«Брахма-Мухурта», «час Бога» – 48 минут для здоровья и долголетия
Здоровый человек должен вставать с постели во время Брахма-Мухурта, чтобы защитить свою жизнь. (Аштанга-Хридая Самхита – основополагающий трактат по Аюрведе – глава «Диначарья Адхьяя» – «режим дня»)
Термин «Брахма-Мухурта» наверняка слышали многие вегетарианцы. Переводится он довольно просто: «Мухурта» (санскр.) – момент, отрезок времени. Мухурта содержит 48 минут. «Брахма» (санскр.), имя собственное – один из трех главных богов пантеона индуизма (бог-творец).
По ведическим представлениям, время пробуждения очень важно для успеха всего дня, выработки полезных привычек, духовного развития и выбора жизненного пути в целом. Дело в том, что если наложить на каждый день вечную схему человеческой жизни, то «рождение» (пробуждение), как и юность, зрелость и старость могут приходиться на разные часы. Лила (Божественная игра) или мистерия человеческой жизни проигрывается каждый день немного по-разному. Каждый, кто хоть раз задерживался допоздна, не спал ночь и потом пытался спать днем, знает, что «математика» ночного сна в «правильные» часы (с 10 вечера) и сна в непривычные, светлые часы, – совсем разная. Если ложиться спать позднее полуночи (по некоторым данным даже позднее 10 вечера), то сколько ни спи, все равно выспаться будет невозможно, в голове будет «каша», а в теле не будет аппетита, бодрости, мышечного тонуса.
Сама природа и условия жизни на планете Земля установили раз и навсегда, что спать надо в темное время суток, а бодрствовать – в светлое. Это знают все – включая животных, микроорганизмы и растения! (Я не говорю, конечно, о ночных хищниках – это существа с особой кармой, фактически – рожденные для Тамаса, тьмы. Но мы же не хотим жить, как летучие мыши, правда?) А вот о том, что можно проснуться ДО рассвета и при этом получить замечательные результаты по здоровью, йогическим практикам, личной эффективности – об этом знают только люди, и то далеко не все.
Задуматься о ритме жизни порой не менее важно, чем о том, чем и как мы зарабатываем на жизнь, какие отношения поддерживаем с близкими и что кладем на свою тарелку. На первый взгляд, момент пробуждения не важен – «проснулся – и слава Богу!». Но если разобраться, еще как важен. И еще важно, что вы делаете в первый час после пробуждения – смотрите программу утренних новостей или пишите в свое пока еще чистое с утра сознание книгу о Вечности и Свете.
Если разобраться в этом вопросе еще чуть дальше, мы обнаруживаем такой прецедент: пробуждение ДО рассвета – как бы «не по Солнцу» (как кажется) – несет совершенно особый смысл. Свидетельства о том, что выдающиеся люди в прошлые эпохи вставали до рассвета, встречаются в любой культуре: индийской, восточной, европейской, русской, иудейской и так далее. Причем такие свидетельства можно найти относительно не только святых (им-то, понятно, «закон не писан», они «не от мира сего»), но и среди ученых и даже выдающихся политиков прошлых эпох. Не буду перечислять отдельных личностей, т.к. имя каждого связано с определенными эмоциями. Просто заметим, что «звезды» человеческого общества издревле предпочитали ранний подъем, когда звезды еще светят на небе. И на этом пойдем дальше – в суть вопроса.
«То, что для всех существ ночь, для владеющего собой время бодрствования; когда же все существа бодрствуют, для мудреца, чей взгляд обращен внутрь, наступает ночь». Бхагават Гита, 2.69
По Аюрведе, Брахма-Мухурта («час Брахмы» или «час Бога») – это особый период в сутках, который проявляется каждый день ранним утром. Его значение тесно связано с теорией Трех Гун (качеств материальной природы). Напомню, что (как вы уже, возможно, и знаете) Саттва означает чистоту, мудрость, ясность и покой, Раджас – энергию, страсть, движение и страдание, Тамас – тьму, невежество и деградацию. Ранние утренние часы до рассвета принадлежат Саттве, с восходом Солнца в силу вступает Раджас, а проснуться после 10 утра – это уже «билет» в Тамас, со всеми вытекающими последствиями по настроению на весь день и влиянием на здоровье. В дальнейшем в течение суток Гуны сменяют друг друга каждые 4 часа.
Итак, периоды Саттвы, Раджаса и Тамаса сменяются в течение дня. Но есть из этого космического правила и одно неявное исключение – это и есть Брахма-Мухурта – час (а точнее, 48 минут), в которые влияние Гун ослаблено, и действует (или, точнее, присутствует в потенциале) божественное состояние Ниргуна – отсутствие Гун. Это, конечно, условно, т.к. все наши действия все равно будут смесью трех основных Гун, но, тем не менее, эти трое – «лебедь, рак и щука» – в «Час Брахмы» тянут не так сильно, как обычно.
