете это мироощущение, оно может передаваться другим, к примеру, вы можете обрести некие сиддхи, способности изменять сознание другим.
Если определенная часть населения Земли будет выполнять эту медитацию, то кармическое видение изменится, и этот мир превратится в небеса, в рай, потому что радикально поменяется сознание. Если все начнут медитировать, как можно быть невежественным, злым, тупым, убивать других или животных, как можно творить все то, что творится вообще в мире?
Поэтому, когда мы медитируем, мы приносим пользу не только себе, но также и другим живым существам, меняя общее кармическое видение.
Визуализация здесь не так важна, как ощущения (бхавана). Должно возникнуть такое чувство огромности, расширенности, величия. Когда оно возникает – значит, вам удалось зародить состояние бога Брахмы. Такое состояние расширенности, огромности, величия и чистоты называют «божественная гордость». Конечно, это не то, чем надо козырять в обычной жизни в миру. Это то, что следует хранить внутри. Это очень величественное, чистое, расширенное состояние.
И пребывая в таком состоянии, представьте, что у вас возникает чувство к тем, кого вы любите, к самым любимым близким людям. Можно их самих не представлять, но чувства нужно вспомнить – к родителям или любимым людям. И попытайтесь из этого состояния проявить это чувство, распространив его до бесконечности, как бы усилив и распространив во все стороны, словно оно исходит где-то от уровня груди, из центра груди. Каждый раз вы делаете так: сначала вроде бы вы сами его вызываете, а потом вы просто расслабляетесь и видите, что оно уже существует, а вы на него только настроились. И так вы чувствуете, как это вселенское чувство любви распространяется на всё.
А теперь представьте тех живых существ, которые вам безразличны, к примеру, посторонних людей или собак на улице. Представьте, как ваша бесконечная любовь охватывает также и их. Поскольку для бога Брахмы все эти существа – как его дети, и он не выделяет хороших или плохих. И поскольку вы сейчас превратились в бога Брахму, вам надо себя почувствовать так.
А теперь представьте тех людей, которые вам не нравятся или которых вы ненавидите, вы также к ним порождаете такое же очень возвышенное, святое чувство величественной любви и распространяете её до бесконечности. И вы пребываете в таком расширенном мегасостоянии. Это не только пустое пространство, оно насыщено энергией, это энергия любви. Эта энергия бесконечна и распространяется, заполняя собой всё. И вы как бы не напрягаетесь, искусственно её порождая, а скорее открываете, что она всегда была. Это как вселенский резервуар, а вы просто распахиваетесь ей.
Теперь вызовите в себе состояние радости, словно прибавьте его к чувству любви. Таким же образом распространите его до бесконечности и представьте, что есть те ситуации, которые вас в самом деле радуют, и вызовите такое же ощущение, как и в этих ситуациях. А когда оно появится, представьте, что есть ситуации, которые вас, вообще, как бы не затрагивают – ни радуют, ни огорчают. И в этот момент тоже вызовите такое же состояние радости, словно накройте их радостью.
И затем представьте ситуации, которые вам совсем не нравятся и, наоборот, приносят огорчения, страдания, злость или гнев, и снова вызовите радость к этим ситуациям, чтобы она заполнила любые проявления во вселенной. Продолжайте находиться в таком бесконечном состоянии. Когда оно вызвано, породите в себе ощущение сострадания. И тех, кого вы представляли, все ситуации – теперь таким же образом распространите сострадание на все ситуации и на всех людей: на тех, кто вызывает у вас симпатию, кто безразличен, и тех, кто вызывает явную антипатию. Всё это вы делаете из такого же расширенного, безграничного состояния, как и в начале.
Когда сострадание вызвано, породите так же четвертое ощущение – беспристрастие. Беспристрастие означает, что вы не вовлекаетесь, не отождествляетесь с тем, что вам приятно, любимо, радостно, с тем, что вам индифферентно и с тем, что вызывает у вас негативное состояние, эмоции, отталкивает. Вы ко всему порождаете очень ровное, беспристрастное состояние, и оно так же безгранично, подобно небу.
