По другой версии, мудрое правление Рамы знаменовало избавление от духовного мрака. Зажигаемые огни символизируют возвращение человечества из тьмы к свету, благодаря легендарному царевичу.
В каждом районе Индии празднование Дивали имеет свои особенности. Для некоторых частей страны и групп населения (например, для торговых общин Западной Индии) Дивали совпадает с началом Нового года. Торговцы в этот день приводят в порядок счетоводные книги, прибирают лавки. Вечером магазины и дома иллюминируют масляными светильниками или гирляндами электрических лампочек.
На Юге Индии в Дивали отмечают победу Бога Кришны над демоном Наракасурой. В этот день победы добра над злом индусы обильно смазывают себя кокосовым маслом, что очищает их от грехов, так как церемония эта считается равной по значению омовению в священном Ганге.
На Востоке Индии, и особенно в Бенгалии, Дивали посвящен поклонению черной Богине Кали, олицетворяющей культ силы. По этому случаю перед изображениями Богини десять дней совершают молитвы, а затем эти изображения погружают в воды рек или прудов.
Дивали празднуется и мусульманами, отмечающими приход Лакшми огнями и игрой в карты и кости, ведь Лакшми приносит удачу.
В этот праздник света улицы городов и сел озаряются тысячами огней и фейерверков. Воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек.
Ведический Праздник Дивали в Индии — один из самых значительных для представителей многих религиозных конфессий: джайнов, сикхов, кришнаитов и индуистов.
Это праздник огня, света, торжества и победы добра над темными силами. Во время праздника огонь освещает не только материальный мир, но и душу. Поэтому индусы тщательно подготавливают свой разум путем медитаций и раздумий.
Отмечают Дивали в течение пяти дней в начале ноября (в 2020 году праздник выпадает на 14 – 18 ноября), что напоминает традиционное для всех индоевропейских народов празднование дня урожая.
В это время улицы и дома украшаются свечами, фонариками, глиняными лампами. Во время фестиваля огней Дивали принято дарить и получать подарки. Основой праздника послужили подвиги индийских богов. Каждый из пяти дней посвящен одной из легенд.
День первый. Дханвантари-трайодаши
Это первый и главный день праздника. Дханвантари — это одно из имен бога, главное воплощение Вишну. Индусы верят, что в этот день Дханвантари (главный бог) явился людям и принес им нектар бессмертия. Этим нектаром были аюрведические знания. Аюрведа — это древнее искусство оздоровление и правильной жизни, которое и по сей день приносит свои плоды. Многие европейцы предпочитают аюрведу классической медицине.
Первый день праздника — день здоровья, молитвы, жертвоприношений. В этот светлый день совершается пуджа (ритуальное предложение пищи) богу Вишну.
День второй. Нарака-чатурдаши
В этот день, согласно преданию, Шри Кришна покарал демона Наракасуру. Хитрый демон задумал посмеяться над богами, полубогами и людьми. Он воровал сокровища, ценные реликвии и даже украл серьги у праматери девов (полубогов) Адити. Из разных царств он похитил 16100 самых прекрасных девушек. Сокровища Наракасуру множились, девушки томились в неволе. Не в силах справиться с демоном, Индра, царь полубогов, взмолился о защите великому Кришне.
Кришна, бог-разрушитель, с радостью отправился на бой с армией Наракасуру. Победив всех врагов и убив демона, он вошел во дворец. Кришна был прекрасен собой и храбр, поэтому юные невольницы воспылали к нему любовью. Чтобы никого не обделить, бог разделился на 16100 воплощений, каждое из которых стало супругом для освобожденных красавиц. Награбленные сокровища Кришна вернул Индре.
Утром в день Нарака-чатурдаши принято совершать омовения с использованием веточек апомарга. В храме Кришны должен зажечь лампадку крупный начальник, мэр города или глава государства, что знаменует мирное процветание и благополучие среди его подданных.
В некоторых регионах принято наносить себе на лоб полосы из киновари, считается, что, победив, великий Кришна помазал себе лицо кровью поверженного демона. Этот день наполнен символизмом, радостью очищения.
День третий. Лакшми-пуджа
День памяти и почитания богов Лакшми и Ганеша. Лакшми — это богиня благополучия, во время пхтанья (перемешивания) Молочного океана она обрела одну четырнадцатую часть образованных в нем сокровищ — ратн. Они символизируют духовное богатство.
Ганеша — бог с необычной внешностью, он обладает головой слона, двумя парами рук и телом человека. Ганеша олицетворяет собой мудрость, процветание, успех. В индийских верованиях Ганеша способен помочь любому обратившемуся к нему с просьбой, убрать препятствия и сомнения.
Зажженный огонь в домах в день Лакшми-пуджи привлекает удачу, покой и богатство. В этот день верующие испытывают осознание пережитого жизненного опыта, совершают попытку приобщиться к вековой мудрости богов.
День четвертый. Говардхан-пуджа
Особое значение праздничный день имеет для жителей северных районов. Согласно легенде, в один из дней поклонения Индры жители села Гокуль молитвы были прерваны Кришной. Он остановил праздничные жертвоприношения, за что Индра наслал потоп и страшную грозу. Тогда Кришна поднял одним мизинцем гору Говардхан и защитил жителей Гокуля. Видя это, Индра признал силу и могущество Кришны и отступил.
В память о боге-защитнике народ Северной Индии совершает ежегодную пуджу. Говардхан — это реальное географическое названия небольшого холма в Бражде. В день Говардхан-пуджи его украшают цветами и гирляндами. Ночь перед праздником верующие люди проводят в храме, а наутро готовят «гору еды», чтобы предложить ее Кришне.
Количество блюд может превышать сотню. Еда складывается в форме пирамиды и освящается — произносятся определенные молитвы, совершаются ритуалы. После этого все члены праздника угощаются освященной едой в небольших количествах.
По другому преданию Говардхан — это воплощение бога Вишну. Гора является живой и во время преклонений и молитв увеличивает благополучие человека в духовной жизни.
День пятый. Бхау-биджПраздник принято проводить в обществе своих братьев и сестер. Сестры молятся об удаче своих братьев, а те угощают их сладостями, говорят комплименты. Именно в этот день бог Яма встречается со своей сестрой Ями. Яма символизирует солнце, Ями — луну. По древнейшим индуистским представлениям Яма отказался от своего бессмертия, принес себя в жертву и, благодаря этому, создал весь мир.
В диалогах Ямы с сестрой, описанных в ведах, она часто предлагает ему инцест, от чего тот отказывается в силу их близкого родства. Некоторые историки полагают, что эта легенда легла в основу юридического запрета на кровосмесительные браки. Бхау-бидж — день добра и мира, венчающий собой прекрасный и удивительно красивый праздник Дивали.
Самой традиции празднования более тысячи лет. Как любой религиозный праздник, он наполняет радостью, дарит чувство очищения, счастья, гармонии. Некоторые индусы и гости страны совершают в эти дни омовения в водах реки Ганг, что способствует очищению кармы.
Религиозные ритуалы, горящие повсюду огни и возносящиеся молитвы делают праздник незабываемым зрелищем, обязательным для посещения.
Это уникальное событие в жизни страны, празднование которого отличается в каждом регионе Индии, объединяющее все народы и религии многонационального государства.
Источник:
http://www.calend.ru/holidays/0/0/866/
http://www.tpg.ua/ru/news/Prazdnik-Divali-.htm