ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ ДХАРМЫ
Автор: Антон Бухмастов
Родился в 1985 году.
С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.
С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.
Опыт работы с детьми 14 лет.
Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.
Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.
Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.
Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.
Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»
посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации
(продолжение, начало в ноябрьском номере)
ШКОЛА. ЖИЗНЬ НА УМЕ
«Независимо от того,
образован ли человек или неграмотен,
если он просто осознал эту Истину
благодаря милости Гуру,
и благодаря милости
его собственного разума,
он освобождён и спасён
от бурного океана Майи».
Авадхута Гита
Следующий шаг родительского самообразования – сопоставить процессы школьного обучения с каждым элементом внутреннего инструмента Ума. Необходимо задать себе простые и понятные вопросы: чего мы хотим добиться от процесса обучения нашего ребенка? Какими особенностями строения Ума обладает наш ребенок? Как обучение связано с работой внутреннего инструмента Ума? Чему учат детей в школе, и как это влияет на детский Ум? Для чего вообще необходимо учиться в школе?
Школа передает знания об относительном мире, и поэтому, если ребенок собирается жить среди людей, эти знания следует получить. С другой стороны, знания об относительном мире имеют относительную ценность, и требовать от школы чего-то большего в современной реальности не будет разумным. Для того, чтобы на выходе из школы не получить безполезного умника-знайку, родителям стоит прилагать усилия, и параллельно школьному процессу вести «домашний» процесс передачи знаний о Мудрости и Дхарме.
Чему же учат в школе и на что необходимо обратить пристальное внимание?
С самого первого или подготовительного класса детям передают определенный объем информации и впечатлений, которые оседают в их памяти и подсознании. Это все, что ребенок учит, запоминает, или воспринимает неосознанно (например, образы поведения учителей и других детей). Очевидно, что в этом случае Ум ребенка проявляет запоминающую активность и это является возможным благодаря осуществлению функции хранилища памяти (Citta).
Выбирая способ работы с Запоминающей активностью Ума, родителям необходимо руководствоваться принципом различающего видения (Viveka), то есть отделять вечное от временного и истинное от ложного. У ребенка не будет в запасе лишней сотни лет, чтобы разобраться с бесконечными историческими, научными и литературными контекстами, которые каждый день вливаются в его память через школьную программу. Учитывая ограниченность временным фактором, предпочтительнее будет сделать выбор (там, где родители могут делать выбор) в пользу наполнения практическими и указующими знаниями на собственную природу Ума и знаниями о Дхарме, мире «таком, каким он является».
Следующая позиция – это понятийный Ум (Manas). Когда ребенок учится считать*, писать и читать буквы – он развивает Ум, потому что Ум находит различия в произношении и написании букв, цифр и их комбинаций. Когда ребенок учится говорить (риторика), рисовать, петь (музыка) или танцевать (ритмика) – он развивает Ум, потому что Ум воспринимает и проявляется через пять органов чувств и пять органов действий. Когда ребенок учится дисциплине поведения и этике – он развивает Ум, потому что Ум мыслит образами парных противоположностей: хорошо-плохо, правильно-неправильно,
вежливо-невежливо.
Как видно из сказанного, развитию понятийного Ума уделяется практически все запланированное учебное время школьной программы и это при том, что переживание Счастья не является результатом развитого элемента понятийного Ума. Все школьное и после школьное обучение – это развитие дуального, двойственного аспекта восприятия, потому что через двойственные категории, дискретную логику приятия-отвержения Ум различает окружающий мир и делает ограниченные выводы о его состоянии. Однако для мудрых родителей это не будет поводом для лишних беспокойств. В силах родителей постепенно переключать ребенка на более высокий тип логики понятийного Ума – Anekenta–vada. Анеканта-вада это логика относительного восприятия природы явлений. Логика относительности позволяет максимально дополнять и расширять восприятие понятийного Ума. Это может происходить личным примером и методом задавания «расширяющих» вопросов ребенку: «мы поддерживаем твое учебное достижение, но как ты сам считаешь, если изменяться обстоятельства и ситуация, тогда твое достижение будет иметь ту же ценность для тебя и окружающих людей?». «Не лучше ли потратить время на изучение предмета, который приносит пользу людям, чем на предмет, который просто разжигает твой интеллектуальный азарт?».
Кроме Памяти и творческого Ума, в любой обучающей программе немаловажная роль отводится и развитию личностного элемента Эгоизма (Ahamkara). Оценивать свои достижения, успехи, результаты и «классы» – это то чему учит школа ежедневно и это является развитием внутреннего Эгоизма, аспекта Ума, который связывает все действия тела и речи с его личностным проявлением. Здесь заключена большая проблема школьного обучения, потому что в школе всегда призывают не быть Эгоистом, и при этом никто не понимает о чем идет речь. Если бы директор школы не был эгоистом, то в его кресле по желанию мог бы посидеть любой сторож или дворник, потому что не быть Эгоистом – это значит не связывать элементы окружающего пространства принадлежностью к своей личности. Эго нельзя убрать, иначе человек потеряет адекватность в обществе. Эго можно только направить на служение и самоотдачу (Seva). Все люди известные нам как меценаты, альтруисты и «неэгоистичные» люди – обладают развитым Эгоизмом, но направленным на принесение пользы другим.
