Фоторепортаж: Лучшая ЭКО-община Европы
Автор: А. Усанин
С подачи Владимира Мегре, написавшего серию книг об Анастасии, в России произошёл взрыв интереса к созданию Родовых поместий. Хотя идея создания экологических поселений не только в России, но на планете в целом становится с каждым годом всё популярнее, я лично считаю концепцию «одногектарного счастья», запущенную В.Мегре в российские массы не очень полезным для нас концептуальным вирусом, взращивающим дух индивидуализма под экологическим соусом.
Русские, в отличие от живущих на своих хуторах латышей или финнов, всегда жили деревнями, общинами. Тем, кто по природе своей более склонен к уединению, чем общению, жить в километре от ближайшего соседа — нормально. Но для «душевно более тёплых» народов жить общиной естественней: КПД повышается. Вместе всегда веселее работать, сообща можно сделать больше работы, чем по одному и за меньшее время. Ну и главное — близкое по различным вопросам общение, дружба, помощь, взаимовыручка — придают другой вкус нашей жизни, делают её полноценней, насыщенней, защищённей. Вместе — общиной, деревней легче решаются любые проблемы, проще преодолеваются любые невзгоды. На Руси всегда, если у кого-нибудь дом сгорел или если кто-то в деревне женился, вся деревня им дружно за неделю, за несколько дней ставила новый дом.
Многие, кто поддался порыву, купили себе землю, «гектарчик» и пытались там жить. В результате, когда закончились деньги, уехали в город снова работать, потому что жить только землёй, без большого запаса финансов вначале, без поддержки друзей не так просто. Зная многие экообщины, я вижу, что жизнеспособны лишь те из них, которые создаются или ярким духовным лидером, или идейным и грамотным бизнесменом- таким, как Андрей Барков в Краснодаре. (Владелец Агрокомлпекса «Солнечный». Там он собрал последователей экоидей и выращивает пшеницу без химии безпахотным способом на 2000 гектарах земли, у них коровник на 600 кров и они гордятся что ни одной коровы не убили. Производят хлеб из проросшего зерна без дрожжей который завоевал много медалей на международных конкурсах и который расхватывают в гипермаркетах Сочи и Краснодара, из пшеничного белка они производят вегетарианские колбасы, в станице Северской создали оздоровительный комплекс семейного типа и баню куда со спиртным вход воспрещен)
Во время моих лекций на Кипре, мы много беседовали на тему экообщин с одной удивительной женщиной, Марией Каневской, в 25 лет попавшей в Книгу Рекордов Гиннеса, как самая молодая женщина на планете, заработавшая с нуля свой первый миллион долларов. Став вегетарианкой, Мария приобщила к здоровой диете и всю семью, и теперь разрабатывает потрясающие рецепты для сыроедческих ресторанов.
Перед возвращением в Россию у меня в голове несколько раз всплывали мысли о том, что было бы хорошо посетить поселение последователей Сознания Кришны в Венгрии, которое считается лучшей экологической общиной в Европе, и посмотреть, как у них всё устроено . Я не покупал билет обратно заранее, но попав в пик курортных нагрузок при заказе билета обратно узнал, что вылететь прямым рейсом в Москву я сейчас не смогу.
Я стал узнавать о билетах на сегодня или на завтра на Ригу, Каунас, Вильнюс, или хотя бы Варшаву, но ответ был такой: «Такого у нас ещё не было, но Вы можете вылететь только лишь в Будапешт!» В этом я увидел руку и улыбку Всевышнего: «Ты ведь очень хотел побывать в Венгрии? »
В интернете я нашел сайт и адрес общины и узнал, что её лидер Шиварама Свами за выдающийся вклад в развитие благотворительности и духовности в Венгерской Республике награждён орденом «Почётного Золотого Креста» — второй по значимости наградой этой страны.
Хотя в Венгрии это место известно всем как «Долина Кришны», те, кто живут в общине, называют её «Новый Вриндаван». Вриндаван — это место рождения Кришны, в Индии он находится в трёх часах езды к югу Дели. Можно это считать совпадением, можно — нет, но Венгерский Вриндаван находится в трёх часах езды к югу от Будапешта. В Будапеште четыре железнодорожных вокзала. И южный вокзал , с которого я отправлялся, называется Дели (!)…Разница в поездах, отправляющихся из индийского и венгерского Дели, конечно, существенна. В Индии в электрички набивается столько народу, сколько может набиться. Если бы вагоны там были резиновыми, то при отправлении они выглядели бы, наверно, как мячики.
