ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (ОКТЯБРЬ’15)

Вселенная джняни. Взгляд из другого мира.

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

Глава 6

Различия между духовными новичками и псевдоджняни.

«О, Рама, человек должен стараться быть человеком мудрости или непосредственного восприятия (джняни), а не псевдоджняни.

Кто такой псевдоджняни?

Он изучает писания для удовольствия или дохода, как скульптор изучает искусства, но он не живет согласно учению.

Его знания писаний не отражается на повседневной жизни».

Йога Васиштха, гл.6.16.1 «История об Индре»

Псевдоджняни

Псевдоджняни это тот, кто, идя по пути джняны, останавливается на умственном понимании недвойственности и, считая его истинным, пытается действовать эгоистично.

На пути джняна йоги существуют различные уровни знания, постижения Абсолюта.

Это:

изначальное знание т.н. «джняна Основы» (ади-джняна),

знание, которое мы применяем как метод для созерцательной практики, «джняна Пути» или (крийя-джняна),

и знание, которое привело к полной реализации «джняна Плода» или чистая (шуддха-джняна).

Когда джняна Основы, т.е. знание, содержащееся в священных текстах или словах реализованных мудрецов, понимается умственно на уровне слов и концепций и принимается за джняну Пути, т.е. истинный метод пробуждения или даже за высшую реализацию (Плод), и человек при этом действует эгоистично в интересах маленького «я», это и есть псевдоджняна.

Псевдоджняна в отличие от истинной реализации джняны Плода (шуддха-джняна) или хотя бы джняны Пути, конечно, реально никого освободить не может, как не может согреть зимой нарисованный костер или утолить жажду воображаемая вода. Почему?

Потому, что она не устраняет привязанность к эго, заблуждение в том, что вселенная реальна и не выжигает васан, самскар тонкого тела, а значит не освобождает от кармы следующих рождений.

Для глаз истинного джняни большой разницы между истинным джняни, псевдоджняни и обычным человеком, как бы не существует, ибо он всех видит одними глазами, как проявление Брахмана.

В теле джняни он играет во всем великолепии, проявляя свои бесконечные силы и, зная себя, в теле псевдоджняни – он, играя, читает тексты, философствует на уровне ума, не созерцая, и только думает, что он знает себя, в теле человека – он играет в неведение, привязанности и страдания.

Псевдоджняни это тот, кто изучает тексты и, размышляя, обладает интеллектуальным пониманием учения Адвайты, но его судьба такова, что его понимание сыграло с ним злую шутку, он стал считать поверхностное, интеллектуальное знание, чем-то истинным и уверовал в это умственное знание, без реального понимания.

Псевдоджняни не ощущает себя Абсолютом и даже серьезно не верит в это, он только логически правильно думает, что он Абсолют на уровне понятийного ума, потому что хорошо изучал священные писания и имеет некоторый опыт ясности.

Проблема псевдоджняни в том, что он расслабился, но не в той точке, где это необходимо и увлекся этим состоянием.

Он остановился на своем поверхностном, умственном понимании, ибо не знает, куда ему идти дальше. Его эго, цепляния за него и его представления не позволяет ему признать факт своего заблуждения, вернее свое поверхностного понимания. Вместо истинной реализации эго такого псевдоджняни может построить мощную неприступную крепость из логики, цитат из писаний, ментального напора и эгоистичной воли.

В нем нет чистого видения, единого вкуса, смирения ума перед Высшим Я, самоотдачи, преданности, любви, сострадания и служения Абсолюту – в этом его главное отличие.

Рано или поздно ум псевдоджняни подойдет к невыразимому пониманию осознаванию за пределами ума. И его эго до этого горделиво, считавшее себя Абсолютом, капитулирует, отпустит само себя, и сдаться на милость Абсолюта, уступив свои позиции.

Оно поймет, что его задача служить Абсолюту, а не сидеть вместо него на его троне.

Иногда это прозрение происходит благодаря встрече с учителем – истинным джняни, иногда – по милости Абсолюта, а иногда благодаря самостоятельному очищению ума.

Духовно неопытные, новички на пути джняны

«В этом мире есть совершенно просветленные, непросветленные и полу просветленные, которые оставляют и верные действия, поэтому они находятся ни там, ни тут».

