Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
Раздел Божественные силы присущие джняни
Глава 32
Божественное знание джняни
«Васиштха сказал: «Слушай это учение, которое вырывает с корнем дерево сомнения. Нет ничего плотного и сопротивляющегося в этом мире. Все вещи всюду являются тонкими и несопротивляющимися.
Все есть только чистое Сознание, которое ощущает эти кажущиеся твердыми субстанции, как ты ощущаешь объекты во сне.
Земля, вода, ветер, пространство, горы, океаны и т.д. являются только тонким сознанием».
Йога Васиштха, гл. 6.20.1 «История об охотнике и олене»
Джняни знает, что в его видении Вселенная никогда не создавалась, никогда реально не существовала, а значит и разрушаться нечему.
Джняни знает, что в том измерении в котором он пребывает, никто не был рожден, не был связан, а значит и освобождаться некому.
Джняни знает, что Абсолют неописуем, невыразим словами, поэтому все написанное и сказанное неверно и ему не следует придавать много значения. Джняни знает, что имя и форма – игра иллюзий, а Абсолют находится за пределами всего, что можно постичь чувствами и глазами.
Джняни знает, что ему некому рассказывать о своем знании, ибо все, что есть в мире это он сам. Он знает, что многообразие – вводящее в заблуждение игра, иллюзия и существует лишь одна Высшая Сущность.
Знание джняни (джняна-шакти) так непостижимо, что нет ни одного шанса объяснить его другим через логику и слова, поэтому джняни теряет всякую надежду на то, что его можно выразить.
Сила знания джняни такова, что она обладает свойством трансформировать реальность вокруг, ибо каждый, кто прикасается к знанию джняни, обретает качества присущие его знанию.
песня «Наставление одного, дарующее все»
Как у ребенка
есть причины,
его сотворившие –
Мать и отец,
зачавшие его в пылу
любовной страсти,
Так и у времени,
пространства,
сторон света,
Пяти элементов, стихий,
буддхи, манаса, эго,
Всех звезд и планет
во Вселенной
Есть Великий Источник –
космический Золотой зародыш –
Чудесная Основа,
Из которой исходят
все явления,
Поэтому мудрец,
оставив очарование мира,
Ищет тот
единый зародыш,
забыв обо всем,
Но если ты его не ищешь,
в чем смысл твоей жизни?
Как у множества листьев
и ветвей на могучем дереве
Есть единый корень,
питающий и оживляющий их всех,
Так и у всех вещей
этого мира
от пылинки до галактики
Есть единый исток,
дающий жизнь всему.
Зная это,
мудрый йогин
не тратит время
На листья желаний
и ветки пустых надежд,
А медитирует
на единый корень –
совершенный Духпространство
за пределами качеств,
Но если ты его не видишь,
как ты можешь
называть себя зрячим?
Как все планеты
вращаются по орбите
Вокруг одного солнца,
притягиваясь его силой,
Так и все мысли,
чувства,
желания и их объекты
Вращаются вокруг
таинственной сферы –
Великого Бинду,
Чья сущность
непостижима рассудком
И познается в созерцании
за пределами концепций.
А потому,
понимая этот секрет,
Как может
настоящий йогджняни
Придавать значение мыслям,
желаниям или объектам?
Но если ты
этого не понимаешь,
Скажи,
чем ты мудрее
деревенских мальчишек,
играющих в речном песке?
Как железные опилки
послушно тянутся за магнитом,
Так и все живые существа,
включая людей,
Асуров, богов,
дакинь, апсар,
видьядхаров,
риши и сиддхов
Стремятся следовать
за сиянием Великого Владыки –
Адинатха,
Недвойственного Царя,
Которого почитают
все йоги.
Понимая это,
мудрый никогда
не отклоняется
От созерцания
Всевышнего Духа –
Великой Таковости,
сущности Бытия.
Но если тебе это неведомо,
то вся твоя жизнь –
Это грезы,
подобные снам,
видимым во сне.
Как все мелкие реки,
ручьи и водоемы
сходятся в большом океане,
Так и все дела,
планы, проекты и события
Всех существ
от муравья до Брахмы
Завершаются в Абсолюте
и являются
Всего лишь его игрой,
развлечениями-лилами.
А потому,
счастлив йогин,
Утвердившийся
в созерцательном недеянии,
поглощенный игрой,
Видящий все явления
как игры,
развлечения Великого Ума.
Если тебе это неведомо,
не медли,
Вопрошай об этом
своего Мастера,
Приблизившись к нему
с должным почтением,
как ученик.
Как все подданные
в государстве,
Включая советников,
министров и генералов
С почтением
и благоговейным страхом
внимают царю,
Также и все
великие и малые боги
День и ночь
благоговейно медитируют
На Единую Сущность
Брахмана,
ИшваруМахапурушу,
Источник всех существ –
Беспредельный Разум,
творящий и хранящий
все миры.
Если же тебе это
до сих пор не удается,
Не трать время попусту,
прилагай все силы,
Упражняясь в методах,
не избегай тапаса,
аскезы и отречения.
Как актеркукольник,
дающий представление детям,
Легко проникает
в своих кукол,
оживляя их
И наделяя иллюзией личности
и чертами характера,
Так и великий кукловод –
изначальный Свободный Дух,
миллиардноголовый Махапуруша
Входит в тела
всех живых существ,
оживляя их
и наделяя чувствами и волей.
Если же ты,
не зная этого
и заблуждаясь,
Видишь лишь
ограниченные личности людей,
Я скажу –
неведома тебе тайна жизни.
Как все сосуды из глины
имеют ценность
Лишь благодаря
пространству внутри них,
Так и все великие вещи мира
имеют ценность
Лишь благодаря
скрытому в них пространству – Основе,
дарующему все.
Поэтому мудрый йогин,
оставив магию,
оставив мирское,
Оставив погоню за сиддхами,
ищет это
Подобно драгоценному камню.
Как все украшения из золота –
кольца, диадемы, браслеты,
кулоны и броши,
которые очень дороги людям,
Имеют ценность
только изза золота,
из которого они сделаны,
Так и все живые существа –
матери, отцы,
Сестры и братья,
мужья, дети и жены,
друзья и возлюбленные
Очень дороги
друг для друга
Только благодаря тому
свободно парящему
золотому лебедю –
Великому Пуруше,
подобному пространству,
что внутри них.
А потому,
оставив все другие дхармы,
Сосредоточься
на познании
Одного!
Сосредоточься
на познании
Одного!
И покинь,
покинь
мрачный лабиринт сансары,
Порожденный снами разума –
иллюзией множественности.
Когда же знание одного
придет к тебе,
Сияя подобно
полной луне
в ночном небе
Или солнцу
в жаркий полдень,
То, следуя свеччхачаре12
и наслаждаясь знанием,
Играй спонтанно
среди иллюзий
множественности,
Следуя своей природе
подобно самому Даттатрейе –
Вселенскому Владыке!