В Венгрии электрички из Дели, конечно, намного свободнее. Что мне понравилось в них — это забота о мамах с детьми: чтобы не держать малыша на коленях, если он хочет смотреть в окно (а что ещё делать в пути?) там рядом со взрослым, как раз у окошка, есть детское кресло.
Новый Вриндаван («Долина Кришны») располагается в двадцати километрах от известного озера Балатон, вдоль которого я ехал на поезде около часа. За это время я окрестил его про себя я «Венгерским Байкалом»: протяженность его 79 километров, ширина — до 11,5 километров. От ближайшей деревни в Долину Шри Кришны ведёт указатель
Посетителей у входа встречают два каменных белоснежных слона и живой дружелюбный охранник
Сразу за входом — совсем другой мир, мир реальности-сказки. Поскольку «Долина Кришны» создавалась как проекция Вриндавана, красные беседки здесь отмечают места, соответствующие особым, наиболее значимым местам игр Шри Кришны в Вриндаване.
Экологическая община венгерских вайшнавов (именно так правильно называются те, кто поклоняются Кришне и Вишну) располагается на территории 200 гектаров. Речка, которая протекает по этой долине, называется так же — Ямуной. Так же, как в Индии, место для омовения здесь сделано в виде ступенек. Женщины и мужчины здесь, в этом месте купаются в разные дни.
Вместо павлинов сюда залетают и бегают без опаски фазаны. Некоторые лесные животные тоже иногда здесь гуляют. На широких лугах здесь пасутся коровы, быки.
Многие посетители, оставляя машину у входа, увидев на возвышении жёлтое очень красивое здание, принимают его за храм. Когда подходят ближе — оказывается, что это — школа, где дети получают дипломы государственного образца. Поскольку там всего сорок учеников, мальчики с девочками учатся вместе, только уроки физкультуры для мальчиков и девочек проходят отдельно. Они занимаются йогой, изучают боевые искусства.
Видя вдалеке другое большое красивое здание, туристы подходят к нему и думают, что наверное, это — храм Кришны. А оказывается, что это — коровник, гошала. Коровник здесь — это пятизвёздочный отель для коров. Это — лучший коровник в Европе. А может быть, лучший на этой планете.
Согласно древнейшим санскритским трактатам, три типа животных, если они умирают своей смертью, получают в следующей жизни тело человека: это корова, тигр, обезьяна. Поэтому к коровам здесь относятся с такой же заботой, как к людям.
В Библии, в Ветхом Завете есть утверждение, что убивающий быка совершает такой же грех, как убивающий человека. И в той же Библии есть утверждение, что воздаяние придет в той же мере, в какой человек совершил его: «око за око, кровь за кровь».
Веды объясняют практически то же: тот, кто убивает без необходимости какое-либо животное — сам в следующей жизни станет этим животным, а это животное станет человеком и убьёт его, чтобы вернуть насильнику боль, они поменяются в следующей жизни местами:
Или же за убийство животных, за убийство их беззащитных детёнышей человека, который ест мясо или его детей так же цинично, жестоко убьют на войне в этой жизни — если человек не внимает ни Ведам, ни Библии. Именно в этой связи М.Ганди, Л.Н.Толстой, Альберт Эйнштейн утверждали, что войны на Земле не прекратятся до сих пор, пока люди продолжают есть мясо, напоминая, что в цивилизованном обществе,- в Ведической древней традиции убийство животных осуждалось так же, как и убийство людей. И царь был обязан защищать жизнь животных так же, как жизни людей, рассматривая их полноправными подданными своего государства.
Сейчас многие псевдодуховные пустословы только лишь говорят о гармонии, о всеобщей любви, продолжая при этом питаться трупами невинных и беззащитных существ. Тех, кто вспоил нас своим молоком, называют кормилицей, второй матерью. Именно в этой связи коров называли славяне «Кормилицей», «Матушкой»! Тот, кто убивает и ест свою мать-корову, которая давала ему молоко — вряд ли может называть себя человечным. Точней — Человеком. Корова — это олицетворение любви, доброты к людям и самоотдачи.
