ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ ДХАРМЫ
Автор: Антон Бухмастов
Родился в 1985 году.
С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.
С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.
Опыт работы с детьми 14 лет.
Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.
Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.
Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.
Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.
Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»
посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации
(продолжение, начало в ноябрьском номере)
СЧАСТЬЕ – ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
ĀNANDA – SUKHITA
«Судьба следующих по пути действия,
может быть описана органом речи.
Но цель йогов невыразима,
поскольку то, чего они достигают,
не является объектом».
Авадхута Гита
Все живые существа стремятся к счастью. Все люди хотят быть счастливыми. Все родители хотят для своих детей счастья. В то же время, счастье – не является объектом достижения.
Что же такое Счастье? Если мы допускаем вольную трактовку, например «счастье – это благополучие», «счастье – это здоровье», «счастье – это гармония в семье», то незаметно оказываемся все дальше от понимания самого Счастья.
Йога трактует Счастье двумя терминами: Блаженство (Ānanda) духовное состояние, необусловленное временем, ситуацией и местом; Жизненное Счастье (Sukhita) переживаемое повседневно в человеческом теле. Sukhita – это достижимое состояние Счастья, более доступный уровень состояния Ānanda, к которому стремятся все живые существа осознанно или неосознанно.
Другими словами – Блаженство, это жизненная мотивация доступная только духовно практикующим людям. Счастье, это жизненная мотивация доступная всем остальным людям и живым существам. Остановимся подробнее на более понятном и повседневном аспекте Счастья.
Посмотрим на этимологию слова Счастье: СЕЙЧАС-ЕСТЬ-Я, то есть Счастье – это состояние Сознания, переживание реальности здесь и сейчас, состояние самодостаточности и внутреннего покоя от пребывания в настоящем моменте. Сам словообразующий смысл слова «счастье» подразумевает поиск этого состояния внутренним самоисследованием через осознавание происходящего.
Неосознанное переживание счастья знакомо всем людям – мы чувствуем (знаем) это, когда получаем подарок, неожиданную хорошую новость, выздоравливаем, завершаем успешно какую-то деятельность и т.д. Интуитивно и опытно все знают, что такое Счастье, но понимание механизма его достижения требует детального объяснения.
В момент прекращения активности Ума (Manas), Сознание (Atman) начинает пребывать в самом себе; пребывание Atman в самом себе это и есть состояние, которое мы распознаем как «здесь и сейчас».
Три состояния Ума, которые способствуют переживанию момента «здесь и сейчас» – это покой (равновесие), сосредоточение (концентрация), или однонаправленность (захваченность).
Сознательный способ успокоить Ум и войти в состояние «здесь и сейчас» – это практика концентрации (Dharana) и медитации (Dhyāna). Концентрация Ума приводит к отвлечению восприятия (Pratyāhāra) от постоянно «безпокоящихся» органов чувств (Jnanaindri).
Неосознанный способ быть счастливым – это ввести Ум в состояние захваченности действиями (Graha), когда Ум переживает движение тонкой энергии (Prana) внутри психических центров (Cakra)*. Каждый человек входит в кажущееся состояние Счастья, путем неконтролируемой, захваченности Ума движением энергии в определенном психическом центре. Такой способ достижения счастья называется обусловленным действиями (Grahasthti).
Счастье не может быть обусловленным, но способ достижения счастья может быть обусловлен восприятием Ума.
Следует знать, что способность Ума автоматически отождествляться (захватываться) с более тонкими движениями энергии (высшие психическими центры), ведет к менее обусловленному достижению Счастья. Например, когда мы охвачены чтением интересной книги, то забываем про еду или сон.
Дети в раннем возрасте захвачены активностью нижних центров в связи с их формированием (желание пищи, сна, движения). Отождествление Ума с этими действиями вызывает его однонаправленное состояние. Пока Ум «занят» – движением, едой игрой, Сознание пребывает в состоянии «здесь и сейчас», и ребенок переживает счастье.
Осознанно войти в состояние счастья дети не могут, потому что практика медитации и концентрации для них недоступна, а более «высоких» отождествлений с тонким восприятием еще не происходит.
