АТМА-ВИЧАРА. СВАМИ ВИШНУДЕВАНАНДА ГИРИ (ИЮЛЬ’ 23)

Атма-вичара 

Свами Вишнудевананда Гири

Книга создана по материалам лекций Мастера

 «Источник сознания»

Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРАКТИКА КОНЦЕНТРАЦИИ ИЛИ ПРАКТИКА РАДЖА – ЙОГИ

Мы должны взломать и пробить этот поверхностный слой сознания. Представьте, вы начинаете заниматься духовной практикой, концентрируясь, выполняя дхарану. Эта сфера, которая олицетворяет наше сознание, становится однонаправленной. Тогда весь поток мыслей, движущийся на периферии, блокируется. Поток мыслей разрывается — и впервые ваше сознание неподвижно. Мыслей нет. Если нет мыслей, то не порождаются никакие бхаваны — вы впервые пребываете без иллюзий. Когда порождается бхавана, вы отправляете свое тонкое тело в место этих мыслей, в место самскар. Как только вы подумали о доме, о другом человеке, о спасении, о небесах, о скверных мирах, ваше тонкое тело сразу же немного отправляется туда. Но когда вы занимаетесь концентрацией — все мысли блокированы. Когда ваше сознание находится на этой ступени — это состояние подступающей концентрации. Это очень неустойчивое состояние.

Вот как это описывается в тексте «Многообразие медитативного опыта», автор которого Дэниел Гоулмен излагает традиционное пособие по медитации под названием «Вишуддхи-марга», которое создал в пятом веке нашей эры монах Буддхагоша.

Мешающие мысли преодолеваются, другие мысли пока остаются. Осознание сенсорных восприятий и своего тела. Преобладают мысли о главном объекте концентрации. Чувство восторга, счастья, уравновешенности. Мысли о главном объекте концентрации, раз возникнув, устойчиво поддерживаются. Вспышки света или телесная легкость.

 Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»

Когда вы занимаетесь практикой концентрации — преодолевается слой поверхностного сознания, и постепенно начинает выходить наружу ваше подсознание. Легко обрести мистический опыт, самадхи, опыты подсознания практикой концентрации. Этот мир очень иллюзорен. Стоит вам остановить мысли и выйти на эту ступень, как он начнет медленно исчезать. Вы откроете всю тайну возникновения сансары, возникновения иллюзии.

В концентрации (дхаране) есть много ступеней. Если брать концентрацию вообще, она бывает разных уровней:

1) Стхула-дхарана — концентрация на объектах материального мира.

2) Сукшма-дхарана — тонкая концентрация, например, на чакрах.

3) Шунья-дхарана — это концентрация на пустоте, последовательная концентрация на четырех видах пустоты мира без форм.

4) Атма-дхарана — это высшая практика концентрации, но это, скорее, уже не дхарана, а пребывание в естественном состоянии.

Итак, ваше подсознание начинает выходить, и вы испытываете очень глубокие изменения сознания.

 

 СТУПЕНИ КОНЦЕНТРАЦИИ

  ПЕРВАЯ ДХЬЯНА

При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте концентрации наступает момент, который знаменует собой первый полный разрыв с обыденным сознанием. Это – полное поглощение, растворение – Дхьяна. Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают. Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного сознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании восторг, блаженство и однонаправленность преобладают. Это те ментальные факторы, которые при их одновременном проявлении являются признаками состояния Дхьяны.

Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»

Сначала ваш ум на некоторое время прилепляется к точке, объекту концентрации, а затем он ее теряет, из-за того что привычные тенденции сознания одолевают. Затем вы снова на некоторое время удерживаете объект концентрации, затем снова его теряете. Но почему вы его теряете? Ведь вы должны сесть и ровно через тридцать две минуты войти в самадхи. Но когда вы занимаетесь медитацией или концентрацией, вы его постоянно теряете. В итоге медитация перерастает вот в такую непрерывную борьбу. Сейчас большинству из вас я не рекомендовал бы медитацию пустоты и атма-вичару. Если хотите быстро продвинуть свое сознание, я рекомендовал бы вам выполнять концентрацию в ритрите. Практика концентрации дает ощутимый рост сознания за короткое время.

В Индии есть йоги, которые, забыв мир, погружались в самадхи, и у них на голове птицы вили гнезда. Или они сжимали руку — и ногти прорастали с другой стороны кисти. Риши занимались практикой Раджа-йоги, очень популярной в Древней Индии. Они занимались практикой концентрации, и за счет концентрации они могли совершать различные чудеса аскезы, достигать сиддхи и длительного самадхи.

Итак, когда вы блокируете мысли, ваше поверхностное сознание раскрыто и подсознание выходит наружу. Можно сказать, еще один слой прибавляется к сознанию, и вы воспринимаете объект концентрации точно. Наконец, когда вы можете преодолеть все мешающие мысли, ваше сознание как бы прилепляется к точке. Оно держит ее, не уходя, не отвлекаясь. Нечто тонкое будет как бы истекать из вас, и вы будете как бы глотать эту точку, почти осязаемо. Вы должны засечь, сколь долго это вам удается. Если больше двенадцати секунд — можете поздравить себя — это состояние дхараны, концентрации, шестая ступень йоги. Когда вы сможете выполнить двенадцать раз по двенадцать секунд — это будет настоящая медитация. Наконец, когда вы сможете выполнять двенадцать раз по сто сорок четыре секунды (около двадцати восьми минут), вы сможете войти в одно из самадхи, к примеру, в самадхи первой или второй дхьяны. В это время, из-за того что ваши мысли блокированы, вы испытываете восторг и блаженство.

Есть тонкое различие между восторгом и блаженством. Восторг на уровне первой Дхьяны подобен впервые испытываемому удовольствию или волнению, когда получаешь давно желанный предмет; блаженство же – это обладание этим объектом. Восторг может ощущаться, как мгновенная радость, вспыхивающая и и исчезающая подобно молнии, как волна, прокатывающаяся раз за разом, когда волосы поднимаются на теле; как ощущение утраты телом своего веса или как погружение в водоворот счастья. Блаженство же – это более смягченное состояние продолжительного экстаза.

Однонаправленность – то свойство ума, которое сосредотачивает его в состоянии Дхьяны. Первое знакомство с Дхьяной длится лишь мгновение, но путем непрерывных усилий постепенно появляется способность удерживать это состояние в течении все более и более длительных периодов.

Дэниел Гоулмен«Многообразие медитативного опыта»

Когда ваша однонаправленность возрастает, вы можете захватить более глубокие слои сознания. Соответственно, вы можете захватить самскары, которые лежат более глубоко. В это время у вас наступает более возвышенный тип блаженства. Вы начинаете видеть точку глазами более глубинных слоев сознания, глазами второй дхьяны. Это состояние достигается за счет суженного сознания, за счет концентрации.

 (продолжение следует)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*