Веды, мантры: для чего и как работают санскритские тексты (июль’14)

Веды, мантры:для чего и как работают санскритские тексты.

Автор: Денис Заенчковский.

Задача мантр и священных текстов заключается в том, чтобы вывести сознание человека за пределы временных физических и эмоциональных тел. Изначальный смысл знания и применения санскритских священных текстов –   изменить ум таким образом , чтобы человек увидел и осознал высшую реальность,   присутствующую за пределами видимых и воспринимаемых им внешних форм.

Из разнообразной санскритской литературы, я хотел рассмотреть прежде всего то, что и как работает как духовный метод   в настоящее время.   Применение текста, как метода духовной практики, отличается от исследования религиоведов, индологов, лингвистов, хотя вне всякого сомнения, их работа заслуживает внимания.

Признание авторитета Вед означает, что духовное знание, снизошло в материальный мир. Это знание существует вечно, и проявляется для людей в зависимости от времени, места и обстоятельств в   разных формах. Шрути – услышанное, означает, что тексты мантр были услышаны. Агамы – это учения, которые «спустились» в мир людей. Шрути были услышаны провидцами риши, а Агамы были открыты Богами как учения о том, как люди могут понять себя и окружающий мир.

Не просто проследить возникновение текста, так как письменная традиция появилась относительно недавно, а передача знаний обычно происходит устно. Учение нельзя ограничить рамками текста. Не учение строится “по тексту”, а текст — вспомогательный инструмент учения.

vedas

 

Тексты отличаются по характеру, одни содержат гимны Богам, другие метафизику, философию и поучения, третьи – инструкции по йоге и проведению ритуалов, четвертые описывают хроники событий божественной и человеческой истории, мифы.

Одни тексты нужно просто озвучивать и заучивать наизусть, другие требуют размышления и медитации. А некоторые можно читать как художественную литературу.

Существует и многочисленная комментаторская литература, где одна школа отстаивает свой взгляд, оспаривая позиции других. Бывает, что при таком комментировании   значение оригинала искажается или не принимается во внимание вообще.

vyasadeva-1

Последняя редакция 4-х Вед была …творением махариши Вьясы, согласно легенде, специально для Кали – юги,   запись 18 Махапуран и Махабхараты, упанишад, Смрити.

Легенда гласит, что по окончанию известных событий на Курукшетре, Маха риши Вьяса удалился в Бадринатх, но он не смог обрести покой и в один из дней к нему явился Нарада и передал задание от Вишну, что он (Вьяса) должен создать редакцию Вед для Кали – юги и записать Махабхарату и Пураны. И разбить Единую Веду на 4 части. Пока задание не будет завершено, Вьяса не получит желаемое успокоение.

Ради исполнения задания, Вьясой был вызван Ганеша, но он поставил условие: что прекратит записывать, если прекратится диктовка. Тогда Вьяса вызвал Сарасвати и позвал своих учеников Шуку и Суту. Сарасвати должна была оставаться активной, пребывая в устах рассказчика, Ганеша продолжал запись, а Вьяса и ученики продолжали повесть. Диктант, продолжался около 20 лет. За это время были воссозданы тексты Пуран, Упанишад, Вед, Смрити: Шива, Линга, Сканда, Маркандея, Калика, Деви Бхагавата, Ваю, Агни, Падма, Брахманда,   Брахмавайварта, Бхавишья, Бхагавата, Вараха, Вамана,Вишну, Матсья, Курма.

Но это всего лишь легенда.

Вернемся к цели текста

Сат – истина единственная и неизменна реальность. Сат – так же, душа – атма, вечное существо, асат — временное, так как постоянно меняется. Это джива — душа заключенная в физическую облочку тела и в ментальные и витальные оболочки тел. Проблема в том, чтобы джива – душа в теле, осознала себя как атму – вечное существо.