Дети в подростковом возрасте направляют Ум через отождествление с движением энергии средних психических центров (желание обучения, общения, творчества). Поэтому они счастливы, когда находятся в интересной им компании, общаются, находят новых друзей, реализуют творческие интересы.
Следует знать, что все возникающие детские и подростковые «желания» и стремления – это неосознанные реакции на движение энергии в психических центрах. Таким образом, причинное тело (Anandamaya kośa или Karanasharira) передает энергию кармы через энергетическое тело (Pranamaya kosa) в соответствующий психический центр (Cakra), заставляя проявляться Ум в окружающее пространство определенным образом. Слова «Я хочу танцевать» говорят о том, что сейчас психическая энергия резонирует с нижним психическим центром и это побуждает ребенка искать ситуацию для реализации этой энергии, сам он понимает это как желание танцевать или двигаться.
Чем больше ребенок развивает функции тела или Ума (память, логика, целеустремленность), не развивая функции Осознавания – тем более он приучает Ум входить в концентрацию через обусловленное восприятие. Например, прививая ребенку «любовь» к чтению – мы передаем метод отождествления Ума с тонкой энергией астрального (Manomaya kosa) и ментального тела (Vijnanamaya Kosa). Хотя такое взаимодействие Ума происходит с более тонкой энергией – это все равно обусловленный способ быть счастливым.
Понимание человеческого счастья с позиции знания Йога Тантры и знаний о законах движения внутренней энергии (Saktiyantra) – кардинально разнится с общепринятым пониманием человеческого счастья. С позиции энергии Sakti – все, что мы делаем во внешней среде, это способ вызывать реакцию (движение тонкой энергии) внутри нашей психики с целью отождествить, направить Ум на получение определенного привычного вкуса переживания*.
Подведем итог: Истинное Счастье способен переживать Atman (Сознание), точнее его бытие и есть Счастье – непрерывное состояние здесь и сейчас. Источник счастья – за пределами Умственных усилий и понимания. Способность переживать Счастье – это не функция понятийного Ума (Manas). В человеческом теле это переживание возможно при успокоенном или однонаправленном Уме**.
Состояние человека достигающего счастья внутренней практикой характеризуется естественностью (Saha–ja), уравновешенностью психики (внутренних энергий), то есть внутренним покоем Ума (Shanti). От такого счастливого человека исходит умиротворяющее обаяние.
Без применения внутренней практики, неосознанно, мирской человек отождествляет Счастье с захваченностью Ума через непрерывную деятельность. Счастье методом «автоматической» концентрации Ума всегда обусловлено, так как для его переживания постоянно необходимо совершать деятельность, тратить материальные и психологические ресурсы. Например, «отпуская» Ум автоматически концентрироваться на пище – придется непрерывно поглощать пищу; «отпуская» Ум концентрироваться на движении – придется непрерывно двигаться (танцевать, ходить); концентрируясь на развлечениях – придется постоянно посещать аттракционы и парки.
Состояние человека достигающего счастья через внешнюю деятельность характеризуется возбужденным настроением, яркими вспышками радости и непродолжительностью состояния. От такого счастливого человека исходит безпокойство, эйфория и жесткость (ограниченность) восприятия.
_________________________________________________________________________________
* На уровне Поведения, движение энергии внутри тонкого тела – это ответная реакция на восприятие изменений окружающей среды. Однако, на уровне Воззрения – изменение окружающего мира – это результат движения внутренней энергии в психических центрах.
**Йога Сутра предлагает для этого медитацию и концентрацию – как способы остановки чувств. Йога Тантра предлагает для этого разные способы направить Ум на работу с движением энергии.
СЧАСТЬЕ ВЗРОСЛОГО И СЧАСТЬЕ РЕБЕНКА
SAHA-JA
«Ануттара – есть блаженство покоя»
Абхинавагупта. Тантра Сара
Йога-Ануттара-Тантра в традиции Сиддхов дает третий метод переживать состояние Счастья – приучить Ум пребывать в Естественном состоянии (Saha-Ja sthti, или Махамудра будд.).