Следующий элемент внутреннего инструмента Ума – интуитивный разум (Buddhi). Интуитивный разум – это то, что мы можем переживать как голос совести, интуиция, сердечные отношения. Интуитивный разум Buddhi способен принимать наиболее точные, эффективные решения в любой повседневной, экстремальной или спорной ситуации. Интуитивное восприятие выше умственного, так как опирается на более высокий вид логики «прямого видения» (Sattarka). Почему же интуитивное мышление выше умственного? Потому что оно лишено эффекта «человеческого фактора».
*Слово читать и считать – этимологически происходят от санскритского citta – помнящая активность Ума. С-ЧИТ-АТЬ, СО-ЧИТ-АТЬ, ЧИТ-АТЬ – все это означает сопоставлять восприятие с ранее запомненными образами.
Для того чтобы сделать «правильный» вывод опираясь на умственную активность (Manasanyaya) – нам необходимо учесть, сопоставить все составляющие решаемой задачи, что в реальности не представляется возможным, потому что понятийный Ум познает мир органами чувств, а органы чувств имеют ограниченный спектр восприятия. Другими словами, Ум просто не может не ошибаться. Ум всегда упускает какие-либо детали окружающего пространства и ситуаций. Мы можем часто слышать об ошибках вследствие «человеческого фактора». Человеческий фактор – это как раз побочный эффект умственной деятельности, эффект ошибки как результат неучтенности важных, тонких деталей из-за ограниченности ментального и физического восприятия.
Следует констатировать тот факт, что школьная программа практически не уделяет внимания развитию интуитивного разума Буддхи. Само его определение слишком странное и мистическое для повседневной школьной реальности. Это является огромным пробелом в методическом наборе школьной программы. Кроме методической, существует и проблема взаимной временной обусловленности развития понятийного Ума и интуитивного Разума, потому что, развивая понятийный Ум, мы имеем меньше времени развивать интуитивное восприятие. И третья сложность заключается в принципиальных различиях методик развивающих интуитивный и рассудочный аспект восприятия, потому что они имеют взаимоисключающую природу постижения. Интуитивный разум развивается методом служения, самоотдачи, исключения личной выгоды из контекста повседневной деятельности, а так же приоритетом осознающей активности в принятии решений и выборов. Усиливая интуитивный разум Buddhi, мы допускаем преобладание вопросов «для чего делать?», над вопросами «что и как делать?». Чем больше ребенку дается развитие понятийного, различающего, результативного Ума (Manas), тем меньше ребенок осваивает интуитивный, обобщающий Разум (Buddhi). Задача по развитию интуитивного разума Buddhi целиком ложится на плечи родителей и является дополнительной нагрузкой в домашнем, семейном самообразовании.
Заключительный элемент Антахкараны – Сознание (Caitania) в рамках школьной программы имеет самый низкий уровень понимания и развития. Можно так выразиться, что наука Самоосознания (постигаемая методами Atmavicara и PanchaKosaviveka) в светском образовательном институте отсутствует вообще. При том, что именно наука Самоосознания, то есть раскрытие осознающего пространства Ума, является методом к постижению вневременного Счастья. Одновременно со своей полезностью для становления личности ребенка, наука Самоосознания является самой малоисследованной и самой недоступной методикой светского образования.
Подведем краткий итог сказанному.
Школа передает знания относительного мира, и родителям, имея намерения выпустить ребенка в общество по достижении им подходящего возраста, не стоит отказываться от освоения школьной и другой образовательной программы. С другой стороны современный подход образования не является гармоничным и полноценным. Самым повседневным и не связанным с глубиной восприятия элементам уделяется соответственно больше времени, чем наиболее важным элементам с точки зрения постижения Счастья и необусловленного восприятия.
Больше всего школа развивает в ребенке аспект памяти, на протяжении всей школьной жизни ребенок вынужден непрерывно вбирать в себя обширные потоки различной и несвязанной информации.
Второе место занимает ценность развития умственной рассудочной деятельности. С самого первого класса ребенок непрерывно развивает свой ум, наполняется всевозможными навыками решения рациональных и творческих задач, а также усиливает обусловленность восприятия через призму новых и «новейших» оценок и суждений. Данная ситуация характеризуется словосочетанием «жизнь на уме».
Наряду с Умом школа развивает и Эгоизм, к тому же часто дает о нем очень противоречивое и запутанное понимание. Развитию Эго способствует метод оценивания знаний, и выделение «лучших» учеников по признаку лучшей осведомленности, а не по признаку лучших качеств характера.
Умение пользоваться интуицией, «жить сердцем» и мыслить высокими видами логики в школьной программе методически не представлено, и развивается косвенно, в основном за счет присутствия в кадровой среде «уникальных» и нетипичных преподавателей и учителей.
В наихудшем положении находится практика успокоения Ума и наука Самоосознания, в этом заключена главная опасность получить на выпускном школьном рубеже эрудированного ребенка «мученика».