ИНДУИЗМ В РОССИИ

Индуизм в России

Монастырь «Собрание тайн» или «Дивья лока»: второе пришествие индуизма в России?

 

Большинство россиян знает об индуизме довольно мало. Те, кто интересуются религиозной сферой, имеют представление о различных видах йоги, о неоиндуистских течениях, которые существовали в советское время (Общество Сознания Кришны – его история началась в 1971 году с визита в Москву основателя организации Бхактиведанты Свами Прабхупады), а также о тех, которые стали активно развиваться в России в 1990-е годы. Это движение Шри Чин моя, Брахма Кумарис, Сахаджа йога, последователи Саи бабы и т.д. Индуистские организации распространялись по всей стране и росли вместе с религиозным бумом, который охватил Россию в постсоветское время. Уже с конца 1990-х годов этот бум пошел на спад и экспертам, религиоведам и представителям органов власти, казалось, что уже ничего нового появиться не может, что в России опять будут только «традиционные религии». Тем не менее, религиозная жизнь развивается по своим законам – в России стало расти новое индуистское направление – учение Адвайты, которое проповедует Лайя-йогу. 

 

Сами последователи этого движения относят себя к философской системе Адвайта-веданта (разновидность: Пратьякша-адвайта сиддхов), традиционное учение (сампрадайя): Васиштха-сампрадайя (Саптариши-сампрадайя). Школа практики – Естественный путь (то есть Сахаджья). Свое учение последователи определяют как «Лайя-йога в традиции сиддхов». 

 

Согласно «Символу веры», Монастырь йоги «Собрание тайн» разделяет основные вероучительные, этические и в целом мировоззренческие особенности индуистской религии: представление об абсолютном божестве, который растворен во Вселенной и в людях, принципы ненасилия (ахимсы), кармы, реинкарнации, почитания священных текстов ведантической традиции. 

 

Своим учителем (гуру) считают Свами Вишнудевананда Гири. Духовный путь гуру Свами Вишнудевананда Гири также характерен для биографии неоиндуистских учителей, которые создавали собственную школу в рамках религиозного направления индуизма. Однако, при этом, гуру постоянно обращается к индуистскому опыту, к индийским учителям и поддерживает связь с гуру, живущими в Индии. Свами Вишнудевананда Гири также обращался к западной философии, затем стал последователем учителя индийской традиции вишнуизма, интенсивно следуя пути преданности, который приводит его к знакомству с еще более глубокой эзотерической традицией Сахаджья (индуистская тантра, ассимилировавшая идеи буддизма Ваджраяны), Лайя-йоги. Лайя-йоге в традиции сиддхов Свами Вишнудевананда Гири обучался у своего Учителя Свами Брахмананды, классической Раджа-йоге и Кундалини-йоге – у различных учителей, а также в течение многих лет изучал традиционный шаманизм и оккультные практики тантры.

 

Длительная практика созерцания и выполнения йогических техник в течение более чем 25 лет привела Свами Вишнудевананда Гири к глубокому личному опыту недвойственности, дав живое переживание великих истин, описанных в традиционных текстах. Во время длительной (около трех лет) аскетичной практики в уединении (ритрите) он реализовывал состояние «сахаджа-самадхи».

 

Свами Вишнудевананда Гири был посвящен в статус махамандалешвара древнего индийского монашеского ордена «джуна-акхара», основателем которого является Шри Ади Шанкарачарья. Во время инициации в 2010 г. он принял духовное имя «Шротрия Брахмаништха Анант Шри Вибхушит Махамандалешвар Свами Вишнудевананда Гири Джи Махарадж». На сегодняшний день джуна-акхара – это самый многочисленный и влиятельный орден санньяси (монахов) в Индии. Его главным религиозным авторитетом (ачарьей-махамандалешваром) является Свами Авдешананда Гири, принявший этот пост в 1998 г. Великий йог, ученый, доктор наук и широко признанный авторитет Веданты, Свами Авдешананда является членом Всемирного совета религиозных лидеров.

 

Статус Махамандалешвара – высокий титул, знак признания духовной реализации, а также выдающихся достижений по распространению Дхармы».