Saha-Ja – с санскрита переводится как «вместе рожденный, природный». Все виды практик Йоги направленные к достижению естественного состояния обобщены разделом Сахаджаяны.
Состояние Saha-Ja, – это вид захваченности Ума пустотностью происходящих явлений. Другими словами Естественное состояние – это пребывание в состоянии счастья, с сохранением уравновешенной активности Ума; Ум при этом переживает пустоту явлений.
«Вместе рожденный» значит, что возможность переживать состояние счастья через Saha-Ja, присуща всем людям от самого рождения. Состояние Сахажда характеризуется безоценочным приятием реальности и внутренним покоем психики.
То, что называется естественным состоянием Ума, находится за пределами интеллектуального понимания. И понимание того, о чем идет речь, возможно только через опытное переживание, узнавание этого состояния (Jnanayoga). Однако для взрослого человека есть доступная возможность узнать этот феномен психики через своих детей. При этом не следует путать естественное состояние детей, при котором сочетаются внутренний покой и функциональность Ума с детскими врожденными или приобретенными болезненными состояниями и расстройствами психики.
Естественное состояние (Saha-Jasthiti) можно наблюдать на маленьких детях, когда они становятся уравновешенными, сконцентрированными без видимых причин или усилий со стороны родителей, часами играют в игрушки или в песочнице, не отвлекаясь на желания сна и еды.
Для того чтобы увидеть этот процесс в действии, нам необходимо стать более наблюдательными. Превратить «присмотр» за ребенком в Созерцательную практику. Наблюдая за ребенком необходимо оградить свое восприятие от попыток своего Ума оценивать или судить его состояние и от попыток физического вмешательства и коррекции.
Родителям следует понять, что счастье ребенка и счастье взрослого – это одинаковые состояния, достигаемые разными способами:
ॐ) Повседневное счастье взрослых – обусловлено деятельностью (Grahasthiti), счастье детей обусловлено естественным состоянием (Saha-Jasthiti).
К пониманию этого момента призывают мудрецы разных традиций: «отбрось Ум и логику и уподобься ребенку (Сараха)», «будьте как дети, ибо их есть царство небесное (Евангелие)».
Подведем итог: от рождения дети имеют возможность переживать естественное состояние Счастья Saha-Jasthiti*. В этом случае восприятие происходит без оценок и суждений. Дети часто и неосознанно находятся в переживании Естественного состояния.
Не понимая сути происходящих процессов, родители воспринимают такое состояние детей как «безполезное», бездеятельное или ленивое. Постоянно переключая детей на «полезную» деятельность, родители неосознанно приучают детей к ложному отождествлению Счастья с захваченностью действиями.
_______________________________________________________________________
*Сахаджа-стихити (авастха) – в контексте исследования детской психики отличается от Сахаджа-самадхи, тем, что у детей естественное состояние обычно не соединено с Осознаванием. Во втором случае – сахаджасамадхи – это естественное состояние соединенное с осознаванием
ИГРУШКИ: ЗА ИЛИ ПРОТИВ
«Несомненно, самоосознающий, играя в мирской жизни,
никак не сходен с тупыми ослами этого мира».
Аштавакра Гита
Если человек понимает жизнь ограниченно, через связанное узлами неведения восприятие, тогда основной его идеей будет идея влиять на окружающее пространство и события в нем, с целью что-то изменять, улучшать, «совершенствовать» во вне.
Родитель, действующий с такой внутренней позицией, не отличается зрелостью Ума от своего ребенка. Ребенок играет в игру – и эта игра кажется ему действительно важным событием и событием реально существующим. Родитель смотрит на своего ребенка в игре, и, так же как и ребенок, считает это событие (игру) действительно важным и реально существующим в негативном аспекте для своего ребенка. Такая мотивация зарождает внутреннюю идею контролировать воспринимаемые процессы и обозначать им дозволенные границы. В чем же тогда отличие между ребенком и взрослым, если их восприятие одинаково обусловлено эффектом наложения внутренней концепции Ума (суперимпозиция) на происходящие события? В действительности, в данном случае и родитель, и ребенок демонстрируют одинаковый уровень незрелости восприятия, при разном уровне эрудированности и рассудочной деятельности.