Практически с каждым приемом пищи люди употребляют продукты коровы: сыр, молоко, йогурт, сливки, масло, сметану, брынзу, мацони, айран, простоквашу, пахту, ряженку, творог… Без коров не было бы даже всеми так любимого мороженого самых разных сортов, молочного шоколада, большей части конфет, взбитых сливок, тортов… На Руси всегда знали, что дом, если в нём есть дойная корова, никогда бедным не будет. Дом с коровой всегда будет в достатке. Ни одному существу на планете человек не обязан так, как корове.
Любовь пробуждается только лишь в благодарном сердце. И поэтому в самых древнейших, неискажённых священных писаниях — в Ведах есть рекомендуется для пробужденья любви к окружающим, к миру, к Вселенной, стать благодарным дарующей нам всё это корове. Сам Бог, Кришна (Крышень-Коляда) изображается всегда как покровитель коров — чтобы людей ценить существо, которое создал Он для заботы о людях! Эта большая картина пастуха-Кришны, играющего для них на свирели, для удовольствия коров находится у них прямо в коровнике:
Смысл, совершенство человеческой жизни — доставить удовольствие Богу. Зная, что Бог любит, когда с заботой и нежностью относятся ко всем созданным Им созданиям, здесь все рассматривают как часть своих отношений с Богом, отношения так же друг с другом, в том числе — отношение к коровам. У каждого из сорока находящихся здесь коров и быков есть своё имя, и у каждого коровы или быка есть кто-то, кто взял личную особую ответственность заботиться именно о них.
Некоторые из тех, кто живут в городах, теоретики — «пацифисты-веганы» считают, что брать молоко у коровы — значит, забирать молоко у телёнка. Но в реальности, если корову ежедневно доить, она «раздаивается» и даёт молока намного больше, чем необходимо телёнку. Более того, если теленка постоянно кормить одним лишь молоком, он заболеет. Поэтому на определенном этапе его необходимо перевести на другой вид питания. Даже просто глядя на этих телят, понимаешь, что это — не теория.
К тому же, необходимо учитывать, что коровы — ЖИВЫЕ, чувствующие отношение к ним существа. И когда они чувствуют, что их любят, что о них заботятся, они дают молоко, ещё больше из ответной любви к заботящимся о них людям. Есть коровы, которые дают молоко без телят непрерывно 5-6-7 лет. Но такого не стоит наверное ожидать от коров, которые знают, что их убьют. Здесь коров содержат даже если они не дают молока — потому что из их навоза делают здесь биогаз и компост.
Американский Сельскохозяйственный университет не очень давно опубликовал заключение, что быков и коров экономически выгодно содержать даже без молока просто лишь потому, что они дают самое ценное удобрение на этой планете — их гумус. Гумус, коровий навоз способен полностью восстановить микрофлору и плодородие самых бросовых, полностью истощённых почв — за семь лет, если семь лет раз в полгода разбрасывать на эти почвы коровий навоз и потом мелко их вспахивать.
А быки — это работяги, труженики, культуристы от Бога. Им нравится ощущать мышечную радость от физических нагрузок. Те, кто используют быков для работ, знают это. Так же, как лошадь в стойле начинает болеть, так и бык начинает грустить без работы.
Один опытный фермер в Литве мне сказал, что лошадь не предназначена для того, чтобы на ней пахали: у неё ноги, в отличие от быка не упираются землю так, чтобы тянуть тяжести. Он сказал: «лошадь — как ласточка, создана для того, чтобы бегать! Бык же создан наоборот,- для того, чтобы перевозить, тянуть тяжести, чтобы пахать — у него ноги упираются в землю так, чтобы с силой толкать. И он ощущает от этого, как тяжелоатлет, радость!» Здесь быки — полноценные члены общины, они работают здесь вместе со всеми и оправдывают свой «хлеб»:) Здесь на них сеют, пашут и жнут.
Одной из семи целей Международного Общества для Осознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness), записанных в его Уставе, является создание самодостаточных экологических сельскохозяйственных общин. Основатель этого движения Шрила Прабхупада дал такое указание своим последователям для того, чтобы они показали правительствам своих стран, как необходимо выстраивать экономику государства: каждое государство, в противовес замыслам алчных глобализаторов -демонов, должно быть автономным и независимым от других, и для этого полностью обеспечивать себя всем необходимым для жизни.
