Четыре бесконечных
в стиле брахма-вичары
Медитацию Четырех бесконечных вы можете делать также в стиле Брахма-вичары. Это означает, что когда вы медитируете, вы медитируете на источник бесконечной радости, маха-ананда, на Брахмана, на Бхагавана Даттатрейю.
Вы медитируете на источник бесконечного сострадания. Затем вы медитируете на источник бесконечной равностности, единства, единого вкуса. Вы сосредотачиваетесь на этих качествах, а затем пытаетесь исследовать источник всех этих качеств.
Вы можете это делать концептуально, вы можете делать это без концепций, что является более высоким уровнем практики. Но должна быть исследовательская вибрация (спанда), которая проникает все глубже, глубже и глубже. Вы сосредотачиваетесь на идее бесконечной любви и исследуете источник этой любви.
Медитация Четырех бесконечных, когда мы распространяем эти качества, относится к крийя-шакти, сватантрия-шакти, но медитация в этом стиле пробуждает джняна-шакти. В зависимости от того, на что мы направляем Четыре бесконечных, активизируются те или иные шакти.
Просто сосредоточьтесь на безграничной любви, безграничной радости, безграничном сострадании, потом задайте вопрос: «Где их источник? Несомненно, он не во мне, не в моем уме и не в эго, и не в теле, он гораздо глубже. Он также не в земле, не в воде, не в огне, не в пространстве, не в воздухе, он не в таттвах, он выше их, он глубже. Но, несомненно, этот источник есть…»
Исследуя эти качества, исследуя их источник, вы обязательно придете к Творцу вселенной, к Брахме, к Бхагавану Даттатрейе, к Ишваре, Богу – все они одно, не надо их разделять. Вы придете к автору всех этих сил и энергий. Этот автор оставил свою искру и в вашей душе, и в вашем сердце. Вы с ним одно, и вам надо исследовать, исследовать, глубже, глубже проникать, затем еще глубже.
Вы обнаружите, что соприкасаетесь с центром бытия, центром вселенной, с источником всех сил, таттв, времени, пространства. Вот так можно делать Четыре бесконечных в стиле Брахма-вичары (исследования божественного).
Есть великий источник всех жизненных сил, всех людей, всех гун, категорий, всех таттв, всех философий, всех Вед и Упанишад, звезд, Солнца и планет, всех богов, асуров, людей, животных и демонов. Великий источник всего, что можно представить, – это и есть Бхагаван. Когда он не проявлен его называют Парабрахман.
В Керале мы были в Парабрахма-темпле (храме Парабрахмана). В нем нет стен, нет дверей, вместо крыши открытое небо, потому что Парабрахман не имеет качеств. А когда он получает качества, он становится вашим ишта-деватой, Брахмой, Ишварой, он обладает шакти (силами) и шестью главными качествами: безграничной аурой, безграничной силой, безграничным цветением, Шри и т.д. Ваше сознание – часть этого источника, оно не есть тело, не есть ум, не есть эго, оно едино с ним.
Четыре бесконечных
в стиле тантры
Принцип тантры – это преображение с помощью визуализаций. Мы превращаем нечистое в чистое, себя – в божество, мир – в мандалу и т.д. Принцип ануттара-тантры – это оставить все как есть, ничего не менять, обнаружить исконную природу и позволить ей течь естественно. Мы используем и те и другие методы.
Вы можете выбрать тот или другой стиль, в зависимости от ваших предпочтений, но лучше делать и то и другое вместе, упражняться и в том и в другом подходе, потому что у нас есть сознание и есть энергия, и всем нам нужно с ними работать и развивать их.
***
Итак, если мы выполняем медитацию Четырех бесконечных в тантрийском стиле, то всегда начинаем с преображения. Мы используем нашу визуализацию как ключ, как инструмент. Визуализация является проводником, который активирует бхаву.
Мы начинаем с семенного слога. Представляйте в центре груди семенной слог Драм, но если вы не знаете, как он выглядит, то семенной слог Ом. Семенной слог ясно очерчен, он очень тонкий и обладает внутренней светоносностью.
Это символ недвойственной природы. Он располагается на троне из лотоса. Семенной слог представляйте очень маленьким. Он обладает большой силой света и из него исходит сияние во всех десяти направлениях света: на север, юг, запад, восток, в зенит и надир.
