Свами Вишнудевананда Гири
Драгоценный
сосуд
Дхармы
Сатсанг с Гуру
в вопросах и ответах
Духовная эволюция и целостная божественная личность
Богочеловек
Вопрос: Свами, есть много светских эволюционных теорий, утверждающих, что человек – это переходное звено к чему-то еще более высшему. По-вашему, что представляет собой полностью развитая, совершенная, целостная личность на пути освобождения?
Ответ: Это святой, богочеловек, постигший Абсолют, растворивший эго в Брахмане и воссоздавший новую недвойственную божественную личность из света и тонких пран (божественных энергий).
Это космический просветленный и обожествленный человек, такой как Даттатрея, Васиштха, Кришна, Рама, Будда, Шри Шанкарачарья, Шри Шука, сиддх Паамбати или авадхута Брахмананда. Особенно Даттатрея. Он олицетворяет божественную полноту, пурнатву. Все боги есть в нем, все шакти.
Это также личность джняни, сиддха или даже божества, вплоть до Ишвары. Это тот, кто открыл в себе целостность Абсолюта, кто открыл в себе внутренних Шиву, Вишну, Брахму в форме трех пространств, кто открыл в себе внутреннюю силу как внутренних богинь – Сарасвати, Лакшми и Парвати.
Теория Абрахама-Маслоу
Есть в западном мире много теорий на этот счет. Например, в гуманистической психологии Абрахама-Маслоу есть так называемая базовая «пирамида потребностей» личности и понятие о самореализации в ее пределах. По этой теории целостен тот, кто добрался до вершины самореализации.
Первый уровень – это физиологические потребности: голод, жажда, сон и т. д. Потом – защищенность и безопасность, чувство уверенности, избавление от страха. Выше – потребность в принадлежности к какой-либо группе в обществе и любви. Затем идет потребность в уважении, достижении успеха, признании, одобрении со стороны других. Далее идут познавательные потребности: получать знания, учиться, развивать умения, желание исследовать мир. Еще выше – эстетические потребности: стремление к гармонии, порядку, красоте. На самом высоком уровне – потребность в самоактуализации: раскрытие своего потенциала, реализация своих внутренних целей, способностей, развитие личности.
И полностью целостной личностью, согласно этой теории, считается та, у которой все семь уровней потребностей реализованы. Думаю, что Маслоу, создавая свою концепцию, использовал йогическую теорию семи чакр. В общем, она верна, но с определенными оговорками, поскольку, как мне кажется, заимствована у мистиков и йогов. Но это, конечно,
не вопрос психологии, это вопрос постижения человеком трансцендентного «Я» в себе. Это путь эволюции каждого существа.
Концепция сиддхов: целостность – это три божественных пространства и три божественные силы
Целостность и полнота (пурнатва) – это свойство Абсолюта и Ишвары, Бога, Владыки вселенной, но каждая душа стремится к этому состоянию. Учение сиддхов веданты и шиваизма о полностью развитой личности учит, что йог, эволюционируя, должен двигаться вверх: от обычного человека – к садху, от садху – к джняни (просветленному мудрецу), от джняни – к сиддху (совершенному), от сиддха – к махасиддху (великому совершенному), от махасиддха – к девате (божесту), от деваты – к великому богу (махадевате).
Он должен раскрыть все семь уровней чакр (от муладхары до сахасрары) во всех своих пяти телах и стать в конце концов единым с Брахманом.
Он должен развязать в своем энергетическом и тонком теле три узла (грандхи), то есть узел Брахмы в нижних центрах, узел Вишну в центре груди, узел Шивы в межбровье, и раскрыть в себе на месте этих узлов три главных пространства:
– пространство внутреннего Шивы (чит-акаша);
– пространство внутреннего Вишну (хрид-акаша);
– пространство внутреннего Брахмы (дахар-акаша).
Это пространства мудрости, любви и силы.
Кроме этого, он должен открыть в себе и развить энергии этих пространств: внутреннюю Сарасвати (богиню мудрости), внутреннюю Лакшми (богиню воли) и внутреннюю Дургу, Парвати (богиню действия). Это три космические силы: сила мудрости (джняна), воли (иччха) и действия (крийя).
Другими словами, целостный садху – это тот, кто в полной мере обладает просветленной недвойственной мудростью, божественной любовью и божественной силой (их активными энергиями). Он мудр бесконечностью Абсолюта, полон вселенской любви и наделен силой совершенного игрового действия. Он раскрыл джняну, прему, шакти, сиддхи. К этому идеалу все мы и идем.
Сиддхи
Полностью реализованный аспект Шакти – это сиддхи, божественные магические силы, пришедшие естественным (акальпита) путем.