 

Отличительная особенность этого индуистского направления в том, что оно создано и возглавляется русским учителем (условно русским, так как сам он родом с Украины), то есть можно сказать, что это славянский индуизм, развивающий в России, Украине и странах СНГ. Другая особенность, которая, как утверждают последователи Адвайты-Лайя-йоги, состоит в том, что учитель, гуру этого движения имеет прямое посвящение в Индии, более того, он получил высокий и исключительный среди всех других российских гуру статус в одном из монашеских индуистских орденов. 

 

В соответствии со своей российской славянско-арийской идеологией монастырь йоги обосновался в российской глубинке, можно сказать, в самом сердце православной России. «Оазис индуистской культуры» находится в Ветлужском районе Нижегородской области – островок маленькой Индии называется «Дивья Лока» – центр ведической культуры, в переводе с санскрита означает «дивный край». Самое интересное, что располагается «Дивья Лока» неподалеку от Дивеевского монастыря (слова «Дивеево» и «Дивья» также связаны между собой), почитаемого места для всех православных паломников, едущих помолиться преподобному Серафиму Саровскому. Индуистский монастырь органично уживается с местным населением, рядом с «Дивья Локой» находится православный святой источник, а на нескольких десятках гектар земли раскинулись угодья монастыря и сами постройки: целый комплекс индуистских храмов с золотыми куполами. Кроме того, среди русских лесов и полей планируется установить большую статую индуистского божества – Даттатрейи (образа абсолютного божества, Парабрахмана). Безусловно, стоит ожидать того, что православные радикалы подвергнут верующих из этого монастыря критике. Пока же чисто визуально индуистский монастырь со своими куполами и послушниками вполне естественно смотрится на святой православной земле. Обращением монахинь из Дивеевского монастыря и паломников в свою веру в Дивья Локе не занимаются, придерживаясь этического кодекса садху (добродетельного человека). Согласно этому кодексу, запрещается любое насилие, разжигание розни и вражды, алкоголь и курение, проявления негативных чувств друг ко другу.

 

Мировоззрение монастыря йоги включает в себя несколько элементов, которые раскрывают индуизм с новой стороны, как всеобъемлющее миропонимание, как соединение философии, религии, общечеловеческих духовных ценностей, физического здоровья, в том числе. Это комплекс представлений, как правило, и привлекает людей к восточным религиям, которые на европейской почве приобретают иное звучание. Для европейца новое для него индуистское мировоззрение – это что-то на стыке религии и философии жизни, духовности и самопознания через самоограничение. Помогают этому основные элементы учения – Адвайта веданта, Лайя-йога, Кундалини-йога, Раджа-йога. Гуру также проповедует один из, можно сказать, богословских принципов Адвайта-веданты: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же»; в этом ключе система трактует знаменитое изречение Упанишад «тат твам аси» («ты есть то»).

 

Основной йогической практикой Монастыря йоги «Собрание тайн» (Адвайта-йога-ашрам «Гухья самаджа») является Лайя-йога («Лайя» на санскрите буквально переводится как «ритм» — «растворение», Лайя-йога считается одной из древнейших школ йоги, упоминается в «Упанишадах» в «Йога-таттва-упанишаде»). Соответственно, в представленных материалах содержится учение Лайя-йоги, в котором выделяется три понятия: основа, путь и плод. «Плод» в рамках учения Лайя-йоги – это «растворения»: растворение ума, кармы тонкого тела и эго (антахкарана-лайя-чинтана) и растворение пяти элементов тела (панчабхута-лайя-чинтана), а также обретение освобождения, осознание и очищение трех измерений, обретение трех просветленных тел, обретение трех полных свобод, когда три измерения проявляются без ограничений (тела, речи (праны), ума) и т.д. Все это необходимо в рамках Лайя-йоги для достижения состояния божественного Игрока, Брахмы-Творца, создающего новую Вселенную. То есть в рамках учения Монастыря йоги «Собрание тайн» (Адвайта-йога-ашрам «Гухья самаджа») Лайя-йога является главным инструментом для достижения человеком божественной сущности и состояния просветления.

 

Монастырь опубликовал в России древний священный текст индуизма «Йога Васиштха» – это также один из важных элементов мировоззрения монастыря «Собрание тайн». Васиштха – в ведийской традиции – это духовный сын Брахмы, один из прародителей земных существ, муж Арундхати, владелец коровы Камадхену, исполняющей желания, герой «Йога-Васиштхи». Васиштха считается автором гимнов VII мандалы «Риг-веды», он был гуру Рамы (седьмой аватары Вишну). Васиштха был сторонником пути Джняна-йоги (джняна – переводится с санскрита как знание). Джняна-йога – это самопознание своей истинной сущности способно прервать цикл рождения и смертей.