Через некоторое время, из сияющего слога Драм проявляется иллюзорное тело Даттатрейи, крошечное, размером с большой палец. Он имеет форму шестнадцатилетнего юноши, у него три головы и шесть рук: верхняя левая рука держит чакру (диск), левая средняя – трезубец, левая нижняя – кувшин (камандал) – символ нектара бессмертия; верхняя правая держит раковину, средняя правая держит барабанчик (дамару) и нижняя правая рука делает абхайя-мудру (мудру бесстрашия), которая означает «предайся мне и ничего не бойся», также она держит четки.
Во всей славе, во всем великолепии, восседающий на лотосе в окружении четырех Вед, рядом с коровой – матерью Землей и со всеми атрибутами, испускающий немыслимое божественное сияние. Вам нужно увидеть его так, чтобы он вдохновил вас, тогда это будет божество мудрости – джнян-девата.
В центре джнян-деваты, Бхагавана Даттатрейи, мы визуализируем семенной слог Драм и этот семенной слог есть сущность Даттатрейи, его внутренняя пустота. Затем мы представляем, как свет исходит из семенного слога и распространяется наружу в виде Четырех бесконечных. То есть это не мы медитируем, а Бхагаван Даттатрейя внутри нас медитирует, испускает этот свет, бесконечную любовь, бесконечную радость, бесконечное сострадание, бесконечную равностность.
Свет, который излучается из семенного слога, наполняет наше тело, и под воздействием этого света мы начинаем преображение в божество медитации. Если у вас нет передачи в божество медитации, вы преображаетесь в форму самого себя в облике шестнадцатилетнего юноши или девушки, наделенного чертами чистого видения.
Некоторое время вы уделяете распознаванию ключевых точек. Бхава, спанда, джьоти и шакти, т.е. величие божества, пустотность, светоносность и энергия. Благодаря этому распахиваем ум, входим в глубокое созерцание, удерживая одновременно и визуализацию, и пространство.
К тому, что в ануттара-тантре достигается через шамбхави-мудру и санкальпу божественной гордости, в иллюзорном теле мы приходим через распознавание ключевых точек.
Четыре бесконечных состояния мы представляем в виде света, который исходит из центра груди Даттатрейи, из семенного слога в центре груди Даттатрейи.
Вам надо представить, как сияние света заполняет все вокруг. Вся вселенная наполняется любовью, радостью, равностностью и состраданием – четырьмя Брахма-вихарами.
По мере того, как она заполняется, свет начинает проникать во все материальное и трансформировать это материальное в чистую страну, в мандалу чистого измерения. Камни становятся драгоценными камнями (чинтамани); все деревья становятся деревьями, исполняющими желания (калпа-врикша); все дома становятся дворцами божеств; все мужчины и женщины превращаются в женские и мужские формы Даттатрейи, Вишну, Шивы, Лакшми, Парвати, Сарасвати; все звуки преображаются в чистые звуки: бхаджаны, матры, гимны; все действия преображаются в игры (лилы); грубые материальные элементы преображаются в чистые таттвы и весь мир преображается в мандалу.
Когда мы испускаем Четыре бесконечных, на кончиках лучей мы можем визуализировать безграничные подношения: одежды, яства, напитки, угощения, нектары; восемь типов подношений: благовония, светильники, гирлянды, цветы и др. Все это мы подносим всем живым существам с большой любовью, состраданием и радостью. Когда живые существа получают эти подношения, их тонкие тела преображаются, их неведение уходит, их омрачения уходят, постепенно они сами преображаются в божеств.
Когда эти лучи достигают простых домов или зданий, то дома преображаются в дворцы, где живут божества; когда эти лучи касаются каких-либо источников звука, то все звуки превращаются в благоприятные; а когда они касаются каких-либо ситуаций – все ситуации превращаются в игры (лилы).
Таким образом свет Четыре бесконечных преображает все в чистое видение, в измерение чистого видения, где все живые существа имеют тела богов и богинь; все звуки – это мантры, бхаджаны; все ситуации – это игры; все события – это даршаны; все здания – это божественные дворцы; а все земли – чистые. Так эта медитация выполняется в тантрийском стиле.
На этом пути вам следует обрести три достижения. Первое достижение приходит, когда вам удалось четко представить божество медитации в центре груди и так восхититься его бхавой, что оно начинает вас питать.
Второе достижение приходит, когда вам удается четко настроиться на Четыре бесконечных, представить сияние, исходящее из центра груди Даттатрейи и распространить его во все стороны.
Третье достижение приходит, когда вам удалось естественно, без усилий преобразить всю земную реальность в мандалу чистого видения и добиться устойчивого ощущения, что такое преображение произошло.
Так мы выполняем медитацию Четырех бесконечных в тантрийском стиле.
(продолжение следует)

Конфиденциальность гарантирована