ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД ДХАРМЫ (ЯНВАРЬ’ 24)

Свами Вишнудевананда Гири

Драгоценный

сосуд

Дхармы

 

Сатсанг с Гуру

в вопросах и ответах

Разделение двух истин: воззрения и поведения

«Не отвергать, не принимать» – это подход в духе махасиддхов единого «вкуса», в духе авадхуты Даттатреи. Этот подход нужен только для воспитания воззрения адвайты, недвойственного взгляда (дришти) и созерцания природы Ума в методах типа шамбхави-мудры, но он не подходит нам для поведения. Мы не смешиваем относительное поведение и недвойственное воззрение. Это очень важно понять!

Еще раз повторю: хоть мы и адвайтисты, мы не смешиваем относительное поведение и недвойственное воззрение! Мы не смешиваем относительную и абсолютную истины! Поведение (карма-канда, чарья) и воззрение (джняна-канда, джняна) надо разделять. Смешивать их и путать – это ошибки, свойственные дилетантам. Относительную истину и абсолютную истину надо соединять только в воззрении, а в поведении их следует искусно разделять. Правильнее сказать, что сама наша жизнь их уже разделяет, а мы только понимаем этот факт, глубоко исследуем его и учитываем. Те же, кто не исследуют и не учитывают тот факт, что их тело, ум и праны постоянно все разделяют, делают ошибку в поведении. В результате их практика идет с изъянами или вовсе останавливается. Риши Яяти, совершив подобную ошибку смешивания абсолютного (воззрения) и относительного (поведения), «свалился» из мира богов на Землю, будучи наказан Индрой.

В философском же плане при воспитании воззрения дозволяется смешивать абсолютное и относительное даже новичкам. И это правильно, так как в воззрении адвайты (джняна-дришти) никакие разделения не допустимы.

Наш дальнейший путь здесь таков: отвергнув пути кармы и неведения, мы принимаем путь освобождения и упражняемся в истинном воззрении, правильной медитации (созерцании) и правильном поведении. Воззрение – адвайта. Созерцание раскрепощено, распахнуто и подобно пространству без малейшей фиксации. Поведение тщательно в том, что принять, а что отвергнуть, в знании относительных нюансов.

Равновесие двух истин, плавное привнесение воззрения в поведение – путь к единому «вкусу»

Не путая и не смешивая воззрение и поведение, мы, тем не менее, годами стремимся очень плавно привносить воззрение даже в поведение, постепенно расширяя поле нашего воззрения и поддерживая равновесие двух истин – самйогу. То есть мы не путаем, не смешиваем, а понемногу привносим. Для несведущих людей это ничего не значит, а для нас это очень важно.

Поддержанию равновесия двух истин и плавному привнесению недвойственного взгляда (джняна-дришти) в поведение (чарья и крийя), поддержанию равновесия воззрения и поведения (самйоги), равновесию двух истин, расширению поля самйоги надо учиться у своего гуру. Это нелегко. Начинающему самому постичь это невозможно.

Это очень тонкие, тайные, сокровенные моменты духовной жизни, которые нам предстоит постигать очень долго.

Это то, чем мы будем заниматься еще много миллиардов лет в будущем, даже став богами и развивая сиддхи.

Эти тонкие моменты надо хорошо прояснить, чтобы не впасть в нигилизм или этернализм, и не путать их.

Недвойственное воззрение по мере просветления надо постепенно и очень тонко привносить в поведение, поддерживая самйогу. Это так. Но ни в коем случае нельзя смешивать их или просто путать. Если же мы пытаемся практиковать, совсем не меняя направление своего ума, не отвергая сансару и не принимая путь освобождения, не выбирая путь истины и не отвергая путь заблуждения, то мы просто остаемся в сансаре. Поэтому тщательно упражняйтесь в аналитических медитациях, и тогда вы сами увидите, как эффективно они работают.

Итак, еще раз повторю: если вы ищете освобождение и пробуждение, то с помощью аналитических медитаций разочаруйтесь в сансарном мышлении и отвергните его как непригодный и вредный для обретения счастья.

Примите путь пробуждения как нектар, как истинную дорогу и станьте преданными ему. Тщательно, словно яда, избегайте того, что усиливает неведение. Усердно, старательно усиливайте то, что способствует пробуждению.

Разочаруйтесь в сансаре как в том, что держит вас в оковах. Осознайте клеши как яды, увидьте пагубность привязанностей, осознайте бессмысленность траты времени на бесполезные развлечения, отбросьте эгоизм, отрешитесь от потакания желаниям, увидьте величие пути Мокша Дхармы (освобождения), осознайте важность воспитания ума и садханы. Без лени и пустых разговоров приступайте к ежедневной практике.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*