Что же это дает? Дело в том, что по теории Санатана Дхармы (целостной индийской философии духовного развития, которая включает в себе все возможные религии и секты религий), цель духовного развития – это реализация божественной природы в себе, условно называемой «Брахма» (а также Вишну или Шива). Эта природа по определению не имеет Гун, она – Ниргуна (без-качественная), т.к. превосходит и поддерживает Гуны, находится как бы за их пределами, ими не обусловлена. Так, учитель в школе может ставить хорошие и плохие оценки ученикам, но сам никогда не получает оценок или записей в дневнике – это грубый пример, но дает представление о том, насколько Ниргуна-Брахман отделен от действия и эффектов Гун, довлеющих над нами. Учитель – тот, кто позволяет оценкам ставиться, но сам не имеет оценок. Также и «Ниргуна» (не связанный Гунами Абсолют) не имеет окраски по Гунам, и, по свидетельству Вед, является чистым Светом во всех смыслах, включая свет звезд и Солнца, «свет» знаний (в том числе духовных), «свет» любви и сострадания и т.д. Мы сейчас немного отступили в философию, но нам необходимо было подняться над уровнем питания и режима дня, чтобы осознать суть всего происходящего, цель наших усилий. И истинный смысл Брахма-Мухурты. Иначе это будет просто «час, полезный для подъема», что никак не отражает суть вопроса.
В Индии и других странах Востока, и даже на Западе в христианских странах, духовные люди стремятся вставать как можно раньше, «до Солнца» (а не «по Солнцу», заметьте!) и начинать молитвы или другие практики (ритуалы, йогу и так далее) в час Брахма-Мухурты! В Брахма-Мухурту вставали не только ведические мудрецы, чьи подвиги и подвижничество описаны в Махабхарате, но и мусульманские и христианские святые в других концах мира. Не удивительно ли это? В то же время, люди не духовные, но инстинктивно чувствующие связь с ритмами планеты, по всему миру встают по Солнцу. Что, впрочем, тоже очень рано по западным меркам!
Замечено, что если человек развил привычку вставать ПО Солнцу (или «ДО света»), то здоровье будет крепким. До сих пор (даже в наш «век кока-колы»!) в деревнях встречаются люди (обычно это пастухи, пасечники, крестьяне), которые доживают до 100 лет и более, сохраняя при этом умеренно крепкое здоровье и ясность ума. Все они встают «до света» – конечно, не потому, что читали про Брахма-мухурту в интернете или в Ведах – а просто в силу условий жизни и работы. Современному городскому человеку, оторванному от знаний о том, что надо вставать «до света», сложно даже представить – как это, в 105 лет от роду, встать часика этак в 4, когда звезды еще на небе, не спеша помолиться, потом взять мотыгу и отправиться поле копать, пока не жарко! Но это – реальность для многих людей на Востоке.
Веды рекомендуют пробуждаться ото сна именно «до света» для занятий духовными практиками. В храмах по всей Индии и в других странах богослужение начинается еще до света. Неоспоримый факт, что медитация глубокой ночью или ранним утром до света – особенно в Брахма-Мухурту – самая эффективная. Эту находку использовали многие святые и подвижники прошлых эпох, и многие из тех, кто всерьез занимается йогой и медитацией в наши дни.
КАК ВЫЧИСЛИТЬ БРАХМА-МУХУРТУ?
Брахма-Мухурта начинается за 1.5 часа (или за час 36 минут) до рассвета, который несложно вычислить по календарю или с помощью специальных программ в интернете или приложений для телефонов\планшетов. Брахма-Мухурта продолжается в среднем 48 минут. Точное время зависит от вашего местонахождения (географической широты) и сезона года (длины дня и ночи), поэтому время «4:30 утра» более чем условно. Это если осветить вопрос совсем коротко.
Если же отнестись к вопросу вычисления Брахма-Мухурты чуть более тщательно (а вопрос-то ведь важный), то надо разобраться с тем, как ее вычисляют индусы. Это не очень сложно и очень интересно!
Очевидно, что время восхода солнца для разных городов и вообще разных точек на глобусе Земли будет разным, как и продолжительность дня и ночи. Так что нельзя раз и навсегда определить точное время Брахма-Мухурты, его надо вычислять. По упрощенной схеме вычислений проще всего вставать за 96 минут до восхода солнца (за час 36 минут). Это позволит не пропустить время начала Брахма-Мухурты.
Сама по себе «Мухурта» (санскр.) – это отрезок времени, равный 48 минутам. Мухурта – это30-ая часть суток, равна 720 прана (другая ведическая единица измерения, равная 4 секундам).