Смысл знания в том, чтобы сознание перешло от временного к вечному –….от нереальности к реальности от тьмы к свету… Мистическая роль санскритского текста заключается в том, чтобы от чувств и ума перейти к духовной сути. Создать контакт, который и есть – йога

Существует 5 уровней творения …Физическое тело и эмоции чувства были созданы творцом для внешнего действия и восприятия, но есть орган, который тоньше чувствует , это более тонкая субстанция чем ум: это разум и буддхи, а самая тонкая часть нас это атма. Задача очистить атму от чувственных и ментальных наслоений и пройти внутрь к душе. В этом назначение мантр как инструмента.

1345022929_c2335b80c589

Принцип работы мантр связан с тем, что мантра особым образом модифицирует танматры индрий – ощущения вкуса, осязания, обоняния, зрения, слуха и ума – манаса как генератора всех мысли форм и ощущений, которые проецируются через ум в эмоции.

Мантры являются звуковыми вибрациями, которые блокируют поток впечатлений, воздействующих на ум.

Обычно 5 чувств собирают информацию и предоставляют образы уму. Ум автоматически вырабатывает на мысли – образы соответствующие реакции. Мантра представляет собой звук, выраженный как в мысленной, так и в тонкой форме. За внешним звуком стоит определенный набор энергетических кодов, вызывающих из пространства определенные состояния

Мантры во время громкого и тихого произношения связаны с элементом акаша: эфира. Но фактически за мантрами стоит более тонкий элемент махат – изначальный разум . Материя проявлена в трех видах вибраций – тамас, раджас и саттва. При этом тамас –грубые оболочки, раджас – чувства, ум и эго, саттва – причинное тело. В отличие от 24 татв классической санкхьи в шиваитской существует еще несколько элементов: ишвара, садашива, шуддха видья (шакти) пуруша и джива таттвы.

Практический смысл этой разницы в том, что в шиваитской санкхъе мантры являются проекцией Шуддха видьи – истинного знания на авидью – те, самые три гуны пракрити составляющие раджас, тамас и саттву.

81365808_large_chetki1

Человеческую душу от Шивы — запредельного Абсолютного Сознания отличает связанность тремя гунами — качествами материи, и отсюда ограничения временем (кала), способностью выражения (кАла), пространством, размерами и знанием (видья). Проще – атма, Божественная частица, входя в тело, утрачивает способность все видения, всезнания, подпадает под ограничения местом временем и обстоятельствами, замыкается в своих переживаниях и важности своего маленького “я”.

Чувства и желания обладания объектами наслаждений замыкают ум на материи и он утрачивает свою безграничную природу.

Мантра – это средство   воспоминания и раскрытия неограниченного сознания в ограниченном теле.

Своего рода компьютерный вирус, но не разрушающий ПО, а перепрограммирующий его работу.

Мантры являются определенными символическими образами, выраженные в определенных грамматических формах языка.

Проекция на зрительные органы делает возможным   видение   графической формы Божества – янтры. Мантра может быть усилена ритуалами, йогой, а также количеством повторений.

Звук является способом передачи — инструментом. Он нужен для трансляции состояний из неограниченной Видья – Шакти в проекцию на физический план. Существуют разные виды мантр,   проводящих   разные состояния ,   они чем-то напоминают программные коды или программы компьютера.

Какие – то активны, некоторые уже не работают, некоторые есть, но не могут применяться, для каждой из мантр есть свои условия по ее «активизации».

Наиболее важным принципом Гуру – мантры являются мантра – сиддхи. Передающий Гуру- мантру, должен реализовать ее мантра – сиддхи – совершенство, то есть полностью войти ментальным телом в тело мантры и «стать» формой мантра – Деваты (Божества мантры). Без такой реализации,   практика мантры будет бесполезна, это все равно, что набирать номер неактивированной сим-карты.

То же относится и к мантрам прочитанным в книгах или услышанных в фильмах.

