Осознанная медитация (февраль’15)

Осознанная медитация.

Отречение и всеприятие, действие и недеяние.

Untitled

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

Йоги, садху-существа удивительные.
Иногда нас, йогов, охватывает настроение тотального уединения, отречения (вайрагьи) и желание молчания, тишины медитации, покоя, безмыслия, и нам кажется что это – именно то, чего мы искали всю жизнь, и то, как мы хотим прожить всю свою жизнь.

Но вот проходит время, месяц, полгода, год, три, и мы, несмотря на хорошие опыты, радость, духовную глубину, успешную медитацию, к своему удивлению обнаруживаем, что наше настроение поменялось, и покой, уединение больше не привлекают нас, они кажутся слишком «пресными», углубления осознанности в них не происходит.

Тогда ум начинает снова что – то искать, фантазировать, метаться в поисках новых свежих впечатлений и новой пищи для чувств, а если мы не даем ему такую пищу, он начинает хандрить, впадать в тамас, бунтовать, отыгрываться на нехитрых телесных соблазнах, искать гиперкомпенсацию через доступные радости жизни  – еду, сон, развлечения, и мы понимаем, что нашему уму кроме покоя нужно еще «что – нибудь эдакое».

Мы даже можем корить себя за недостаток отрешения(вайрагьи), за неумение быть «как великие йоги», чувствовать себя никудышними садху в этот момент.
В этот момент понимаем, что такое карма не по учебникам, а в реальности, мы видим своим ясным и тонким взором, как в тонком теле мы переполнены разными тонкими желаниями и как мы зависим от них, и как они влияют на нашу судьбу, как они становятся нашим будущим, сплетаясь в причудливые узоры вероятных событийных рядов, будущих кармических узлов и причинно-следственных цепочек.

И тогда мы снова выходим в мир, в общение, в действия, активность, но уже со смирением, внутренней пустотой, с новым пониманием отречения, пусть и малым, но своим опытом осознанности и тишины.
И вот со всей силой накопленного покоя, тишины мы начинаем действовать, играть, общаться, в общем, снова переживать то, что зовут «жизнью».

Мы обнаруживаем, что прошлые тишина, безмолвие и медитативный покой теперь кажутся нам скучными и пресными, мы полны настроения всеприятия этого мира, энтузиазма действия, игры, служения, общения.
Мы радуемся жизни, так, как это не умеют делать те, кто никогда не испытывал безмолвия медитации, уединения и покоя.

Люди, события, ситуации мелькают как в калейдоскопе, мы играем, и Абсолют играет через нас, мы открыты миру, всем чувствам, игре эмоций и интеллекта, переживаниям, впечатлениям, все это открывает новые горизонты, невероятно бодрит, вдохновляет и несет новые прозрения….

Порой нам кажется, что мы готовы весь мир принять, заключить в свои объятия и нашим играм нет ни пределов ни границ. Возникает желание расширять и азартно расширять это чудесное, пространство игры и всеприятия.
.
Но, идет время,…и вдруг мы чувствуем что мы снова, заигрались, и свежесть восприятия уже не та, что …все…хватит, надоело, я снова истощен, я ничего не хочу…, не хочу игры, не хочу всеприятия, отношений, служения, снова хочу тишины, молчания, безмолвия, уединения, мира и покоя… круг замыкается, и все начинается сначала.

Так Брахма и Вишну после очередной малой пралайи (растворения вселенной) однажды встретились после долгой разлуки и говорили непрерывно тысячу лет, пока полностью не истощили себя.

Мы снова хотим в ретрит, в уединение, в безмолвие и снова думаем, что проведем в нем всю жизнь.
Но помня прошлый опыт мы уже не даем себе никаких клятвенных обещаний «на всю жизнь»по принципу: «хочешь рассмешить богов – расскажи им о своих планах».

Мы уже немного познали как отрешение, так и всеприятие, а между ними – миллионы оттенков и полутонов.
Духовная жизнь всегда включает в себя эти два аспекта.
90 %начинающих садху испытывают подобное. Потому,  что деяние и недеяние, пустота и проявление – это не лично наши «хочу –не хочу»,это пустота – проявление, «манванатара – пралайя» -вселенские ритмы мира, это циклы самой бесконечной жизни.

Я сам, как садху и джняни – всегда за всеприятие, я люблю играть с реальностью, всеприятие в Боге – Абсолюте – это единый вкус (сомарасья) ».

«Единый вкус» -это истинный дух сахаджаяны сиддхов, это суть учения Васиштхи, Дататрейи, Брахмананды, ануттара тантры, кашмирского шиваизма и многих других учений.
Но…истинное всеприятие невозможно без тотальной отдачи, отречения, внутреннего аскетизма и отрешения.

Поэтому я также всегда за безмолвие, недеяние, тишину, уединение, молчание, но не внешнее, а более глубокое, внутреннее. Я – за внутренний аскетизм.

Действие в недеянии, покой в движении, всеприятие в отрешении – путь всех аватаров, пробужденных джняни, всех мастеров и мудрецов Васиштхи, Кришны, Даттатрейи, Джанаки, Аштавакры, Будды, Матсиендранатха, Шанкарачарьи.

Свами Вишнудевананда Гири
По материалам сатсанга

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*