АТМА-ВИЧАРА. СВАМИ ВИШНУДЕВАНАНДА ГИРИ (ДЕКАБРЬ’ 23)

Атма-вичара 

Свами Вишнудевананда Гири

Книга создана по материалам лекций Мастера

 «Источник сознания»

Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара

ПРИЗНАКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ И ПОМЕХИ НА ПУТИ МЕДИТАЦИИ 

Когда вы занимаетесь концентрацией или медитацией, вы переживаете три состояния. Вы должны четко понять это и различать их.

Кто может перечислить три состояния, которые переживаются на пути медитации?

— Блаженство, ясность и безмыслие.

Да.

Блаженство — ананда.

Ясность — вивека.

Безмыслие — унмани.

Это три базовых состояния.

Блаженство соответствует 1-2-й дхьяне; ясность соответствует 3-4-й дхьяне; унмани, соответствует 5-6-7-8-й дхьянам.

Ни одно из этих состояний не является истинным. Это вехи, признаки вашего правильного продвижения, и ни к одному из них вы не должны привязываться.

 ПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ В МЕДИТАЦИИ

Всего есть пять помех для медитации: ВИКШЕПА, КАШАЙЯ, АНАНДА, САМСКАРЫ, БХАГАВАНЫ

Блуждание ума (викшепа)

Это неспособность замечать, контролировать мысли. Когда мы отождествлены с мыслями, мысли хаотично двигаются. Если мысли хаотично двигаются, вы должны практиковать концентрацию, чтобы успокоить ум. Если вы не можете успокоить ум, на некоторое время выполните «метательную» концентрацию — напряженным усилием воли блокируйте мысли тридцать секунд или минуту. Затем отпустите все и попытайтесь их удерживать без напряжения. Вообще, напряжение в медитации — это неправильно, но для контроля мыслей иногда его можно применять.

Тамас, сонливость, неясность (кашайя)

Когда наше сознание грубое, в нас существует такая вещь как отвращение к астральному телу, то есть, мы не можем его осознавать и жить на уровне астрального тела. Сознание привыкло быть ясным от соприкосновения с объектами чувств (запахами, вкусами, звуками и т.д.). Когда мы выполняем самоустранение от объектов чувств (пратьяхару), закрываем глаза, ни во что не вслушиваемся, концентрируемся — сознание начинает угасать, и тогда мы медитируем, вот так бессильно свесив голову. Это потому что энергии недостаточно и нет нужной ясности. Когда много энергии, у вас сознание не угасает.  Сонливость (кашайя) — это проблема всех практикующих. Если вы испытываете сонливость, рекомендуется немного поднять вверх объект концентрации, например, точку. Если вы прилагаете усилия, боретесь с сонливостью — вы можете ее преодолеть. Каким образом? Если не получается медитация, вы можете на некоторое время встать, либо принять такое положение тела, в котором сонливость вас не одолевала бы.

Один учитель, практикующий медитацию, рассказывал о своем духовном пути. У него умер друг, и друг не успел достичь Просветления при жизни. Когда он умирал, то попросил: «Если ты достигнешь Просветления, сделай мне перенос сознания в высшие измерения». Этот учитель дал себе обет достичь Просветления, пока его умерший друг будет в промежуточном состоянии, которое, в общем, длится сорок девять дней. Он дал обет медитировать без сна, сутками, чтобы успеть достичь Просветления за сорок девять дней. Когда он сел медитировать, то понял, что не может сидя удерживать медитацию, что он засыпает. Тогда он решил медитировать сколько может сидя, а остальное время — стоя и, по возможности, ночью. К тому же еще он стоял с поднятыми руками. Примерно на сорок второй день у него наступили очень глубокие опыты ясности и прозрения. На сорок девятый день прозвучавшие в полночь удары часов сильно подействовали на сознание учителя, и в этот миг он испытал очень глубокое состояние прозрения. Когда его друг явился перед ним в тонком теле, он сумел увидеть его духовным зрением, но увидел он его как полную иллюзию. Он увидел, что не существует ни друга, ни его самого — существует только осознавание. Благодаря такому осознаванию друг, которого он увидел, получил необходимый перенос сознания. Это не было полным Просветлением, но он получил очень глубокий медитативный опыт за эти интенсивные сорок девять дней.