Несложно посчитать, что сутки делятся на 30 Мухурт. «Брахма-Мухурта» – это 14-я, предпоследняя Мухурта по счету в темной половине суток, которая приходится на поздние ночные или ранние утренние часы, обычно (очень примерное указание!) около 4 часов утра. Просыпаться надо за 2 Мухурты до восхода Солнца. Вычислить точное время со 100%-й уверенностью может только специалист по ведической нумерологии, а «простым смертным» лучше воспользоваться специальной программой, для компьютера или для системы Android. (Просто вычесть полтора часа до восхода лучше, чем стабильно вставать в 4:30, т.к. такой подход может давать погрешность величиной больше самой Брахма-Мухурты, что напрочь лишает смысла такой «расчет»).
Любопытно, что каждая Мухурта имеет имя (управителя или покровителя):
В другой транскрипции перечислим 15 дневных Мухурт: Рудра, Ани, Митра, Питру, Васу, Вара, Вишведэва, Видхи, Сатхамукхи, Пурухута, Вахини, Нактанчара, Варуна, Арйама, Бхага. И 15 ночных Мухурт: Гириса, Аджипада, Ахирбудхнйа, Пуша, Ашви, Яма, Агни, Видхатру, Чандра, Адити, Джива, Вишну, Йумигадйти, Тхйастхур, Самдрам.
Стоит учесть, что это, конечно, не «ночной» и «дневной» дозоры, не «силы света» и «силы тьмы»: все управители Мухурт (боги, если смотреть с позиций индуизма, или эгрегоры, символы, маски, грани трансцендентальной реальности мира, если вы не разделяете взгляды индуизма) в целом благосклонны к людям. По крайней мере, к тем, кто ведет себя правильно. Как говорится в Шримад Бхагаватам («Божественной песни неизреченной красоты»), «Мухурта (дочь Дакши) родила богов Мухуртиков. Каждый их них правит небольшой частью дня и в это время раздаёт людям плоды их деяний». Человек, настроенный корыстно, не извлечет никакой пользы из Брахма-Мухурты.
Мухурта, которая течет во время восхода (первая в сутках), в меньшей степени, чем Брахма-Мухурта (т.к. начинает действовать энергия Гуны Раджас – «страсти», огня, и страданий Майи), но тоже важна. Это время появления на горизонте первых лучей Солнца – при условии, конечно, что он не закрыт строениями, холмами, лесом и т.п. Не советуют в этот временной промежуток потреблять пищу или совершать очистительные процедуры в туалете.
Лучше всего встретить Брахма-Мухурту и собственно сам рассвет («рождение дня») соответствующими нашему уровню сознания или роду деятельности занятиям, в идеале – независимо от профессии и семейного положения – искренней молитве Высшему, в какой бы форме, под каким бы именем (или без формы и имени) мы его не воспринимали. Гаудия-вайшнавы в Брахма-Мухурты повторяют святые имена Бога. Жрецы в индуистских храмах – возносят молитвы и совершают подношения. Буддисты медитируют. Йоги, сидя лицом на восток или север, тоже медитируют, в том числе пропевая мантру Ом.
Если же нет желания делать какую-то подобную духовную практику, хорошо посвятить этот «тихий час», в который вас вряд ли кто-то или что-то потревожит, изучению духовной литературы, размышлениям о смысле жизни и т.п. На худой конец, как предлагал известный китайский мудрец Цжуан-цзы, надо практиковать «покойное сидение», то есть не суетиться и просто «побыть», наедине с самим собой. Сконцентрироваться не на воспоминаниях или мечтах о будущем, а на настоящем моменте. Это не бесполезно. Как в песне пелось «есть только миг, между прошлым и будущим» – с точки зрения ведической философии, этот миг представляет собой милость Творца, которая доступна всем без исключения, было бы желание. Никогда, кроме как в естественной тишине и покое Брахма-Мухурты, проявление лика Творца, обычно скрытого «золотым диском» (как поэтически говорится в Ведах), не бывает столь явно, как в час Брахма-Мухурты.
АБХИДЖИТ-МУХУРТА – ЧАС УСПЕХА
Если вы вообще никак не интересуетесь вопросами самопознания, саморазвития, йоги и религии, и весь вышеизложенный текст вас не убедил, – есть смысл уделить внимание другому интересному временному явлению, которое бывает тоже раз в сутки. Оно более приземленное и практичное. «Абхиджит-Мухурта» – это 8-я Мухурта по счету: в светлую половину суток приходится на полдень, в темную – на полночь. Известно, что Шри Рама (просветленный ведический мудрец и герой военных подвигов) родился в полдень, Шри Кришна – в полночь. В этот момент хорошо начинать новые серьезные дела, какими бы они ни были: сделать важный звонок или принять серьезное решение, которое определит жизнь на годы вперед. Полдень и полночь – «переломные» моменты в сутках, и их энергетика позволяет внести в жизнь необходимые коррективы и совершиться важным переменам.