Кармические законы
Свами Вишнудевананда Гири
(продолжение)
Влияние прарабдха-кармы на джняни
«Карма бывает трех видов: санчита-карма – прошлые действия и их последствия, которые еще не проявились, агами-карма – действия, которые мы совершаем в данный момент».
Допустим, эти наставления – это ваша агамикарма. Если вы пребываете в должном состоянии, это хорошая, позитивная агамикарма; если вы отвлекаетесь, невнимательны, то это не очень хорошая агамикарма; если ум нечист, то это дурная агамикарма; а если вы пребываете в присутствии, то агамикарма самоосвобождена вообще, она не создается.
Наша задача – быть в саттве, как минимум, чтобы создавать благоприятную агамикарму, которая позволит родиться в чистых странах Сваргалоки, Махарлоки, а если удастся, то пребывать в таком присутствии, когда никакой агамикармы больше нет.
«Прарабдха-карма – прошлые действия и их последствия, которые уже дали о себе знать.
Санчита-карма подобна стрелам в колчане, агами-карма подобна стрельбе, а прарабдха-карма – стрелам, которые уже выпущены и которые нельзя остановить».
Рождение тела – это прарабдха, это уже нельзя изменить, мы родились людьми – ни богами, ни ракшасами, ни бхутами, ни гандхарвами, ни якшами. Ее нельзя изменить и остановить.
Санчиткарма спит в глубинах вашего «Я» и ждет своего развертывания. Допустим, вы сидите в ритрите, и у вас появляются какието божественные мысли, переживания или ясность. Это спящая карма богов начала действовать. Раньше вы ее не осознавали, но теперь она начала разворачиваться. Если вы не знаете принцип самоосвобождения, вы этой кармой увлекаетесь и начинаете захватываться состоянием блаженства и наслаждения, и теряете созерцание. Значит, ваша санчиткарма перерастает в будущую прарабдху, чтобы дать вам возможность переродиться богом на небесах; богом, который может растратить заслугу. А если вы испытываете блаженство, но, одновременно с этим, созерцаете, значит ваша будущая прарабдха – стать созерцающим богом на небесах, который не растратит заслугу, а накопит ее еще больше, поднимется еще выше и освободится.
Например, если ктолибо долго медитирует в состоянии тупости (тамаса) и это продолжается неделями, месяцами – это карма животных или претов. Святые говорили, что при неправильной медитации на протяжении долгого времени, сознание постепенно затухает, что может приводить к нечистым перерождениям, как, например, в теле животного. Всегда лучше избегать таких состояний.
«Брахма-джняна уничтожает санчита-карму и агами-карму, но не прарабдха-карму.
Прарабдха-карма бывает трех видов. Иччха–прарабдха-карма – это неизбежные последствия наших деяний, которые мы совершили по собственному желанию. Аиччха–прарабдха-карма – это форс-мажорные обстоятельства, над которыми мы не властны: холод, зной, болезни, несчастные случаи и прочее. Париччха–прарабдха-карма – это неизбежные последствия деяний, которые мы совершили по собственному желанию или по просьбе других людей.
Даже люди, чье сознание одухотворено, вынуждены страдать от прарабдха-кармы. Последствия наших деяний, подобно семенам, хранятся в виде отпечатков (самскар) в нашем астральном теле (чид-акаше). Когда джняни обретает просветление и непосредственно осознает, что он отличен от пяти материальных оболочек, составляющих его грубое и тонкое тело, и является только лишь Атманом, свидетелем (сакши), тогда санчита-карма больше не может на него повлиять. Подобно тому, как гончарный круг еще некоторое время движется после того, как гончар закончит свою работу, так и прарабдха-карма продолжает некоторое время оказывать влияние на просветленного джняни, вплоть до смерти его тела».
Как на джняни оказывает влияние прарабдхакарма? Например, он имеет тело, значит, он должен принимать все, что происходит с телом: зной, холод, боль, болезни и прочее. Однако, поскольку он не отождествлен, он осознает, что это происходит с телом, но не с ним.
А как очищается санчиткарма? Например, вы видите какоголибо человека, и к нему возникает привязанность, и вы чувствуете, что привязанность хочет проявиться, но вместо этого вы задаете вопрос: «Кто испытывает эту привязанность?» – и порождаете состояние созерцания. Вы созерцаете: «Да, есть привязанность», – но не идете за ней. Тогда ваша санчиткарма не разворачивается, она не перерастает в будущую прарабдху. А если вы чувствуете привязанность и следуете за ней, значит, в следующей жизни пойдете под венец с этим человеком (если есть сильная привязанность), то есть можете родиться мужем и женой или братом и сестрой, а, может быть, начальником и подчиненным. Комбинации могут быть разными, поскольку закон кармы очень сложен.
Или у вас разворачивается гнев. И вы вместо того, чтобы этот гнев разворачивать, выражать и проявлять, гасите его, наблюдаете, самоисследуете, зарождаете чистое видение, делаете намастэ этому человеку и пытаетесь видеть этого человека в лучшем качестве, это значит, что ваша накопленная дурная санчиткарма (карма низших измерений) очищается, и вам не придется в следующей жизни ее переживать. Вы как бы гасите долги своей правильной практикой.
Когда мы находимся в состоянии садханы, то этот процесс гашения санчиткармы, несотворения агамикармы, должен быть непрерывен. Если мы бдительны, то мы понимаем, что наши мысли творят нашу будущую жизнь. Это закон. Наша бдительность позволяет сотворить чистую, божественную, прекрасную будущую жизнь, например, будущую жизнь в Чистой стране Дивья Локе, на небесах Сваргалоки или на небесах Махарлоки. Другими словами, быть бдительными и пресекать свою санчит и агамикарму нужно, прежде всего, нам самим. Святые всегда отличаются тем, что они очень бдительны в отношении каждого слова, каждого поступка и, особенно, каждого акта осознавания. А у обычных людей никакой бдительности нет, поэтому они то и дело попадают в нижние миры или страдают, потому что они не контролируют клеши, не дисциплинируют ум и не считают, что это надо делать, и потом расплачиваются за это.
«От прарабдха-кармы нельзя избавиться иначе, кроме как изжить ее до конца. Но достигшие Освобождения джняни больше не создают санчита-карму, поскольку не имеют материальных желаний и не считают, что совершают какие-либо действия. Агами-карма (текущая деятельность) также не касается его, ибо, обладая Брахма-джняной, джняни не отождествляет себя с деятельностью своего тела, а лишь исполняет роль стороннего наблюдателя».
У джняни нет понятия «я», «мое», «я делаю». Тело действует, рот говорит, глаза видят, но все впечатления и действия растворяются в пространстве осознанности. И когда это тело доживает до своего логического конца, и изживает прарабдхакарму, то происходит просто растворение пустоты в пустоте. И если на то есть причины, создается чистое, божественное иллюзорное тело из остаточных впечатлений саттвы. А если изжита и саттва, то происходит великое растворение, как искра тает в большом пламени или как капля растворяется в океане, так и индивидуальное я сливается с источником.
«После смерти джняни те, кто служили ему и почитали его, получают весь нереализованный им запас хорошей санчита и агами-кармы, а его оскорбители и ненавистники – весь запас плохой кармы. Таким образом, после смерти тела джняни освобождается от пут кармы и более не рождается».