Махакалешвар (Кумбхамелла). Сакральные места планеты.
Автор: Алексей Перчуков.
Храм расположен в Удджайне (Махакала, штат Мадхья-Прадеш). Он стоит берегу озера Рудра Сагар. Удджайн переводится как «Побеждающий с честью».
Авантика или Удджайн – один из древнейших городов Индии. Этот город – одно из семи священных мест, дарующих спасение. Махакала предотвращает опасность неестественной смерти. Он защищает хороших людей и благословляет их спасением. Махакала – Бог богов. Время подразделяется на две категории – делимое время (кханда-кала) и неделимое (акханда-кала). Мы исчисляем время первой категории – делимое время, или кханда-кала, в днях, месяцах, годах, эпохах (югах) и группах эпох (кальпах) – кальпа включает в себя 4 юги, т.е. крита, трета, двапара и кали. Время может исчисляться согласно солнечному или лунному календарю. Кто обусловливает время? Аспект духовных вибраций Всевышней Души порождает акханда-калу, неделимое время, которое неизмеримо. Акханда-кала также известна как калакала и махакала. Слово “кала” также означает “смерть”. Махакалешвара (т.е. Владыка махакалы) – Превосходящий смерть. Он – победитель смерти. Давайте рассмотрим другое значение слова “кала”, означающее змею. Махакале, т.е. Шиве, ядовитые змеи служат убранством. Они указывают и на энергию кундалини, и на различные энергетические каналы в человеческом теле. Махакала – Владыка всех этих энергий. Это священное место дважды благословенно, поскольку здесь находится как Джьотирлингам, так и Шакти-питха божественной Матери Это одно из трёх уникальных мест, где находятся Джьотирлингам и Шакти-питха одновременно, т.е. сочетание Шивы и Шакти. Два других подобных места – Шри Шайлам (в штате Андхра Прадеш, Южная Индия) и Каши (или Варанаси, штат Уттар Прадеш, Северная Индия). Также существует и четвертое место – Вайдьянатх, штат Джхаркханд. Таким образом, в Индии эта уникальная священная пара пребывает на юге, в центре (“мадхья” – название штата – в переводе с хинди означает “срединный”, “центральный”) и на севере, указывая на широко распространённую силу аскезы и духовности по всей стране. Джьотирлингам находится в центре города, неподалеку от Рам гхата на реке Шипра. Существует несколько легенд о возникновении Храма: Давным-давно в городе Удджайне правил царь по имени Чандрасена. “Чандра” означает “луна” (символизирующая ум в индуизме), “сена” – “армия”. Таким образом, слово “чандрасена” означает того, кому могущество собственного ума служит в качестве армии. Однажды Манибхадра, великий йог и почитатель Шивы, подарил царю Чандрасене нефритовый Шивалингам. “Мани” означает “драгоценный камень”, а “бхадра” –“процветание, удача, благословение”. Таким образом, имя Манибхадры означает “святой, который обрёл драгоценность, благословляющую удачей”. Царь вставил драгоценный камень в свое ожерелье, и вошёл во дворец. И вдруг все вещи во дворце сразу же стали золотыми (ношение кулона Шивы на груди приносит процветание). Цари-соседи стали сильно завидовать, видя постоянное увеличение богатства Чандрасены. Их зависть породила в них ненависть, и они вместе напали на него всеми своими огромными армиями. День нападения выпал на Шани-трайодаши, т.е. сочетание субботнего рассвета с тринадцатым днём двух тёмных недель месяца. Чандрасена устроил Шиве в храме огромную абхишеку (омовение Шивалингама водой и ценными жидкостями, такими как мёд, сахар, топлёное масло, гхи, молоко и пахта, с произнесением мантр), в которой все жители этой местности участвовали с глубокой преданностью. Милостью Господа Шивы все враги были разгромлены (царь, полностью обуздавший свой ум, одержал победу, преодолев пагубное влияние Сатурна (Шани) и разгромил шесть внутренних врагов – каму (вожделение), кродху (гнев), лобху (жадность), моху (невежество), маду (гордыню) и матсарью (зависть) милостью и духовной силой доброжелательного Господа Шивы). Среди наблюдавших поклонение была одна молодая пастушка с пятилетним мальчиком. Ребёнок испытывал экстатическую радость, наблюдая поклонение Шиве. Когда мальчик возвратился домой, он