БОДХИДХАРМА (ОКТЯБРЬ’ 24)

Бодхидхарма

История зарождения чань-буддизма в Китае хранит в себе много мифов и легенд, что является отличительной чертой китайской традиции. Учение Чань, или Дзэн в японском чтении, стало едва ли не «визитной карточкой» всей дальневосточной цивилизации. В свою очередь центром зарождения и развития чань-буддизма в Китае является монастырь Шаолиньсы.

Данная статья посвящена мифам и реалиям прихода в Китай полулегендарной личности, первопатриарху чань-буддизма – Бодхидхарме.

Каноническая версия прихода Бодхидхармы

Бодхидхарма (кит. Путидамо, 菩提达摩) является ключевой и, пожалуй, самой таинственной фигурой не только в истории Шаолиньского монастыря, но и в истории зарождения в Китае буддизма Чань (кит. 禅宗) и китайских боевых искусств – ушу (кит. 武术).

О легенде прихода Бодхидхармы в Китай в «Записках об истории драгоценного учения» (历代法宝记) 774 г., найденных в Дунхуане, существуют следующие записи:

«Бодхидхарма, сын одного из правителей южной Индии, рано уходит из дома и присоединяется к буддийской общине.

Постепенно, благодаря необычайным способностям, он становится духовным лидером буддизма и 28 буддийским патриархом. Обеспокоенный тем, что буддийское учение неправильно понимается в Китае, в 520 г. Бодхидхарма отправляется в Поднебесную.

Морским путем он добирается в город Гуанчжоу, а потом в Нанькин (тогда столица государства Лиан). Там он встречает князя Лиан У-ди». Лиан У-ди покровительствовал буддизму, что выражалось в строительстве монастырей, статуй Будд и выделении огромного количества средств на расходы буддийским монахам. «Он спросил у Дамо: «Я построил много монастырей, посвятил огромное количество людей в монахи, писал сутры, делал статуи Будд. Каковы мои заслуги и добродетели?» Дамо ответил: «Нет ни заслуг, ни добродетелей». Тогда Лиан У-ди спросил: «Почему?» Ответ: «Ты всего лишь сделал несколько хороших дел, на самом деле в этом нет ни заслуг не добродетелей». Князь, услышав эти слова, очень рассердился. Дамо, поняв, что здесь он не найдет пристанище для своих проповедей, решил отправиться на север. Добравшись до реки Янцзы, он не смог найти лодку, и тогда, сломав ветвь и встав на нее, переплыл реку. На той ветке было пять листков, поэтому школа Чань впоследствии разделилась на пять направлений» (легенда о том, как Дамо «переплыл реку на одной ветке»).

«После того, как Бодхидхарма добрался до Лояна (столицы Северная Вэй), он посетил монастыри Сиуфаньсы и Юнбинсы, а затем поселился в монастыре Шаолинь в горах Суньшань», где начал передавать свое учение монахам этого монастыря. Но монахи не смогли его понять, и тогда «он удалился в пещеру недалеко от монастыря и провел там девять лет в глубокой медитации. Птицы не боялись его, размещая на его плечах свои гнезда, а пауки плели паутины на его руках и ладонях. Со временем его тень оставила следы на стене, перед которой он сидел».

Исторические источники о Бодхидхарме

Самими ранними из дошедших до нас источников, который упоминает миссионера Бодхидхарму, является «Лоян цзюэлань цзи» («Хроники монашеской общины-сангхи Лояна»), составленный в 547 г. Ян Сюаньчжи.

