О чем нельзя думать перед смертью?
(Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче)
КХЕНПО ГЕШЕ РИНЧЕН ТЕНЗИН РИНПОЧЕ
Досточтимый Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче родился в области Кхам восточного Тибета в провинции Нагчу Драчен в гористой местности Пула.
Его род — йогины Кьюнгпо, в котором из поколения в поколение передается линия внешних, внутренних и тайных тантрических посвящений, передач-лунгов, комментариев и тайных наставлений, а также основанные на личном опыте наставления Мартри глубокого значения наивысшего Великого Совершенства Дзогчен. По этим и другим аспектам в данном роду издревле практикуется непрерывная традиция посвящений, передач-лунгов и устных наставлений, а также поддерживается передача традиции Девяти Великих Йидамов Bka’chen sde dgu Качен Дегу. В этом роду постоянно практикуют затворничества, связанные с начитыванием мантр, практики Йидамов и поддерживают линию передач великих тайных учений Тантры и Дзогчена.
Ринчен Тензин родился в 15-й день 11-го тибетского месяца 1969 года. Отца звали Кьюнгпо Кхакьяба, а мать Ракза Випал. Первому своему сыну, продолжателю рода родители дали имя Цеванг Тхогме, что означает «Владыка жизни, у которого нет препятствий».
Родная для Ринчена Тензина область Кхам — это место, одно из немногих в Тибете, где удалось сохранить традиции тибетских учений, невзирая на китайскую агрессию. Его детство пришлось на то трагическое время, когда Китай активно пытался разрушить духовные и культурные ценности Тибета. Монахи и практикующие миряне уходили в горы, спасаясь от «культурной революции», и не только сохранили линию передачи, но и путем затворничества, пусть вынужденного, продвинулись в практике.
В детстве, его главными учителями были дед — йогин Сонам Тензин и дядя — йогин и знаменитый врач Юндрунг Донсела. Дом был полон людей, которые приходили получить помощь в исцелении физических и душевных недугов. Мальчик, находясь рядом, перенимал на практике все секреты тибетской медицины.
В 7 лет Ринчен Тензин начал осваивать письмо и грамоту, а также заучивал наизусть традиционные молитвы традиции Бон для ежедневной практики. Уже в 9 лет он получил передачу, комментарии и тайные наставления по Слову Просветленного Учителя Победоносного Шенраба Миво.
Детство и юность будущего Учителя прошли в изучении традиции Бон и Тибетской медицины. Ежедневная молитвенная практика и участие в лечении пациентов — так проходила юность будущего Учителя. В 17 лет Цеванг Тхогме стал известным врачом, к которому приезжали за медицинской помощью со всей округи.
В 18 лет у Цеванга Тхогме появилось желание отойти от сансары — отказаться от мирской жизни и стать монахом. В тот год он принял монашеские обеты Гуцул и получил имя Ринчен Тензин. Через год он поступил в монастырь Пула Юнгдрунг Тенпхел Линг. В монастыре помимо практик выполнял обязанности мастера пения на больших службах.
В 24 года — поступление в Монастырь Пал Шентен Менри Шедруб Дуде (главный Монастырь традиции Бон и ведущее учебное заведение для монахов, находится в Индии) и продолжение изучения буддизма, философии, логики, астрологии и тибетской медицины. В 31 год в Менри Ринчен Тензин принял 250 полных обетов Гелонга.
В монастыре Менри с 32 лет давал учения по Сутре. Получил звание Геше в 39 лет, после чего начал давать учение по Тантре и Дзогчену.
С 2008 до 2012 Кхенпо Геше Ренчен Тензин Ринпоче преподавал в монастыре Менри особые обширные тексты по философии и тексты по медицине, астрологии, грамматике и прочие, а также обучал монахов практикам и ритуалам.
Последние несколько лет Досточтимый Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче живет в России. В 2012-м году в октябре в Москве с помощью спонсоров, основал школу медицины «Шангпё Сориг Депхен Лоблинг», где преподавание ведется по двум основным медицинским трактатам — Бумщи и Гьющи. Геше читает там лекции по медицине пять дней в неделю. Каждую неделю, по воскресеньям вместе с учениками традиции Бон проводит предварительные практики Нендро из девяти составляющих. Ежедневно, выполняет практики Наивысшего Великого Совершенства Дзогчен.
В 2014 году основал школу Тантры и Дзогчена «Чистые Земли», в которой ведет обучение по собственной трехлетней программе «Основы Тантры и Дзогчена». В 2015 году заложил первый камень в основание монастыря «Саннгаг Юнгдрунг Дудул Линг», строящегося в Ленинградской области.
22-го февраля 2016 года, в 15-й лунный день первого месяца по тибетскому календарю Геше Ринчену Тензину Ринпоче 33-м настоятелем монастыря Менри Тризином Ринпоче и Менри Понлопом Ринпоче было присвоено звание Кхенпо и возложен официальный сан Лама Трипа («Учитель, пребывающий на троне»).