И все эти визуализации вам не следует слишком как бы активно делать. Слова и визуализации – это скорее намёк, всё дело в ощущениях. Вы можете даже вообще ничего не представлять, но, если у вас возникает такое ощущение и установка, этого достаточно. И теперь все эти четыре состояния вы словно сливаете в одно и пребываете в них, распространяя их до бесконечности. Сначала вы делаете это с усилием, но, когда вы натренировались, усилия надо убрать. Вы просто настраиваетесь на них без усилия, словно подключаетесь к некоему вселенскому резервуару, где они уже есть.
Благодаря этой медитации у вас возникает устойчивое ощущение присутствия, единства, пустотной ясности и четырех эмоций. Оставайтесь в нём как можно дольше. А в повседневной жизни поддерживайте божественную гордость. Если у вас возникает в жизни дисгармоничная ситуация, вы можете также использовать эту медитацию. Когда вы преуспели в ней, то просто находясь рядом и начиная медитировать, вы можете успокоить разъярённого или сердитого человека. Либо вы можете на расстоянии практиковать эту медитацию, гармонизировать отношения с другими людьми. Даже животных можно усмирить силой этой медитации.
Если теряется ощущение расширенного присутствия, вы возвращаетесь в начало медитации и повторяете визуализацию, где ваше тело расширяется. В повседневной жизни, когда медитация закончится, тренировка должна продолжаться. Вам следует действовать, исходя из четырех бесконечных, в различных ситуациях, и общаться с людьми, которые вам нравятся, не нравятся или которые вам безразличны, вспоминая о четырех бесконечных. Вы увидите, как это непросто. Тем не менее, это следует сделать, если вы хотите войти в состояние божественной гордости бога Брахмы. Это состояние очень близко к состоянию просветления, когда оно реализовано полностью. Это состояние единства с глобальным разумом, нашим абсолютным «Я», которое не принимает, не отвергает, не делит на плохое, хорошее, добро и зло.
Иногда вы можете практиковать просто божественную гордость и чувство расширенности, без порождения бесконечных состояний. Это другой вариант практики для вхождения в естественное состояние. Естественное состояние может приобретать различные качества. Когда человек так медитирует, считается, что боги на небесах радуются, а демоны из его тела выскакивают, поскольку он перестаёт быть подходящим для них. Я рекомендую вам, чтобы эта медитация набрала силу, самостоятельно дома выполнить семь сессий по одному часу этой медитации. Монахи посвящают этой медитации около двух лет, наряду с другими практиками.
Сейчас вы получите передачу в базовую медитацию четырех бесконечных или четырех бесконечных состояний Брахмы. Брахмой считается великий Бог-творец, существующий в верхнем мире форм. С точки зрения лайя-йоги, это созидательная сила нашего собственного «Я». И созидательная сила нашего собственного «Я» – это наши тонкие, внутренние состояния, их обычно называют ещё ангелами-хранителями или внутренними божествами. Внутренние божества более сознательны, нежели наш обычный ум. Они обладают очень святыми, чистыми качествами.
Можно сказать, что,когда мы практикуем эту медитацию, мы раскрываем большой потенциал этих внутренних божеств в себе. Поэтому данная медитация рекомендуется начинающим в качестве базовой практики. Благодаря ей мы зарождаем божественную гордость и открываем естественное состояние. По сути, раскрыть природу Ума – это войти в состояние божества. Чем божества отличаются от людей? У богов или божеств двойственный, концептуальный ум вытеснен медитативным состоянием, то есть боги постоянно пребывают в медитации, это их рабочее состояние, обычное. Люди же пребывают либо в мыслях, либо в эмоциях. Благодаря этой медитации мы пытаемся войти в такое естественное состояние.
(продолжение следует)

Конфиденциальность гарантирована