«Восемь сиддх:
– возможность становиться маленьким как атом;
– возможность становиться большим как космос;
– возможность становиться тяжелым как гора;
– возможность становиться легким как воздух;
– возможность принимать любой облик и входить в различные тела живых существ;
– возможность становиться невидимым и проходить через различные преграды;
– возможность обладать мастерством высшего знания, понимая каждое живое существо, зная о нем все;
– возможность пребывать вечно молодым, сияющим как огонь, не зная старения и времени.
Это восемь великих сиддх».
Риши Тирумулар «Тирумантирам» (тантра III, 649)
«В теле земном восемь сил можно обрести. Каковы же их имена?
Две из них обозначаются так: анима и махима; также нейтральные – гарима и лагхима; восхитительные пракамья, прапти и ишитва; вечно желанная вашитва – вот имена восьми сил.
Это – силы богов, в адхарах обитающих, сокрытых сладкозвучием их лепестков».
Риши Боганатар «Тирумандира джнянам» (3–4)
Хотя описание восьми великих сиддх варьируется от школы к школе, в основном говорится о следующих способностях:
1. Анима – способность уменьшаться до размеров атома. С помощью этой силы йогин может уменьшать размер и вес своего тела.
2. Махима – способность увеличивать тело до огромных размеров.
3. Гарима – способность стать тяжелым и твердым, как гора.
4. Лагхима – дает легкость телу, делая его подобным перышку, способность парить в воздухе и передвигаться по небу.
5. Прапти – способность по желанию все увеличивать (например, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц, исцелять от любых болезней, достигать желаемого.
6. Пракамья – способность притягивать удаленные предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правешана), оставаться молодым как угодно долго.
7. Ишитва – влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращать ушедших из жизни.
8. Вашитва – влияние на умы существ, творение силой ума, например: способность укрощать диких зверей и управлять ими, способность подчинять других людей, духов, стихии природы.
Сиддхи контроля пяти элементов достигаются, когда внешние свойства элементов благодаря самьяме сливаются с внутренними качествами йогина, в результате чего различие внутреннего и внешнего устраняется.
Слияние со стихиями нераздельно с учением шат-чакра-йоги, относящимся к шакти-янтре, а также с концентрацией на элементах и чакрах тонкого тела. Глубокое слияние с элементом (самьяма, то есть медитативная погруженность, выполняемая йогином для достижения сиддхи, триада концентрация-медитация-самадхи) дарует йогину сиддхи влиять на погоду, климат и т. д.
Благодаря контролю над элементом земли в теле йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов, земных охранителей.
Благодаря совершенному контролю над элементом воды йогин обретает телесную гибкость и способность не гореть в огне.
Благодаря контролю над элементом огня йогин достигает способности алхимически трансмутировать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции.
С элементом огня связаны сиддхи «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства, постоянного счастья, победы над болезнями и смертью, познания тонкого тела, а также способность по желанию покидать физическое тело и входить в тело другого, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой. Контроль над элементом огня дает способность испускать сияние и сжигать тело в момент смерти, не оставляя следов.
Благодаря контролю над элементом ветра достигается легкость тела, подобная вате, способность ходить по воде, левитация. Йогин может сидеть под водой, под землей, где нет доступа к воздуху, так как он может дышать, введя прану в сушумну. Также йогин может выводить тонкое тело из физического, покидать тело на несколько дней или даже на несколько лет.
Благодаря контролю над элементом пространства достигаются способности летать, проникать сквозь любые препятствия и преграды, знать прошлое, настоящее и будущее, в одно мгновение перемещаться в любую точку вселенной (телепортация).
Совершенное овладение добродетелями махавратам (великого обета), описанными в «Йога сутре» Махариши Патанджали, также может даровать сиддхи.
Например, соблюдение ненасилия (ахимсы) создает миротворческую атмосферу вокруг йогина, нейтрализующую всякую враждебность, даже такую естественную, как между кошкой и мышью, или же, как говорится в текстах, между змеей и мангустом. Благодаря полной правдивости (сатья) слова йогина всегда оказываются истинными, а неворовство (астейя) безо всякого усилия приносит всевозможные сокровища. Нестяжательство (апариграха) открывает доступ к пониманию своего нынешнего и предыдущих рождений. Соблюдение целомудрия (брахмачарья) дает йогину огромную силу, наделяет его тело мощью и особой привлекательностью.
Уважайте свой путь и самого себя
Вопрос: Свами, как начинающему йогину, получившему дикшу, следует позиционировать себя в обществе? Следует ли ему быть открытым или нужно быть «тайным йогином», не афишируя себя?