Затем, проведя еще два ритрита, он полностью реализовал свое состояние Просветления. Но тот медитативный опыт, который он получил, выполняя такую интенсивную садхану, стал основой его достижения. Первые три недели, двадцать дней, он практиковал, не имея результатов. Он подумал: «Время идет, а нет никаких результатов, я зря теряю время, не могу проникнуть в суть». Тогда он предпринял такую мощную садхану.

Итак, борьба с тамасом — это непрестанное приложение усилий.

Блаженство (ананда)

Это признак прогресса, когда в медитации возникает блаженство. Правильная медитация всегда должна сопровождаться блаженством. Может быть так, что у вас появляется радость, улыбка, смех, слезы, восторг — это очень хорошее состояние. Это означает, что вы подняли свое сознание до уровня богов. Радость — это фактор богов. Боги пребывают в первой-второй дхьяне. Когда вы испытываете такое состояние, вы в сознании уже боги. То есть, если вы перевоплотитесь в нынешнем состоянии, вы переродитесь богами. Но если вы будете привязываться к этим состояниям и оставаться в таком благодушно-радостном восторженном состоянии — это препятствие. Вы должны преодолеть блаженство и следовать медитации.

Часто бывает так, что вы практикуете, переживаете опыт, а затем у вас возникают очень возвышенные мысли, которые хочется изложить, написать поэму или что-нибудь в этом роде. Вы должны пресекать такие вещи и продолжать концентрироваться на объекте медитации — вот что значит преодолеть ананду.

Ментальные отпечатки в сознании (самскары)

Самскары — это подсознательные импульсы, это ваша карма, ваши накопленные стрессы, информация в каналах. Когда вы много практикуете, карма дает о себе знать, она начинает проявляться. Тот, кто накопил много кармы сексуальных желаний, может испытывать много разных видений. У того, кто имеет карму борьбы, могут проявляться различные гневные состояния. Они могут проявляться в виде мыслей или в виде образов. Вы не должны за ними следовать — вы должны постоянно отделять себя от них, наблюдать и игнорировать. Другими словами, не принимать их в расчет, делать так, словно ничего не произошло, руководствоваться в своей жизни обычными правилами практики, взаимоотношений и восприятия. Это будет лучше всего для практики.

В писаниях говорится: «Даже если у тебя сознание как у Бога, веди себя как обычный человек». Это говорится для того, чтобы предостеречь начинающих от следования за самскарами.

Допустим, человек с плохой кармой может переживать скверные самскары, у него может проявиться гнев. Часто бывает так, что практикующие во время ритрита могут испытывать состояния, когда у них усиливается раздраженность или еще что-нибудь. Практикующие с хорошей кармой не будут испытывать гнева, они будут испытывать возвышенные состояния — радость, ясность, мудрость, но у них может развиться самомнение. После ритрита один из практикующих не хотел ни с кем разговаривать. Когда к нему кто-нибудь обращался, он думал так: «Ты хоть понимаешь, с кем ты разговариваешь вообще?» Он пережил опыты непрерывного сознания, соответствующие пятой-шестой дхьяне, и считал себя очень возвышенной личностью. Это сознание Бога-творца (Ишвары), это сознание богов святых небес — величие, когда они упиваются собственным могуществом, гордостью, творят вселенные. Боги на небесах настолько величественны, что поглощены своим величием и могуществом. Когда вы добираетесь до их уровня, вы можете переживать такие состояния, но это не повод, чтобы вести себя заносчиво. Итак, нужно игнорировать все подсознательные самскары.

Тенденции к определенным состояниям сознания (бхаваны)

Неправильные бхаваны — это означает, что ваше сознание может как-то колебаться. Вы можете выпадать своим сознанием в подавленность, стресс, в различные состояния. Все это относится к категории неправильных бхаван: захваченность чем-либо, интерес, который не является объектом медитации. Вы все это должны игнорировать и четко устанавливать свое сознание в правильной бхаване.

Кто может сказать, какова правильная бхавана? Какое базовое сознание, на которое можно было бы опираться?

Итак, правильная бхавана — это состояние радости. Это радость, ясность и легкое состояние самоосвобождения. Это такое легкое, непривязанное, самодостаточное сознание.

Когда вы преодолеваете эти пять препятствий, ваша медитация движется хорошо.

(продолжение следует)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*