Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
взгляд из другого мира
Глава 16
Единый вкус
«Он не восхищен, когда его усилия приносят плоды и не беспокоится, если не приносят. Он не удивится, если свет луны станет горячим или от солнечного света будет веять прохладой».
Йога Васиштха, гл. 5.8 «История о Бхасе и Виласе»
Для джняни все едино, равностно, ибо он не разделяет в глубине души
на субъект и объект,
прошлое и будущее,
я и они,
мысли и безмыслие,
добро и зло,
приятное и неприятное,
правда и ложь,
освобождение и связанность,
радость и горе,
внутреннее и внешнее,
сансара и нирвана,
Пробуждение и неведение,
рождение и смерть.
Для него все это – одно. Джняни отрешен от человеческого видения мира видении мира основанного на двойственности. Он также отрешен и от божественного, хотя это нелегко. Он даже отрешен от самого отрешения.
Он пребывает в той недвойственной реальности (самарасье), где нет никакого разделения, где все одинаково на вкус.
Это чистое сознание без «я», «ты», верха, низа, внутреннего, внешнего, прошлого, будущего, субъекта, объекта и любых двойственных категорий. В нем нет рождения, нет жизни, нет смерти, нет плохого, нет хорошего, ибо все эти понятия являются человеческими, оценочными суждениями, иллюзией.
Джняни погружен в пространство осознанности, в котором все слито, едино, все равностно, все неважно или все одинаково важно.
В этом пространстве все божественно, чисто и совершенно. Поэтому джняни живет во всеприятии и не отвергает ничего, но и не привязывается ни к чему. Он принимает самые светлые, чистые божественные и радостные стороны, как мирные игры Абсолюта. Он также одинаково принимает грубые отвратительные мрачные нечистые стороны этого мира, как гневные игры чистого сознания, видя их полностью чистыми и совершенными.
Сам же он всегда чист и отрешен, поскольку он вне того и другого. Его чистота так велика, что его ничто не может смутить, поразить, омрачить или запятнать. Он чист даже находясь в грязи, ибо дух джняни подобен лотосу, растущему из грязи. В самых обычных, грубых и даже низменных вещах этого мира джняни видит игру божественного, святое, чистое, возвышенное. Для джняни нет греха в том виде, как его представляют люди, он также трансцендентен по отношению к заслугам, хотя в относительной жизни он живет так чтобы подавать другим благоприятный пример.
Для него нет гнева, алчности, гордыни, зависти и похоти. Так же для него нет и обыденной добродетели в виде благочестия, человеческой дружбы привязанности и т.д.
Джняни может играть в эти игры, однако, в глубине своего сердца он свободен от них. Для него все едино. Все имеет единый вкус. Гнев, алчность, привязанность, гордыня, вожделение, также сакральны и божественны, как любовь, сострадание, жертвенность, благочестие, дружба, долг, честь и т.д.
Все, что не проявляется есть игра энергии Абсолюта с которым джняни – одно. Нельзя сказать, что для джняни это просто слова или хуже того попытка оправдания омрачений-клеш. Джняни истинный Мастер жизни и он видит реальность прямо, как она есть. Его взор не затуманен фальшивыми понятиями и оценками обыденного мира. Он понимает, что если и есть в этом мире истинное, чистое, правильное и хорошее, то это только трансцендентное осознавание вне понятий об истинном, чистом, правильном и т.д.
А если и есть плохое, нечистое – это бессознательность, отсутствие осознанности, приводящая к разделению, к двойственности и отождествлению с понятиями. Все остальное – иллюзия, возникающая в двойственных, спящих умах в результате неверного понимания реальности. Осознавание является самоорганизующей внутренней силой вселенной. Это энергия порядка, красоты и ясности. Бессознательность есть сила энтропии, хаоса, запутанности. Эти две силы есть игра сознания и энергии, пустоты и блаженства, пуруши и пракрити, Шивы и Шакти, непроявленного и манифестации.
Джняни живет балансируя между этими силами вселенной, соединяя их в воззрении единого вкуса, в чистейшем пространстве самарасьи. Пребывая в измерении единого вкуса, он искусно поддерживает равновесие, баланс (самйогу) в своем воззрении, медитации, теле, уме и насколько возможно в окружающем мире.
песня «Что такое ”единый вкус”» (самарасья)
Когда внутреннее
смешалось с внешним,
и не осталось ничего
«внутри» или «снаружи» –
это именуют самарасья, «единый вкус»;
Когда самадхи достигнуто
в спокойной позе
и длится после медитации –
это и есть самарасья,
а не что-то иное;
Когда прошлое,
как и будущее время,
слились в единое настоящее мгновение,
а затем исчезло даже оно,
растворившись в непостижимости –
это и есть самарасья,
а не что-то иное;
Когда сон без сновидений
и бодрствование
стали будто бы одним и тем же
непрерывным сознанием –
это признак того,
что обретена самарасья;
Когда чистое и нечистое,
доброе и злое,
грешное и святое,
правильное и неправильное,
правда и ложь стали одним,
соединившись в неописуемой
сверкающей сфере Единого Ума –
это и есть самарасья;
Когда жизнь и смерть,
сансара и Нирвана,
субъект и объект
соединились в Чистом Уме,
подобном бесконечному пространству –
это и есть самарасья;
Когда мужское и женское,
верхнее и нижнее,
левое и правое,
зенит и надир
стали видеться как одно –
бесконечное Бытие-Сознание,
исполненное Блаженства –
это самарасья,
«единый вкус»;
Когда радость и печаль,
желание и его отсутствие,
победа и поражение
стали для тебя танцем,
игрой энергии,
исходящей из одного и того же
Всевышнего Источника –
это самарасья,
а не что-то иное;
Когда потоки ветра
из иды и пингалы
вошли в сушумну,
поднявшись к центру головы
и зародив превосходный нектар,
капающий с нёба и орошающий нади –
это самарасья;
Когда асаны, крийи, мудры,
бандхи и пранаямы
вызывают движение праны
в сушумна-нади,
а затем нектар
и величайшее блаженство,
распространяются по телу,
и то же самое достигается
от простого созерцания мысли,
желания, любой эмоции или ходьбы –
это самарасья,
а не что-то иное.
Когда каждого человека
видишь как божество
или как Всевышнего,
все его действия – как игру (лилу),
а слова – как благословляющие мантры,
звучащие в чудесном дворце
гневной мандалы сансары –
это и есть самарасья,
а не что-то иное.
Когда тебе ведомо знание Кулы
и когда ты понял принцип а-Кулы,
когда зная и то и другое –
ты живешь за их пределами –
это и есть самарасья.