Ответ: Здесь действует принцип «место, время, обстоятельства». Вы должны хорошо понять, в каких обстоятельствах вы живете. Если вы путешествуете в Индии, в Харидваре – это одно, если вы находитесь в странах СНГ – это другое, если в Европе – это третье.
Культуры разные, обстоятельства немного разные. Если вы находитесь не в Индии и будете слишком активно подчеркивать свою религиозную принадлежность, например ходить по главным улицам в оранжевых или белых одеждах с четками в руках, с малами на шее, распевая во все горло «Ом Намах Шивайя» или «Джая Гуру Датта», а сев в поезд, транслировать в купе свои духовные взгляды, громко цитировать «Авадхута гиту», призывая вступить на путь освобождения (мокши), не спросив окружающих, интересно им это или нет, то такой подход ошибочен. Это просто незрелое внешнее поведение, работа на публику. Тем более эта «публика» не оценит вашей «души прекрасные порывы». Истинные йоги так себя не ведут. Они знают, что это может принести отвлечения и помехи в садхане от излишнего любопытства других людей.
Мы следуем внутренним учениям, внутренней садхане, внутренней аскезе (антар-тапасья), а не внешней. Это означает, что мы ведем себя не эпатажно, а скромно, мы сдержанно позиционируем себя во внешнем мире, ничего особо не выставляя напоказ.
Но! С другой стороны, не следует и специально как-то слишком отгораживаться от общества, особенно, если вы мирянин, карма-санньяси. Не следует скрывать себя, выдавать за кого-то другого, прятать свою духовную, религиозную принадлежность, если вам ничего не угрожает. Мы есть те, кто мы есть, поэтому, если вы видите искренний интерес человека к Дхарме и тому пути, которым вы идете, почему бы открыто и свободно не рассказать ему об этом?
Вы можете рассказать о том, что следуете Санатана Дхарме, рассказать о своем Символе веры, о принятии индуизма, о философии, о святых своей гуру-шишья-парампары, о священных текстах своей традиции, о культуре, о своем коренном гуру и т. д. Вы можете открыто говорить: «Я следую традиции адвайты и традиции шиваитских сиддхов. Мой коренной гуру такой-то, мое духовное имя такое-то, моя линия передачи такая-то, я соблюдаю такие-то принципы, я почитаю Абсолют (Брахман), а также Шиву, Ганешу, Даттатрею, Лакшми и многих других богов как проявление единого Брахмана. Я учусь видеть мир так, как учил Даттатрея, Шанкара и учит мой гуру, а именно – как иллюзию и как Брахмана. Я учусь видеть себя как Атман, как Шиву или Шакти».
Нам нет нужды навязывать свои взгляды и транслировать учение другим, если они сами об этом не просят. Мы так не делаем. Но нет нужды и вуалировать, маскировать себя, сильно подстраиваться под других, юлить, выдавать себя за кого-то, кем мы не являемся, называть себя эзотериками, хатха-йогами, ведическими психологами, тусовщиками-ньюэйджерами, экстрасенсами, полухристианами, полурастаманами или еще кем-то.
Уважайте чужие мнения, веру, взгляды, но и не давайте навязывать их себе, держитесь своего пути. Ведь вы приняли дикшу, у вас есть своя жизненная философия, гуру, Прибежище, вы определились, вы выбрали путь и уверенно идете по нему. Вам по праву есть чем гордиться – вы принадлежите к великой духовной традиции, великой философии, великому пути садху. У вас есть авторитетная традиция, две мощнейшие парампары святых (северная и южная), культура, глубокая философия с многотысячелетней историей, множество святых и священных текстов. Есть конкретные носители этой традиции как здесь, так и в Индии. Уважайте себя! Вы получили дикшу, обрели Прибежище в богах и святых, приняли статус санньяси или карма-санньяси, получили гуру-мантру – это большое благословение, заслуга и духовная сила. Вы приняли Санатана Дхарму как свой путь, адвайту как свое учение, ануттара-тантру как свою садхану, поэтому уважайте этот путь, который полностью самодостаточен. Ведите себя достойно, не пренебрегайте им, не смешивайте его с чем-либо еще, проявляйте его так, чтобы другие уважали вас, ваш путь и тоже вдохновлялись. Ведь недаром говорят: «Люди уважают тех, кто уважает сам себя».
Мы, садху, специально не ищем уважения, одобрения, «лайки» от других. Мы спокойно смотрим на социум. У нас есть свои сокровища, мы это сами знаем, поэтому нам не нужно подтверждать это через мнения других. Но сам дух пути предполагает, что мы идем по пути с самоуважением и достоинством.
(продолжение следует)