На протяжении жизни Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче получил много Передач и Учений, с кратким списком вы можете ознакомиться здесь: http://zemlizemli.ru/wp-content/uploads/2014/10/Peredachi-i-Ucheniya.pdf
Наши мысли перед смертью очень важны, так как они могут сыграть большую роль в перерождении. Даже если человек всю жизнь совершал добродетельные поступки, но во время смерти у него возникли негативные мысли, то вполне возможно, что он переродится где-то в низших мирах.
Например, когда умирает отец или мать, то бывает так, что их дети начинают сильно плакать, просить не оставлять их, не уходить, и тогда у родителя может возникнуть сильная привязанность к детям, и перерождение произойдет под влиянием этой привязанности. Также бывает такое, что кто-то из родственников начинает напоминать умирающему о долгах семьи, задавать вопросы вроде «где ты прячешь деньги?», и под влиянием мыслей о деньгах и возникшей привязанности к ним, перерождение, опять же, не будет благоприятным. Это происходит потому, что сознание заходит в канал, который отвечает за привязанность, и смерть наступает, когда оно находится там.
В Тибете, когда человек умирает, рядом с ним обычно находятся ламы или монахи. Если умирающий — мирянин, то лама наставляет его так: «Ты умираешь, пожалуйста, пойми это; не думай ни о чем постороннем, обращайся молитвенно к своему коренному учителю». А если человек занимался практикой при жизни, то ему даются наставления по практике, чтобы он вспомнил о своей практике. Если он занимался практикой Пховы, то даются наставления по Пхове. А если родственники плачут, то им вообще не разрешается находиться рядом с умирающим, чтобы не отвлекать его.
Расскажу одну историю. Лет пять-шесть назад в нашей местности в Тибете жил один богатый человек — хороший, но неграмотный — ни читать, ни писать он толком не умел. Звали его Раши Тугден. Поскольку у него было много денег, то люди часто брали у него их взаймы, а он делал себе о этом на листке бумаги какие-то пометки, состоявшие из одних только цифр, так как имя человека он написать не мог. В течение жизни он получил наставления по Нендро и по Пхове. И вот однажды он шел куда-то вместе с одним своим знакомым, и внезапно из-за поворота вылетела машина и сбила его. Какое-то время он был еще жив и мог говорить, но понимал, что умирает. Спутник же не пострадал. И вот, пока он был еще жив, его спутник достал у него из-за пазухи этот листок с цифрами и уже открыл было рот, чтобы сказать: «Расскажи, кто и сколько тебе должен, а то по твоим записям ничего не понятно». Но Раши Тугден из последних сил замахал на него руками и потребовал замолчать, чтобы не отвлекать его от мыслей о коренном учителе. Это был очень правильный поступок. Говорят, что в итоге все, кто был ему должен, сами пришли к его родственникам и все до копейки вернули.
Есть еще одна история. Во времена Тонпа Шенраба жил-был один недобродетельный министр, глава какой-то из областей государства Шанг-Шунг, которым управлял Тонпа Шенраб. Много раз Тонпа Шенраб призывал к себе этого министра и уговаривал его измениться, но ничего не помогало. Когда этого министра просили совершить подношение, например, воды на алтарь, говоря, что это добродетельный поступок, он отвечал: «Если всего лишь чашка воды на алтаре — это добродетель, то чьей же добродетелью является океан?». Если подносилось зерно, то он говорил: «Вот вы сейчас зерно подносите, говорите, что это добродетель, а чья же тогда добродетель все те насекомые, которые погибли во время сбора этого зерна?». Когда на алтаре возжигали масляные светильники, то он говорил: «Чья же добродетель то, что мотыльки слетаются на свет и гибнут в пламени?». Тонпа Шенраб понял, что безнадежно пытаться ему что-то объяснять, потому что если веры нет, то тут ничего не поделаешь. Прошли годы. Министр постарел, заболел и оказался на смертном одре. Здесь у него стали возникать разные видения всех тех недобродетелей, которые он творил, и он понял, что все, что говорил Тонпа Шенраб про карму и причинно-следственную связь — это правда. То есть, перед смертью в нем внезапно породилась вера. Когда он умер, то на протяжении сорока девяти дней для него читался ритуал, составленный Тонпа Шенрабом, который называется «Светоч Кунриг». Последователи Бон с тех пор после смерти человека обычно именно этот текст и читают, он очень распространенный. И таким образом Тонпа Шенраб смог помочь ему не уйти в низшие миры, а переродиться в одном из трех высших миров сансары и продолжить практику. Это произошло благодаря силе мыслей, возникших у министра непосредственно перед смертью. А при жизни Тонпа Шенраб никак не мог ему помочь. Все это говорит о том, как важны наши мысли перед смертью, и как сильно они могут повлиять на наш дальнейший путь.