В то же время мантра является тайным знанием, даже если она обще известна, ее практика будет индивидуальным процессом.

Вместе с тем, Гуру является каналом передачи лишь тех мантр, которые он представляет по своей учительской преемственности.   Условиями для включения   — мантры составляет ямы-ниямы (предписания –запреты) для данной мантры, пурашчарану, — определенное количество повторений, хому, марджану, тарпану, бходжану.

С одной стороны эти ритуалы   могут существенно увеличить силу мантр, их влияние на сознание, но в то же время могут способствовать подъему «старой кармы» — непроработанных карм . Это “багаж из прежних ситуаций и реакций ментального тела, который   по прежнему влияет на нас в настоящий момент. Смрити – память один из удерживающих механизмов, а так же постоянно повторяющийся опыт переживаний одних и тех же, обусловленных неведением состояний. Термины асмита, рага, двеша — эго, влечение и отвращение. Как бы и рад освободиться от некоторого груза, но инерция старых привычек мешает. Абхинивеша – жажда продолжения себя, сохранения текущего опыта, в виде разных состояний и переживаний прошлого.

Понятие кармы является одним из самых важных, так как это главный инструмент решения всех проблем . Если вы чего – то не видите, не понимаете , либо не в состоянии сделать ответ прост: мы не создали причины для этого.

Многие тексты по йоге не рассматривают детали кармы, так как часто ее концепция используется неверно. Вместо трансформации людям свойственно ограничивать себя используя слово «карма».

Науки и методы используемые в формах Видьи ( Знания) – это способы создания причин. Видья передается как состояние от Учителя к ученикам, вопрос, какой метод учителя и его сиддхи, такой будет и передаваемая форма знания ученикам.

Одна из причин, по которой ученик должен оставаться рядом с Гуру какое то время — невербальная передача знания.

Знание не только информация, это поток трансформирующей энергии. Не всегда хватает своих сил, чтоб его сгенерировать

Значительная часть мантра – видьи была посвящена изучению отдельных дисциплин, так как без них, нет возможности войти и работать в этой системе «по полной программе» . Поэтому специализация – один из важных отправных пунктов поиска. В любой из форм видьи нам придется двигаться по пути накопления навыков и знаний. Это способ «увидеть» Бога, точнее: способ   создания карм, которые со временем позволят нам его увидеть.

Мы можем полагаться на милость Бога, но важно понимать, что Его милость приходит в материальной форме –   практики.

На санскрите существует множество терминов, для обозначения разных методов. Но, ключи к их пониманию находятся в самой системе обучения и передачи. Воспользоваться «плодами можно, когда определенная работа уже проделана.

Тоже самое относится к йоге – ваш запрос и готовность определяет какой форме йоги, кто и как вас будут учить. А так же то, насколько вы сможете добиться   в этом успеха. Создать причины и завершить изменения. Аутентичная дисциплина знания,   не   особо считается с нашими личными предпочтениями, эмоциями и амбициями, так как   большая их часть — неведение.. Понять чему и зачем   учат,   можно после завершения очищающего этапа. На это может понадобиться либо несколько лет, либо жизней…

ТЕКСТОВАЯ ТРАДИЦИЯ                                                                            

i1

Основные 4 веды содержат разные части 1. Мантра – самхиты – гимны и формы призыва Богов.

Брахманы – описания ритуалов 3. Араньяки и 4. Упанишады – философию и метафизику. Эти части схожи между собой по языку и стилю и представляют собой единое учение.

Мантра – самхиты наиболее ранняя часть вед.   Яджур, Риг, Атхарва и Сама – веды представлены разными школами. В процессе изучения вед, необходимо усвоение нескольких сопутствующих дисциплин. Чхандас- размер, нирукта- лексика и значение слов, вьякарана – грамматика. Уникальность веды состоит в том, что веда-патха: ритуальное чтение вед и ритуальных формул ( яджусов) может не сопровождаться осознанием смысла слов и их грамматической структуры.