 

В аспекте изучении философии школа опирается, на присущий ведической традиции, трайной канон священных текстов «прастхана трайя» в который входят Бхагават гита (в недвойственном толковании), Веданта сутра и 11 главных упанишад (канон мукхья). Также происходит глубокое изучение текстов Шанкарачарьи («Вивека Чудамани», «Атма Бодха», «Таттва Бодха»), Авадхуты Даттатрейи («Трипура Рахасья», «Авадхута гита») и другие недвойственные сутры, тантры и упадеши.

 

В монастыре большое внимание уделяется почитанию своего гуру, йогической практике, достижению состояния просветления, которое возможно для каждого человека еще при его жизни.

 

От других направлений индуизма Монастырь йоги также отличает растущая общественная и просветительская активность – гуру и его последователи постоянно проводят конгрессы и семинары по Адвайте и Лайя-йоге, собирая в России представителей общин из разных стран мира, которые придерживаются этих учений. Последователи Адвайты неоднократно выступали инициаторами межконфесиональных круглых столов, призывая мировые религии к диалогу о взаимоуважению и толерантности. Сам гуру постоянно проводит обучающие семинары – участники проходят несколько ступеней обучения, желающие проходят обучение или своего рода стажировку в монастыре Дивья Лока, получают различные уровни более глубокого посвящения, пока не становятся полноправными членами общины монастыря. Предполагается, что настоящий ученик должен пройти двенадцатилетнее обучение, после чего у него есть пять путей: «Сиддха-ашрам – продолжение интенсивной практики в ритрите в особых условиях (в Сиддха-ашраме) с последующим переходом в орден монахов-свами; Мауна-ашрам – жизнь в отдельном месте в Монастыре (в Мауна-ашраме), соблюдение обета молчания (мауна-врата), выполнение в служении простой физической работы; практика по монастырскому правилу и служение на благо Дивья Локи; обучение и руководство – принятие руководящей должности (Настоятеля, Стража Дхармы, Управляющего и т.д.) в Дивья Локе для оттачивания созерцания в действии; нести другим свет Учения: обучение учеников-мирян – получение самостоятельного служения в должности Наставника ашрама в одном из Дхарма-центров, чтение лекций и проведение занятий для учеников-мирян».  

 

Дивья Лока рассматривается в реальности как некий духовный оазис, рай на земле, «хранитель ведической культуры», выход в другую реальность через йогические практики, общение с гуру, отрешение от мира.

 

Незаметно Лайя-йога, пришедшая с Украины в начале 2000-х годов, превратилась в общероссийское явление с четкой структурой – сетью филиалов – дхарма-центров в различных городах страны. В центрах проходит ознакомление с учением, проводятся выездные семинары. В настоящее время дхарма-центры монастыря йоги «Собрание тайн» действуют в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Серпухове, Перми, Глазове, группы есть в Казани, Омске, Нижневартовске. Дхарма-центры также распространены в Украине, есть филиалы и в других странах – в Белоруссии, Испании, США, естественно, есть и в самой Индии.

 

Монастырь Адвайты и Лайя-йоги, по мнению его последователей, претендует на место ведущего индуистского течения России, которое распространяется как широкое наднациональное духовное течение, подчеркивающее древность славяно-арийской культуры, связь элементов индуистской религии, Индии и России. В целом Адвайта отвечает представлениям части общества о том, что вечные истины объединяют человечество, о том, что в топографии Святой Руси скрыта древняя мудрость, о том, что из суеты информационного общества всегда хорошо спрятаться в далеком монастыре. Если православные сектоборцы всегда знали, как реагировать на появление новых духовных направлений, то власти никогда серьезно не относились к индуизму в России, как к явлению – в масс-медиа заговорили о российских индуистах лишь недавно, когда, благодаря усилиям ученых-индологов и правительства Индии, провалилась попытка запретить книгу «Бхагавад-гита». Дивья Лока снова ставит вопрос о будущем индуизма в России, конечно, как и всякое религиозное направление, считая себя самым настоящим, истинным.

 

Роман Лункин, 

ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*