Чтобы избегать устраиваемых международными банкирами экономических кризисов, во время которых они по дешевке скупают и прибирают к рукам экономику разных стран, Шрила Прабхупада рекомендовал восстановить золотой стандарт: деньги должны быть серебряными или золотыми, а не бумажными: «это будет действовать на банковскую систему как смирительная рубашка на буйных помешанных» — искусственно созданных кризисов не будет, если негодяи не смогут печатать и называть деньгами обыкновенные фантики, не обеспеченные ровным счетом ничем.
Сто лет назад российский золотой рубль был самой твердой и самой ценной валютой планеты. Рост Российской экономики составлял 20% в год — потому что не было экономических вампиров и паразитов. Бумажная же денежная система устроена так, что люди работают сейчас как рабы на мошенников в банковской сфере. Одним, чтобы приобрести что-то — нужно работать. Другим, чтобы забрать у них всё, что те заработали, нужно просто включить печатный станок: инфляция-кризис-приобретение на напечатанные деньги того, что другие трудом своим честным создали. Как говорил Генри Форд, «Если бы люди узнали правду о природе денег, они устроили бы революцию раньше завтрашнего утра!»…
Из стран бывшего СССР полностью автономной в плане продуктов питания на сегодняшний день является, может быть, только лишь Белорусия. Белорусы не только снабжают себя всеми необходимыми продуктами питания, но и кормят своими молочными продуктами пол-России. Я знаком с директорами молочных комбинатов Краснодарского края — «Житницы» России и поэтому знаю, что молочная промышленность у нас уже наполовину разрушена, и молочные комбинаты России большей частью не производят масло, а только лишь упаковывают в свои упаковки сливочное масло, которое вагонами покупают у Белорусии. В случае «Конца света», если внезапно вдруг оборвутся все внешнеэкономические связи, Белорусия выживет безо всяких проблем: там мало что изменится, потому что её экономика опирается на превосходно развитый аграрный комплекс. Там нет разрушенных, как в России, колхозов, совхозов. Все колхозы, совхозы там процветают; каждый участок земли в Белорусии обрабатывается. В то время как аграрный комплекс России, ещё в начале ХХ века полностью обеспечивавшей себя всеми продуктами питания и кормившей ещё пол-Европы, ныне практически до основания разрушен.
Сегодня Россия закупает зерно за границей, хотя до устроенной прихлебателями международных банкиров Октябрьской Революции она обеспечивала потребности Европы в зерне на 80%. Сейчас же Россия держится только на «игле» нефти и газа. Стоимость углеводородов на международном рынке искусственно завышена — это все знают. И, чтобы убить держащуюся теперь только на газе и нефти экономику некогда самодостаточной, аграрно великой страны, американцам нужно просто ещё раз опустить цены на нефть до реальных — как Рейган сделал это перед развалом СССР. Американцы тогда уговорили арабских шейхов опустить цены на нефть, чтобы «завалить» Советы в обмен на оружие.
Теперь американцы смогут скоро опустить цену на нефть сами — для этого они рвутся теперь так же и в нефтеносную Сирию — следующий шаг после завоевания нефти Ирака. Если они подчинят себе основной нефтерынок, то смогут снизить цены на нефть своей силой, Россия тогда упадёт так, что не сможет подняться. Китайские танки тогда дойдут до Урала, турецкая армия возьмёт юг, — Россию поделят так, как уже распланировано мясниками международной политики (описание в этойстатье ) Выход из предстоящего кризиса дал советник Путина Олег Матвейчев в в программе «Зелёная революция» но этому проекту не дают хода депутаты Гос. Думы, большая часть из которых лобирует интересы не нашей страны, а других третьих сил.
Половина депутатов Гос. Думы РФ и Верховной Рады Украины — евреи. Демократия, — это конечно, чудесно, но если бы половину кресел в израильском Кнессете, американском Сенате или английском Парламенте занимали проживающие в этих странах русские, те же самые ярые разносчики по всему миру их демо(н)кратии резко бы воспротивились этому, объявив что русские вмешиваются в их политику, экономику в своих интересах. Но когда они делают это в России, на Украине — то это нормально. Демо(н)кратия в политике — это клапан с односторонним движением, направленный только на экономическое и законодательное подавление и порабощение других.