Для ритуальной озвучки любого ведического текста необходим чхандас – размер. Выдержка   долготы и оригинального ритма текста производят нужные   звуковые вибрации — это работает. Сложность в том, что необходима передача со слуха и правка произношения. Это составляет часть передачи. У Вед главной особенностью является сангит – фиксированный мотив и характер исполнения . Нирукта и вьякарана — не менее важные дисциплины, так как знание смысла и значение текста усиливает эффект его применения. Но полное раскрытие Шрути, это когда состояние риши – открывателя текста напрямую передается тому, кто его повторяет.   Значительная часть прежнего канона шрути в данное время утратили своих носителей, либо «перестали» работать. Тексты Шурти повторяются браминами постоянно это часть Брахма-яджни, в то же время есть много примеров, когда принципиально не браминские традиции, используют в своих практиках части Вед.

Постоянное исчезновение одних и возникновение других форм знания, вполне соответствует принципу места, времени и обстоятельств. Изменяется не только жизнь людей, но и методы передачи.

На настоящий момент из 21 школы Риг веды сохранилось только три из 15 школ яджур – веды только 2 остались. И из 9 направлений Атхарва веды сохранились лишь две. Особенностью Сама веды – из 1000 разновидностей осталось только 3

Основой ритуальной практики по прежнему остается Яджур – веда. Существуют две школы. Адитья сампрадая — Шукла- белая Яджурведа распоространенная на севере Индии и Брахма – сампрадая Кришна (Черная) Яджурведа на юге.

Основным способом работы текста является ануштхана – в которую включены, пуджа, огненный ритуал, пурашчарана мантры Ишта – деваты ( избранного божества).

Конечным достижением бхакти и мантра йоги, является полное слияние с сознанием Божества, и если не физическая, то полная ментальная трансформация. Когда джива реализуя атма- вечную часть себя, затем погружается в Шиву. Это нирвикальпа – самдхи из которого нет возврата.

В более поздний период Веды заменили Агамы или Тантры, Пураны, Итихасы. Они содержали в себе частично ведическое знание, но в измененной форме. Во многих современных традициях читают вслух Шива-пурану, Махабхарату, Рамаяну, Бхагавад – гиту и др. тексты, и это работает.

Смена эпох произошла около 5 тысяч лет назад, но основные изменения произошли позже. Объектами поклонения в ведическом пантеоне считались Агни, Индра, Сома, Митра- Варуна, Яма, Кубера, Ваю, Праджапати, Сурья, Чандра, Брахма. Если открыть оригинальное издание Риг – веды раздел гимнов, то вы не найдете там имена Кали, Шивы, Кришны. Так как их храмовые культы оформились позднее. Основным объектом ведического поклонения были не скульптуры и иконы, а священный огонь.

Агамы посвящены Вишну, Шиве, Шакти в разных формах. Если в Ведах они и упоминаются, то всего лишь в нескольких гимнах. В то же время в Агамах они представлены как основные.

В Агамической традиции формой почитания является божества в храмах. Существовала еще одна традиция, из которой вышли современные ордена садху и йоги. В ведические времена их называли вратья. Это аскеты отшельники, которые жили в лесах в Риг веде есть гимн «косматым аскетам». Представителей древних   шиваитов — Капаликов, Каламукхов и Пашупатов не просто найти в современной Индии, так как древние ордена интегрировались в современные ордена садху.

 

66778401_Bharata_i_olenenok

Поклонение Божествам является формой контакта физического, ментального, астрального, и трансцендентного мира. Но какая часть тонкого мира контактирует с вами, вы не узнаете, если не видите эти сферы непосредственно. При этом работа над собой – обучения практика и наработка усилия, которые мы можем предложить Богу. Соразмерно им приходит и ответ. В пуранах часто боги приходят в теле и даруют желаемое непосредственно. Современный механизм немного иной: успешная практика поклонения усиливает все содержание сознания и на какое то время, вы получаете то, что действительно хотите. Обычно на пуджах присутствуют высшие духи и ганы, так как Божества действуют в меру наших ограничений. Присутствия сильного Духа или Божества тело человека может не выдержать.