начал поклоняться большому камню, окружённому камешками, относясь к большому камню как к Шиве, а к окаймлённой камешками площадке – как к храму Господа. Он продолжал поклоняться Шиве даже во время игр со всеми своими приятелями. Вскоре отмеченный доброй судьбой мальчик так погрузился в своё религиозное служение при выполнении невинных ритуалов, что он перестал отождествлять себя с телом. Через какое-то время беспокоящаяся за него мать пришла и стала убеждать его возвратиться домой, чтобы принять пищу. Мальчик не отвечал. Она усердно похлопала его по спине. Мальчик даже не проронил ни слова. Рассердившись, она разбросала все камешки и стала перекатывать мальчика по голой каменистой земле. К тому времени медитация ребёнка нарушилась. Глядя на разрушенный храм Шивы, он стал рыдать и потерял сознание. И тогда Шива явился там в форме Джьотирлингама (символа сияния). И это ещё не всё – своими чудотворными силами Шива в одно мгновение сотворил на этом месте огромный храм. Когда мальчик-пастушок пришёл в себя, он увидел Джьотирлингам и, осознав величественное явление Махакалешвары, стал от всего сердца молиться Шиве. Другая легенда: Считается, что данный храм был построен в Двапару югу предками Кришны на месте, где Шива в свирепом образе Махакала уничтожил демона Душану, досаждавшего местным жителям. В легенде говорится, что четверо братьев – Деваприя, Приямедха, Шукрута и Шурвата – прославились своей чистотой, мудростью и преданностью Шиве далеко за пределами Удджайна. Они называли Шиву Могучим Властелином Времени, или Махакалом. В те времена неподалеку от города появился невежественный демон, рушивший храмы и поедавший паломников и последователей Шивы. Прознав про четверых братьев, он немедленно отправился расправиться с ними. Местные жители окружили братьев, умоляя немедленно покинуть свой дом и бежать от демона. Но братья не слушали их и сохраняли полное спокойствие. Когда, наконец, злобный асур нашел их и попытался убить, явился Махакал и жестоким образом расправился с Душаной. В благодарность за преданность братьев, Шри Махакал согласился выполнить любое их желание. Преданные бхакты Деваприя, Приямедха, Шукрута и Шурвата попросили Шиву остаться и всегда пребывать рядом с ними. Тогда Махакал вошел и растворился в Лингаме их храма. Человек, молящийся в этом Храме, будет освобождён от внутренних и внешних врагов. Бедствия и опасности исчезнут для такого преданного. Чистая преданность будет стремительно расцветать в семействе такой благочестивой души. Неограниченное и постоянное процветание придёт в такое счастливое семейство. Кроме того, у членов семейства будет тесная и облагораживающая дружба со святыми душами. Милостью Шивы вся династия будет получать Его благословения снова и снова. Первые упоминания об Удджайне датируются VI веком до нашей эры. Удджайн становится столицей буддистского государства Мальва. Несколькими веками позднее, в эпоху правления династий Маурья и Гупта, город становится важнейшим религиозным, экономическим и образовательным центром на полуострове. Наивысшего рассвета Авантика достигает во времена легендарного царя Чандрагупты II ( известного еще как Викрамадитья) во II веке до нашей эры. Великий поэт древности Калидаса жил при дворе просвещенного правителя Викрамадитьи наряду с многими учеными, математиками, астрономами и врачами. Начиная с IV века до н.э, на географических картах Удджайн помещается в центр известного мира, индийские географы используют положение города в качестве нулевого меридиана. Удджайн входит в число семи наиболее святых городов Индии (остальные – Матхура, Канчи, Пури, Дварака, Айодхья, Варанаси). В определенном контексте энергия этого места неповторима и уникальна среди других мест Сапта Пури, так как содержит 7 важных философских составляющих, сочетание которых больше нигде не встречается : смашана, кшетра, укхара,питха и вана. Гуру Сандипани обучал здесь Кришну и Балараму в своем ашраме. Считается, что одиннадцатилетний Кришна смог овладеть здесь знанием 18 пуран и других ведических писаний всего за 64 дня.