Йога Васиштха, гл. 6.21 «История Кундаданты»

Когда джняна Пути, метод медитации «Ахам Брахмасми», переоценивается, абсолютизируется и путается с Плодом, признается за Плод, за истинное просветление, когда оно еще не достигнуто – это ошибка, присущая начинающему, из-за неглубокого понимания учения адвайты, но это не псевдоджняна.

Некоторые начинающие искренне верят в то, что они едины с Абсолютом, но реально этого не чувствуют, поскольку их вера слаба и они не имели опыта самадхи. Рано или поздно их вера укрепиться и они станут истинными джняни.

Некоторые из них имели некоторый опыт недвойственности, однако, не довели его до конца, и, остановившись на полпути, привязались к нему, приняв за глубокую реализацию.

Ошибка такого неофита на пути джняны не в том, что он не достиг реализации (все еще впереди), а в том, что он принял за реализацию что-то другое. Эту стадию проходит почти каждый будущий джняни, она подобна пробивающемуся зеленому побегу будущего большого могучего дерева в саду недвойственности.

Дерево реализации Абсолюта еще не выросло, даже не появилось ни одного листочка, виден лишь слабый зеленый росток, но ребенок-эго радостно бежит к родителям, чтобы гордо им сообщить: «у меня в саду растет большое могучее дерево». Ведь он никогда не видел настоящего дерева.

Мудрые родители сделают вид, будто поверили ребенку-эго, и похвалят его. Однако, они обратят его внимание, что росток надо усердно поливать дальше.

Как не стать псевдоджняни?

Как не совершать ошибки новичку?

Не переоценивать джняну Пути, не останавливаться на умственном понимании и не почивать на лаврах там, где нужно идти вперед, не потакать чувству эго, учиться смирению и самоотдаче.

Просто смело и бесстрашно идти дальше по пути самоисследования (вичары) и созерцания вперед, не останавливаясь и не отвлекаясь ни на миг.

Идя по пути, следует держаться наставлений своего Гуру, заветов древних святых, как путеводной звезды, как держится капитан корабля света маяка, мерцающего среди густого тумана штормовых океанских волн темной безлунной ночью – с решимостью, верой и надеждой.

песня «Основа и Плод – не одно и то же»

(ученику, не различающему
Основу и Плод в относительном)

Кто-то, обретя постижение Дхармы,

творит мандалы – чистые страны и целые Вселенные,

подобно самому Брахме-Творцу,

а кто-то, виляя хвостом и лая, выпрашивает у людей еду,

из-за ошибки, сделанной в прошлой жизни.

Оба, хоть и пребывают в Единой Основе – Всевышнем Уме,

что подобен сокровенному пространству,

имеют разные плоды…

Пойми:

Пока ты не стал Пробужденным в относительном,

Основа и Плод не одно тоже!

Кто-то, играя пятью недвойственными мудростями,

испускает, сострадая, бесчисленные эманации

просветленных тел в различных мирах,

а кто-то, хоть и имеет воззрение Адвайты,

не может контролировать энергию клеш

даже в своем одном теле.

Пойми:

Пока не стал Пробужденным, в поведении,

Основа Учения и Плод – не одно и то же!

Кто-то, опираясь на силу Великой Основы, силой разума

создал чистую страну – мандалу и правит ею,

подобно могущественному божеству – мандалешвару,

величаво восседая на лотосном троне,

в окружении богинь процветания и мудрости,

а кто-то, не имея никакой силы в воззрении Основы,

бессильно наблюдает

как вокруг играют нечистые ветры

и кармы омраченных людей сансары.

Пойми:

Пока не пробужден в поведении,

Основа и Плод Учения – не одно и то же,

хотя и очень похожи!

Кто-то, опираясь на воззрение,

излучает силу, мудрость, величие и ясность,

не уступая в сострадании и могуществе богам,

а кто-то, потерявшись в недвойственном воззрении – взгляде,

беспомощен, подобно ребенку, и сам вызывает сострадание.

Ведь пока не пробужден, Основа и Плод – не одно и то же!

Источник:http://www.advayta.org/2123

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*