Если же человек понимает жизнь как божественную Игру (Lila), и себя в ней, как преданного Истине игрока (BhaktiYogin), то такой человек легко может допустить и игру ребенка, как маленькую игру в этой большой игре (Lila yoga marga).
Лучший способ увидеть естественное состояние – это наблюдать за детьми, наблюдать детскую игру.
Кстати сказать, сам факт захваченностью игрой, при которой дети забывают о более грубых потребностях тела (желание есть, желание спать) как раз и свидетельствует о том, что дети способны переживать более высокие внутренние психические состояния хоть и неосознанно.
Детская игра – это способ концентрировать Ум на имитации деятельности. В действительности, дети не воспринимают свою игру, как нечто отделенное от реальной жизни. В детской игре одновременно происходят два феномена – проживание ребенком индивидуальной реальности и переживание естественного состояния.
ॐ) Дети не играют в игре, а проживают реальность через игру
Дети через игру могут выстраивать и перестраивать неудачные отношения и ситуации; моделировать поведение своей будущей семейной и социальной роли. Во многих этнических традициях приветствуется и поощряется детский игровой процесс и не считается мешающим настоящему взрослению.
Эффект проживания индивидуальной реальности означает, что родители никогда не знают, «что» в действительности здесь и сейчас происходит в психике ребенка. Поэтому они должны быть аккуратны в попытках прерывать игру ребенка резко и внезапно (кроме случаев угрозы жизни и здоровью). Другими словами, необходимо учитывать серьезность его внутренних процессов. Это подобно тому, как мы пользуемся правилами работы с операционной системой: перед выключением компьютера – нам следует выполнить определенную процедуру завершения сеанса, а не выдергивать шнур из розетки в тот момент, когда рабочие процессы операционной системы еще не завершены.
Не позволяя детям играть, родители блокируют процесс естественного проживания детских впечатлений Ума (Samskara). Однако реального эффекта взросления не наступает, потому что все нереализованные, «запрещенные» впечатления не пройдя этап осознавания, всего лишь переходят в область неосознаваемой памяти, и обязательно начнут проявляться во взрослой жизни, как «странные» и неуместные к возрасту интересы.
Следует заметить, что взрослые родители, запрещая детскую игру, прогулки – ведут себя нечестно, потому что сами по отношению к себе, вряд ли позволят ситуацию диктата или запрета личной, интересной им деятельности собственными родителями. То есть, взрослый человек редко следует наставлениям «как жить» и «что делать» от своих пожилых родителей, и тут же идет вмешиваться в жизнь своих детей и раздавать наставления, нарушая тем самым принцип честного примера. Например, мы считаем, что вправе сказать нашему ребенку «тебе нельзя есть мясо, потому что наша семья – вегетарианцы». Но если наши собственные родители сделают нам подобное (или другое) замечание «вам нельзя быть вегетарианцами, потому что это не одобряют врачи», то мы тут же пользуясь силой и самостоятельностью увеличим дистанцию, а вовсе не будем следовать этим наставлениям.
Родители должны помнить, что взросление наступает не усилиями извне, а является естественной природной тенденцией Ума. Основополагающий признак «взросления» ребенка, перехода его Ума в зрелое «недетское» состояние – это прекращение неосознанной игры, прекращение моделирования и проживания ситуаций через игровую деятельность. «Гармонично повзрослеть» – означает достичь зрелости Ума и не утратить состояния переживания счастья.
Тест для родителей на определение понимания важности и жизненности игрового процесса – отслеживать собственные реакции на просьбы ребенка поиграть с ним. Состояние естественности проявляется в способности взрослого человека с искренним интересом вовлекаться в игру ребенка и самому предлагать ребенку совместные игры. Поиграйте с ребенком в куклы или солдатиков, войдите в переживание безоценочной и непредвзятой увлеченности процессом игры вместе с ребенком. Пронаблюдайте собственную скованность, зажатость в игре или же наоборот легкость и раскрепощенность.
Совместная игра с ребенком по его сценарию – наилучший способ войти в его индивидуальную психическую реальность.