УСМИРЕНИЕ УМА
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
(продолжение)
Чистое видение
Метод чистого видения заключается в том, что вы пытаетесь полностью войти в сакральное измерение мандалы. Суть его заключается в том, что вы медитируете на чистую страну и соединяете расположение чистой страны с реальным миром. Вы определяете восточные врата, гору Меру, затем определяете другие стороны света и примерно находите свое место расположения. Когда вы идете в какую-то сторону, то настраиваете себя, что идете, например, в сторону Хиранья Пури или в сторону горы Меру. Вспоминая расположение чистой страны, вы проективно визуализируете, что сейчас здесь должно находиться. Когда вы встречаете живых существ, то воспринимаете их как божеств; когда возникают какие-либо ситуации, вы воспринимаете их как лилы; когда вы слышите мирные или гневные слова, то воспринимаете их как благословения, как мантры.
Также к методу чистого видения можно отнести еще несколько вспомогательных практик, которые помогут вам настроить себя на соответствующее восприятие реальности, на чистое видение.
~ Благодарить как в хороших, так и в неблагоприятных ситуациях.
~ Видеть достоинства, а не недостатки.
~ Помнить доброе и забывать плохое.
Благодарить как в хороших, так и в неблагоприятных ситуациях
Эта практика заключается в том, что вы приучаете себя благодарить ситуации, которые вам не нравятся, вместо того чтобы жаловаться, обижаться и т.д.
Обида – это состояние, которое показывает, что человек не работает со своим умом. Если же человек работает с умом, то такое состояние в принципе невозможно, поскольку он может ко всему отнестись очень легко и в любой ситуации рассмеяться. Если человек обижается, то это значит, что он не понял суть учение. Обидеться – это подобно тому, как пропустить гол в футболе или отдать ферзя в шахматах. Духовные практики высшей лиги (уттама-адхикари) не могут себе такого позволить.
Благодарение означает, что вы позитивно настроены к любым ситуациям, вы благодарны любой ситуации за тот урок, который она вам дает. Например, что вы должны сделать, если приходите в столовую, а вам там дают холодный прасад? Пойти на кухню и выразить недовольство повару? Ничего подобного! Это укажет на то, что вы состоите в низшей духовной лиге, что вы – каништха, что вы не контролируете свой ум и не работаете над его усмирением. Вы должны подумать так: «О, аннапурнаашрам и повара! Как я вам благодарен за то, что вы тренируете мой ум в отсечении, в непривязанности, в едином «вкусе»! Несомненно, созрела дурная карма, накопленная в моих прошлых жизнях. Возможно, я в прошлом жертвовал монахам холодный прасад». То есть вы должны подумать о том, что те, кто накрывали на стол, участвуют в процессе тренировки вашего ума. Они создают условия, чтобы ваш ум еще быстрее очистился, и продвигают вас к освобождению. Размышляя таким образом, вы видите, что это действительно очень благоприятная для вас ситуация, потому что благодаря ей ваш ум укрепится, вы станет на шаг ближе к освобождению. И тогда у вас естественным образом возникает чувство признательности к этим людям. Вы понимаете, что в этот момент они являются вашими учителями, пусть даже и неосознанно. Возможно, ваша привязанность и двойственный «вкус» долгое время еще оставались бы непроявленными, если бы не их помощь. И когда вы так видите сложившуюся ситуацию, то действительно испытываете благодарность. Это не лицемерное, не шутливое благодарение, а настоящее, искреннее.
Когда вы слышите какие-то упреки в свой адрес, не ввязывайтесь в выяснения отношений, не впадайте в обиженное состояние, а рассуждайте так: «Несомненно, эти люди заботятся о том, чтобы очищать меня от клеш, эгоизма и моей непомерной гордыни. Благодаря им я за короткое время могу отмыть целые годы дурной кармы!» Приучив себя благодарить всех за то, что они оказывают вам помощь в продвижении по пути освобождения, вы всегда будете находиться в благоприятном состоянии ума.
Видеть достоинства, а не недостатки
Обычно, если у человека мало заслуг, то и заслуги других он тоже не видит. Например, хорошо разбирающийся в музыке человек может понять, что один музыкант более талантлив, чем другой, а третий – просто маэстро. Но если вы не разбираетесь в музыке, то не сможете понять, что другой человек является гениальным музыкантом, поскольку будете считать музыкантами всех людей, которые умеют нажимать на клавиши. Таким же образом и тот, у кого недостаточно заслуг или достоинств, может не увидеть достоинства других. А если у человека есть свои недостатки, то и чужие недостатки он видит очень хорошо. Его проективное мышление часто находит недостатки даже там, где их нет. То есть он просто входит в кармическое видение недостатков, поэтому обнаруживает их где угодно.
Данная практика – это одна из форм чистого видения. Ее суть заключается в том, чтобы игнорировать недостатки и видеть только достоинства. Когда вы видите чужие заслуги и достоинства, то говорят, что вы их разделяете, то есть эти заслуги очищают и вас. Если вы видите чужие недостатки, то их вы тоже разделяете, то есть чужая карма недостатков входит в вас, поэтому вы тоже погружаетесь в такое же омраченное состояние.
Некоторым людям чистое видение сразу недоступно, поскольку у них есть сильная склонность к оценочному суждению. В этом случае следует начинать именно с практики видения достоинств и игнорирования недостатков. Со временем это откроет путь к чистому видению. Например, о каком-то человеке, который практикует рядом с вами, вы можете думать: «Ну и тугодум же он! К тому же он все время опаздывает. Как он может надеяться на успех в практике?» Но если вы присмотритесь к нему внимательнее, то обнаружите и достоинства, которые, несомненно, у него есть. Возможно, он превосходно разбирается в компьютерной технике, или обладает сильной верой, или у него много смирения, или он немногословен. Некоторые его качества могут быть даже лучше, чем у вас. При большом желании вы обязательно найдете в нем хотя бы одно ценное качество. И тогда необходимо сосредоточиться на этом достоинстве и спроецировать его на всего человека, будто человек целиком состоит из него. Когда вы будете так размышлять, то увидите, что он действительно является живым воплощением этого позитивного качества, по сравнению с которые все его недостатки не так уж и важны.
Помнить доброе и забывать плохое
Человек, который не усмиряет свой ум, хорошо помнит плохое, а доброе, напротив, склонен забывать. Но таким образом он оказывает себе медвежью услугу, потому что создает дурные отпечатки, которые могут при перерождении увлечь поток его сознания в низшие миры. Если же вы сознательно будете приучать себя помнить доброе и забывать плохое, то автоматически в скором времени перейдете в чистое видение.
(продолжение следует)