Согласно «Хроникам», Бодхидхарма поистине был восхищен видом пагоды Юаньнинсы (Вечного покоя) и провел несколько дней перед ней, молитвенно сложив руки. Судя по крайне поверхностному характеру упоминания Бодхидхармы в тексте «Хроник», несложно сделать вывод, что в ту пору этот миссионер ничем не запомнился составителю трактата. Ни о какой его проповеднической деятельности здесь речи не идет, тем более не упоминается и учение Чань. Упомянутый эпизод с Бодхидхармой служит фоном для описания одной из самых красивых пагод города Лояна. Поскольку Лоян находится в нескольких десятках км от Шаолиньсы, то это в какой-то мере подтверждает пребывание Бодхидхармы в районе священных гор Суньшань. Несложно заметить, что «Хроники» достаточно равнодушно отнеслись к приходу человека, которому, согласно легендам, суждено было стать патриархом крупнейшего учения китайского буддизма.

И все же, в «Хрониках» встречается несколько интересных подробностей. Известно, что Бодхидхарма был монахом из Центральной Азии в возрасте пятидесяти пяти лет. Столь точное указание на возраст придает некий историзм фигуре буддийского проповедника, но странным является упоминание того, что Бодхидхарма был миссионером из Центральной Азии (и не слова о южной Индии!).

Следующий по времени трактат был написан в 645 г., то есть через столетие после «Хроник монашеской общины-сангхи Лояна». Речь идет о «Продолжении жизнеописаний достойных монахов» (续高僧传), одном из самых известных трактатов по истории китайского буддизма, чье авторство приписывается монаху Даосюаню. В нем впервые упоминается о ранее нигде не встречавшихся и позже ставших классикой чань-буддизма ключевых моментах того вероучения, что принес Бодхидхарма. Там говорится, что Бодхидхарма принес в Китай учение о «четырех деяниях», осуществление которых позволяет постичь истинную суть дхианы, а также указал путь к достижению: медитация, заключающаяся в молчаливом «созерцании стены» (壁观).

В «Продолжении жизнеописаний» впервые встречается «индийская версия» происхождения патриарха, ставшая позже канонической. Образ Бодхидхармы обрастает биографией, весьма характерной для индийских миссионеров того времени. Из этого источника становится известно, что Бодхидхарма был сыном одного из индийских правителей, который, постигнув глубины учения Большой колесницы, то есть Махаяны, отправляется с проповедью в Китай и посещает Лоян. Можно предположить, что ко времени канонической даты прихода патриарха в Шаолиньсы, т.е. к 520 году, Бодхидхарма действительно перебрался на север Китая.

В начале VIII века появляется целый ряд трудов, где образ Бодхидхармы постепенно обрастает историческими подробностями и начинает тесно связываться именно с созданием школы Чань. Окончательная версия биографии Бодхидхармы, равно как и других чаньских наставников, содержится в «Записи о передаче светильника» (景德传灯录). Здесь же встречаются и примечательные подробности смерти Бодхидхармы, которая несла собой смысл для становления чань-буддизма:

«Бодхидхарма был родом из касты брахманов и приходился третьим сыном правителю южной Индии. Обладая живым умом, он достиг несравненных познаний. Получив передачу высшей драгоценности Дхармы, он пробудил в себе «взор познания» Будды, всех живых существ. Решив помочь жителям Китая, он пересек все моря и поселился в горах Суньшань. В ту пору было не много тех, кто признал его. Лишь Даоюй и Хуэйкэ, благодаря зрелости своего сердца, тайно поклонились ему и устремились к его наставлениям. Они следовали за ним в течение шести лет и, в конце концов, достигли просветления. После чего наставник спросил их: «Способны ли вы посвятить свою жизнь Дхарме?». В ответ Хуэкэ отрубил свою руку, желая доказать свою искренность…