Одна и целей йоги создать в физическом теле более мощную нервную систему, способную выдержать более высокую концентрацию энергий и развить свой собственный дух до уровня Божеств. Этим йога отличается от формального поклонения, так как настоящий Бог будет помогать нам раскрывать силу своего духа, а не держать у себя в рабстве. Чтобы поклоняться Шиве, нужно стать Шивой…

Обычные желания ума и мотив духовной реализации сильно отличаются. Потому часто эффект одних и тех же практик у разных людей может быть абсолютно разный. Это нормально, так как каждый в этом мире идет своим путем.

Каждый из Верховных богов представлен как сам по себе, так и окруженным свитой аварана – деват и ганов- богов и духов помощников. Ведические божества почитаются как можества посредники в огенных ритуалах. Они представляют Божеств – сторон света (дигпал) и демиургов (адхи –девата) – Божеств повелителей стихий: земля, пространство между землей и Солнцем ( антарикша) вода, океан, созвездия, мир предков и мир неба. А так же 9 планет джетиша. В то же время, главное Божество представляет собой как имманентный, так и трансцендентный аспект одновременно, а   божества повелевающие стихиями действуют в ритуале как его проводники. Каждый из них получает свою долю в ритуале.   «Увидеть» формы божеств возможно через традиционную иконографию, но почувствовать их   «явное»   присутствие можно с помощью ритуалов и мантр, а так же различных форм тапаса. Особую роль играет форма открытия «третьего» глаза, но пробуждение таких способностей блокировано у современных людей, так как видение тонких форм без возможности контроля, создаст стрессовую нагрузку на психику.

Ведическое знание в действии проявляется как   рецитация мантр и ритуалы призыва и почитания Божеств. В современных традициях применяется малая часть собственно ведических гимнов. Главным в Шиваитской традиции является гимн Яджур – веды Рудрам — произношение в традициях черной и белой яджур – веды может сильно отличаться, в вайшнавской – Нараяна, Пуруша- сукта, Вишну сахасранама, Шри – сукта. В шактистской : Деви, Сарасвати и Дурга – сукта. Это небольшие по объему тексты. При этом видимая часть это ритуалы, которые можно наблюдать в основном по праздникам.

Однако общий объем рецитируемых текстов может быть весьма значительным, чаще всего это относится не к ежедневным, а к праздничным ритуалам. Однако всеми действующим традициями почитается тройной канон: веды, пураны, смрити, агамы. Согласно этому канону авторитетным считаются : пашупата, панчартна, дакшина, вама, сиддханта агамы.

Агамическая и Пураническая традиция является более объемной по использованию, нежели Ведическая. Агамы заменили традицию брахман и араньяк. Но в тоже время, большое количество агам и других текстов не рассматриваются как «инструкция к применению». Так как устная часть   передаваемая от Гуру является самым важным ключем к знанию. Академические традиции изучения текстов существуют повсеместно, но изучение содержания текста еще не гарантирует вам знание, которое в нем есть .   Вы можете перевести санскритский текст, но чтобы понять то, что нем содержится требуется нечто большее…

Используемые материалы:

  1. Лекция Вагиша шастри в Идийском посольстве в Москве 2013.
  1. Сиддханта шикхамани предисловие и избранные места.
  1. Агни махапурана — предисловие.

«Веда» . История ведической традиции буклет к комплекту фильмов DVD (Ришикеш)

  1. Риг – веда (оригинал), Риг – веда –перевод Елизаренковой
  1. Шивайя Субрамуния Свами. Погружение в Шиву.

Источник: http://yogadinesh.com/?page_id=1194

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*