Россия за несколько лет может снова стать аграрною сверх-державой, потому что настоящая ценность ВСЕГДА — это зерно и еда, о чём много раз говорил основатель Международного Общества Для Осознания Кришны (общества для осознания установленных Богом законов, — законов Природы)
В качестве экономической схемы Шрила Прабхупада рекомендовал правительствам стран взять за основу систему налогообложения ведической Индии, в которой был только один вид налогов: каждый отдавал государству 25% от прибыли или от произведенной им продукции, выращенных им продуктов питания. Когда налоги не очень большие, люди не уклоняются от их уплаты, и в результате государство лишь только выигрывает. В индийский писаниях есть целый раздел «артха-шастра» — экономические рекомендации для правителей, которые приводят к гармоничному процветанию общества на всех уровнях — в противовес общепринятой ныне демонической правовой римской системе, когда один человек может правдой или неправдой прибрать к рукам неограниченные материальные ресурсы, не неся при этом никакой ответственности перед обществом.
Следуя ведическим принципам, жители Долины Кришны в Венгрии ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИВАЮТ СЕБЯ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ и живут автономно, полностью независимо от окружающего их мира. Если завтра случится вдруг «конец света», «экономический армагедон», в их счастливой размеренной жизни не произойдёт никаких изменений. Кроме того, что они обеспечены молочными продуктами, они выращивают: рожь, пшеницу, овёс, гречку, пшено. Они сами давят из выращенных ими продуктов подсолнечное, льняное, тыквенное масло, включая и масло из виноградных косточек.Они выращивают бобы, чечевицу, несколько видов фасоли, растят даже индийский мунг-дал…
Здесь выращиваются 30-40 видов овощей и 20 видов фруктов, включая абрикос и шелковицу. Из фруктовых деревьев здесь нет только цитрусовых (температура зимой опускается здесь до -20 С). Члены этой общины умеют производить собственную одежду и обувь из выращиваемого ими здесь льна. Они полностью не зависят от источников энергии внешнего мира — электричества, газа. Но при этом при всём собирают большой урожай экологически чистых и генетически безупречных продуктов (которые уже не могут позволить себе 99,999 жителей нашей планеты) взращивая и собирая их грамотным экологически безупречным подходом.
Используя опыт предков, научный подход и международный опыт по выращиванию экологическим способом с/х культур, за 20 лет практики члены этой экообщины разработали способы получения максимального урожая при минимальных затратах. Так же, как наши бабушки, дедушки они не используют химию не только для выращивания своих экопродуктов, но так же и для борьбы с их вредителями.
Здесь внимательно учитывается взаимная совместимость, симбиоз самых разных растений для их высокопродуктивного роста и взаимной защиты от паразитов. Говоря проще — есть насекомые, тля, паразиты, которые любят только определённые растения и терпеть не могут присутствия рядом других. Хотя эти растения кроме того, взаимно обогащают почву необходимыми другому веществами, энергетикой, микроэлементами. И если учитывать это, если сажать определённые растения грядками просто лишь рядом друг с другом, просто лишь этим можно добиться повышения их урожайности экологическим способом без дополнительных затрат на борьбу с паразитами. Это в значительной мере перекликается принципом Пермакультуры Зеппа Хольцера.
В этой общине разработаны рекомендации для огородников и для дачников — что с чем сажать, чтобы повысить взаимную урожайность растений и чтобы было меньше проблем с разного рода вредителями, сорняками. Чтобы вообще снизить затраты и на полив — я бы рекомендовал сочетать это с системою «Умного огорода» Н.И.Курдюмова.
На этой схеме — рисунок что с чем сажать из расчёта участка 5 на 5 метров. Немаловажный штрих — вокруг этого участка должна быть 50-ти сантиметровая изгородь из, насколько я понял, лаванды. По этому принципу совмещения, симбиоза растений здесь выращиваются и все овощи, разные виды растений.
