Свами Вишнудевананда Гири
Драгоценный
сосуд
Дхармы
Сатсанг с Гуру
в вопросах и ответах
Время для разных практик
Вопрос: Свами, какое время суток благоприятно для тех или иных садхан?
Ответ: Время перед рассветом – это период брахма-мухурта. Этот период суток и сам рассвет наполнены саттвой, они подходят для садханы ведических махавакий, для мантр Гаятри, ишта-деваты, парам-гуру и гуру, для пранаямы, мудр, медитации атма-вичара, садхан долгой жизни, таких как призывание Дханвантари, целительных форм Шивы, Даттатреи, ритуалов оздоровления и других.
От рассвета и примерно до 10 часов, когда воздух и земля уже теплеют после ночи, наступает период для упасаны ишта-деваты, арати, практики мирных божеств и ритуалов шанти-кармы, для нисхождения благодати, то есть гармонизации судьбы, исцеления болезней, очищения препятствий и т.д.
От времени, когда теплеет после ночи, до дневной сандхьи, то есть полудня, около 12 часов – подходящий период для садханы божеств, связанных с увеличением шакти, приумножением богатства, возрастанием блага, заслуги, долголетия и процветания.
От полудня до заката подходящий период для садхан очарования, призывания деват, для привлекающих и подчиняющих ритуалов. Если вам, конечно, это нужно.
Время, когда солнце еще не зашло, благоприятно для садханы ритуалов, отбрасывающих препятствия.
Вечерние сумерки – период, который годится для упасаны ишта-деваты, вечернего арати, практики гневных форм тантрических божеств, призывания сиддхов.
От заката до момента, когда небо темнеет, а также ночь до полуночи – это время, подходящее для подношений пищи и других таттв. Это время активности тантрических просветленных существ, сиддхов, гневных дакинь, поэтому подходит для практики гневных мантр и божеств.
От полуночи до рассвета – это время хорошее для садханы нидра-янтры, то есть йоги сновидений, тонкого тела и йоги света (джьоти-йоги).
Наконец, любое время суток подходит для всех недвойственных садхан, недвойственных мантр, таких как Брахма-мантра, для садханы созерцания пространства, для джняна-йоги. Освобождающая недвойственная энергия благодати Шивы, Даттатреи (Ануграха) нисходит без ограничений в любое время.
Абсолют, Бог как мегапарадокс, бесконечные вариативные вселенные и четыре уровня мышления
Вопрос: Свами, одни учителя утверждают любовь к Богу как высший безальтернативный путь к освобождению, другие говорят, что это тоже форма неведения и двойственности, что в адвайте ничего такого не существует, так как отсутствует и тот, кто переживает, и само переживание, так как если еще остается тот, кто любит Бога, то он еще не растворил себя, а значит, не познал полностью Его, то есть саюджья-мукти еще не достигнуто. Кто видит истинно, а кто нет?
Ответ: Вопрос задан из ума, из двоичной логики Аристотеля, которая предполагает, что верно либо то, либо это. Но адвайта – это не двоичная аристотелева логика. И даже не нечеткая, неоднозначная логика анеканта-вады буддистов и джайнов. Она гораздо выше.
Брахман, Бог – это мегапарадокс вне ума, допускающий любые, даже самые непостижимые и невозможные варианты, легко играющий вариантами, как ребенок кубиками. Можно сказать, что это пси-физика невозможных состояний.
Традиционно в философии индуизма, буддизма, джайнизма есть четыре возможные логические альтернативы для любого утверждения, согласно доктрине анеканта-вады. В нашем случае:
- Любовь к Богу есть, и она является истинным путем освобождения.
- Любви к Богу нет.
- Любовь к Богу есть и одновременно ее нет.
- Любовь к Богу ни есть, ни нет.
Можно выбрать любое утверждение. Это классика нечеткой логики.
После нее начинается саттарка-логика Абхинавагупты. Это уже логика мистического опыта, которая говорит, что есть измерения, где дважды два иногда равно четыре, иногда – пять, иногда – шесть и т. д. в зависимости от медитации, где 1+1=1, 1–1=1 и т. д. Она гласит: «Если есть мистический опыт должного уровня, то любовь к Богу есть или ее нет, либо она и есть, и нет одновременно, либо ни то, ни другое, либо еще бесконечное число вариантов». Если личный мистический опыт позволяет, то существует бесконечное число разных вариантов реальности, причем все они истинны одновременно.
Затем идет парасаттарка-логика Даттатреи и Васиштхи (адвайта-свеччхачара). Это уже не логика, а картина мира, где вы как божество свободно оперируете реальностью. Она гласит: «Возможно все. Все зависит от твоей иччха-шакти (воли) и джняна-шакти (мудрости). Ты можешь в опыте силой воли и силой ума (сознания) создать любой тоннель реальности, любой вариант вселенной, которая будет соответствовать желаемому утверждению. Захочешь – в твоей вселенной будет недвойственная любовь души к Богу, и адвайта так будет постигаться; захочешь – ее не будет, а Бог будет только как игра и сама любовь; захочешь – будет достигший Бога; захочешь – он растворится и его не будет; захочешь – он и будет, и его не будет одновременно. Существуют бесконечные варианты разных вероятностей. И их творит твое просветленное сознание, если, конечно, его силы будет достаточно».
Реальность Бога не просто многомерна, а бесконечномерна. Она парадоксально бесконечномерна, но одновременно не парадоксально и не бесконечномерна. То есть одновременно и то и другое, ни то и ни другое. И так до бесконечности.
И что происходит, когда логика ума, концепций и утверждений взломана?
Вот оно! Божественная любовь за пределами ума, за пределами понятий, утверждений и отрицаний, истины и неистины. Это прямое знание абсолютной Истины (апарокша-джняна). Ты – Абсолют, ты ничем не ограничен, кроме, конечно, своей мудрости и своей шакти.