Мир состоит из смыслов
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
Некоторые задают вопрос: «Если все станут монахами или все перейдут в чистую страну, то что же будет с этим миром?» Вопрос очень логичный. И тогда я говорю: «Не беспокойтесь. В нижних мирах есть множество существ, которые рвутся в этот мир. Для них он является очень вожделенным миром, в котором они бы с радостью жили. И как только люди покинут этот мир, он заселится этими существами, он никогда не опустеет».
Но сам по себе этот мир, как и другие миры, не обладает какой-то большой самосущностью. Таких миров бесчисленное множество, просто мы их не можем видеть. В нем нет какой-то ценности. Мир – это не есть реальность, это просто некое видение, это некий смысл, и мы этот смысл творим собственным сознанием. Он существует только потому, что есть мы со своими смыслами. Сливая собственные смыслы в коллективное видение, мы создаем этот мир. Его не существует самого по себе. Это значит, что, изменив собственные смыслы, мы можем изменить мир.
Мир как таковой состоит не из материи, даже не из энергии, даже не из информации. На самом сущностном уровне мир состоит из смыслов. Смыслы, если перевести на санскрит, – это дришти, определенное видение реальности, кармическое видение. И миры создаются именно кармическим видением. Все живые существа группируются по родственным кармическим видениям.
Например, существа, обладающие кармическим видением ада, собираются вместе, и тогда у них начинается ад. Они сами создают ад, собравшись вместе. Никто не заставляет их жить в аду. Но они собираются по свойственному им видению ада и сами себе устраивают ад.
Таким же образом существа с видением богов сансары тоже притягиваются, собираются вместе и устраивают себе мир богов. Например, представители богемы, обеспеченные личности, известные люди любят, чтобы у них все было гармонично, вкусно, мягко и прекрасно, и они себе устраивают такой комфортный мир. В свой круг они впускают тоже именно таких людей. Это пример того, как боги обустраивают свою жизнь, чтобы им было комфортно.
Люди с асурическим кармическим видением тоже объединяются с себе подобными, и, сливая свое сознание, своими смыслами творят асурическую вселенную. Никто не создает им специально вселенную борьбы, интриганства, вражды, соперничества, подвохов. Они сами создают эту вселенную: как только они резонируют друг с другом, это все разворачивается. Нет мира как такового, самого по себе, вне нашего сознания. Этот мир есть творение нашего сознания. Он пустотен, он не самосущ по своей сути. Он состоит прежде всего из смыслов. И базовые смыслы этого мира задаются нашим видением, нашим особым человеческим мироощущением.