С целью популяризации опыта выращивания сельхоз.продуктов экологическим способом, здесь ежегодно проводятся научные конференции с привлечением сотрудников Государственного Аграрного Университета Венгрии, учёных-экологов других стран.
Заместитель организатора экологических конференций и семинаров — Георгий (Джордж) Кирс.
Если Вы — гражданин Евросоюза, он Вам подскажет, как приехать на конференцию (включая питание, проживание) за счет выделяемых в каждой стране Евросоюза средств на развитие экологичных проектов, обучение экологическим технологиям.
Джордж может проиноформировать Вас о следующих экологических семинарах, эко-конференциях. Его личный е-майл: [email protected] ;[email protected] ; сайт: www.okovolgy.hu tel/fax: +36 85 540 002; mob: +36 30 825 31 34
Мне было весьма интересно, как выглядит сама эта община, как выглядят их домики. Оказалось, весьма современно. Вот так выглядит сейчас эта эко-деревня, после двадцати лет самоотверженных подвигов копания в грязи:
Движимый любопытством, я постучал в один домик и попросил хозяев показать мне, как выглядит дом изнутри. Радушных хозяина и хозяйку зовут Голока Пати и Анураги.
Как мы видим, внутри очень даже красиво и современно. Кроме созданных общим советом общины нескольких исключений: ни у кого в этой общине нет телевизоров, холодильников, кондиционеров и стиральных машинок. Здесь запрещена химия, стиральные порошки, синтетические моющие средства, чтобы не загрязнять ими Природу. Мыло, шампуни, аромомасла — только свои. Исключения составляют лишь благовония и аромомасла, которые для поклонения Божествам так же привозят из Индии.
Кухня оказалась очень даже уютной. Здесь готовят на собственном биогазе, который получается при брожении коровьего навоза — его хватает чтобы покрыть основные потребности всей общины. Но кроме того, в каждом доме есть очень практичная дровяная печь: зимой она заодно согревает и дом. В Европе, особенно в Германии очень популярны в частных домах аккуратные, чистенькие и очень удобные дровяные печки. Производят их очень добротно из качественного чугуна многие очень известные фирмы. В этих печках есть так же духовка для выпечки доброго домашнего хлеба.
Туалет, ванная комната оказались весьма современными.
Канализация — общая, вода из колодца подается благодаря солнечным батареям. Все отходы, которые могут сгнить — отправляются в компостную яму. Те, которые могут гореть — становятся топливом.
Тот же принцип применялся недавно по всему миру в деревнях, он сейчас сохранился в австрийских посёлках: все отходы утилизируются на своем личном участке. Что горит — то в очаг, что гниет — то в компост. Стекло — сдается в стеклоприёмник, металл — в металлолом. Пластиковые пакеты, бутылки, запрещены.
Дом отапливается двумя каминами, которые достаточно протопить один раз: благодаря тому, что он построен из пористого глиняного кирпича, — а точнее таких глиняных блоков — дом держит летом прохладу, а зимой держит тепло как термос: теплопроводность таких блоков, как вы можете сами понять, очень низкая.
Летом вода нагревается солнечными водонагревающими панелями. Вырабатывающие электричество солнечные батареи практически вечные — гарантийный срок их работы 25-50 лет. Они вырабатывают электричество даже при слабом, рассеянном солнечном свете.
Чтобы не пользоваться аккумуляторами, срок которых недолгий, электричество здесь используют в основном только в офисе, днём. Его хватает для работы стационарных компьютеров, принтеров, факсов. Но большей частью общинники электричеством здесь вообще не пользуются. До сегодняшнего дня здесь дрова покупали, но со следующего года община будет обеспечивать себя так же дровами из своего леса, вместо вырубленных деревьев постоянно сажая новые.
Канализационные стоки из строений общины благодаря слабому естественному уклону ландшафта стекают в очищающие их водоёмы, в двух из которых посажен тростник, фильтрующий воду от нечистот; а в третьем она очищается до состояния чистой питьевой воды запущенными туда один раз очищающими воду бактериями, которые размножаясь, непрерывно воспроизводят себя уже сами.
Именно чтобы Природа могла всё очистить, в этой общине не используют продукты химической промышленности (зачем она нужна вообще?) Чистая вода уходит обратно в Природу.
(продолжение следует)
Источник: http://usanin.com/blog/ekoobshhina/