В то время двор правителя разрастался с каждым днем, и даже достойные монахи испытывали не малую ревность друг к другу и, уже, не будучи способными, обуздать свои амбиции, сыпали яд в пищу своим соперникам. Великий наставник, зная об этом, съел отравленную пищу, но яд не нанес ему вреда. Однако Бодхидхарма, понимая, что недруги не оставят попыток его отравить, обратился к Хуэкэ со следующими словами: «Я пришел сюда, чтобы проповедовать Дхарму. И мне удалось передать ее вам, а поэтому мне не имеет больше смысла оставаться здесь – я должен покинуть вас». Сказав это, он собрал учеников и еще раз изложил основы своего учения. Затем он принял отравленную пищу и вскоре умер… В день его смерти Сун Юнь, посланник двора правителя периода Северная Вэй, возвращаясь с запада, пересекал Луковое плато и повстречал Бодхидхарму, возвращающегося на Запад. Тот сказал ему: «Правитель твоей страны скончался сегодня». Сун Юнь поинтересовался судьбой проповеди наставника Дхармы, тот же ему ответил: «Через сорок лет найдется в Китае последователь Пути, которому будет суждено распространить мое учение». Когда ученики Бодхидхармы, услышав рассказ Сун Юня, раскрыли могилу своего наставника, то обнаружили в ней лишь пустой гроб».

Внутри монастыря Шаолинь, есть одна высокая стела времен династии Юань (1279-1368 гг. н.э.). Наверху написано «Стела учителя Дамо с гор Суньшань монастыря Шаолиньчаньсы, Хэнань, годы Чжунцзянь, династия Юань» (大元重建河南嵩山少林禅寺肃梁达摩大师碑). Эта стела была установлена в 1347 г. настоятелем монастыря Сианижан (息庵义让: 1284-1340 гг.) и императрицей Цинмин.

На обратной стороне стелы ведущим монахом монастыря Шаолиньсы Сианижан в шестой год под девизом Чжичжэн (1346 г.) написаны «Записки, удостоверяющие реальность прихода первопатриарха Путидамо» (初祖菩提达摩来往行实之记), отражающие множество событий из жизни Дамо:

«Временем прихода Дамо в Поднебесную является 527 год (肃梁达通元年) 1-го сентября. Он был встречен императором Лиан У-ди.

1-го октября он прибыл в город Цзинлин (金陵). 19-го числа перебрался через реку Янцзы. 3-го ноября прибыл в город Лоян и поселился в Шаолиньсы;

В этом году в ночь 9-го декабря был большой снегопад, его ученик Шэнгуан, отрубив себе руку просил учения, принял монашеское имя Хуйкэ;

Император Сяо Мин-ди (孝明帝) три раза приглашал Дамо, но он отказывал.

После 9-ти летней медитации он вернулся в Индию.

Перед отправлением в Индию он передал патру и рясу своему ученику Хуйкэ (что означает передачу учения)».

Проследив хронологически записи о Бодхидхарме в архивах Шаолиньсы, можно заметить, что со временем содержание хроник изменяется и это связано с определенными тенденциями в китайской традиции написания хроник.

Историки указывают что источниками, которым можно верить являются «Хроники Лояна» и «Продолжения жизнеописания достойных монахов». В них не указывается на то, что Дамо жил в Шаолиньсы, тем более нет записей о том, что он сидел девять лет в медитации.

На сегодняшний момент можно считать историческими только следующие сведения, связанные с личностью Путидамо:

Путидамо родом из южной Индии, примерно в конце периода Южных династий (420-479) прибыл в государство Сун. Перебравшись через реку Янцзы, пришел в государство Вэй. В Лояне посетил монастыри Сиуфаньсы и Юаньнинсы. Он часто бывал в горах Суньшань, где медитировал. Примерно в годы Тайпин (534-537 гг.) он умер в районе реки Лохэ и был погребен в монастыре Кунсиансы гор Сюнъершань.

Учениками Путидамо были Хуэйкэ, Сэнфу, Даоюй, Линьфаши, Хуагун, Хэчаньши. Что касается вопроса о том жил ли Дамо в Шаолиньсы, на данный момент нет достоверных сведений. Путидамо и Бато (основатель Шаолиньсы), Путилиучжи, Лэнамоти являются людьми одного времени, все были в окрестностях Шаошишань, все являются индийцами, но в хрониках последних трех учителей не встречается ни одной записи о том, что они встречались с Дамо. Разве это не доказывает, что Дамо не был в Шаолиньсы?

(продолжение следует)

Источник: https://studychinese.ru/articles/15/172/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*