Шастра. Структура Ведической Вселенной
автор: Дэванатха
Поклонение трёхокому Господу Шиве благоуханному,
Несущему благо,
Разрушающему узы рождений и смертей
И освобождающему нас от смерти ради безсмертия.
Намастэ моему ГуРу, Драгоценному Мастеру. Тому, кто ведёт меня по жизни от тьмы неведения к свету Мудрости. Следуя год за годом по Пути Садху, я преисполняюсь благодарности за Его терпение и искренний Духовный труд!
Безграничное почтение Ишта Дэвате Гуру ДАТТАТРЕЕ!
Совершенному трансцендентному божеству, существующему вне времени, вездесущему, преисполненному безграничной мудрости, непостижимому, всеблагому, всемогущему.
Тому, в ком я принял Прибежище!
Тому, кто является постоянным объектом для медитации.
Тому, чья милость и мудрость не имеют границ.
Тому, кто никогда не рождался.
Тому, кто существует вне форм рамок определений и любых концепций.
Тому, кто всегда защищает всех своих преданных.
Тому, кто преисполнен совершенной милости.
1. Введение
«Ничто никогда не случалось» и «Ничто никогда не рождалось»!
Мир Творится в сознании. Такова философская позиция адвайтических учений.
Однако Мастера Адвайты учат своих учеников разделять Воззрение и Поведение. На уровне воззрения «АХАМ БРАХМА АСМИ» [1], а вот на уровне поведения требуется учитывать время, место и обстоятельства, дабы сохранять гармонию (самйогу), ибо Мир обладает относительной двойственной природой.
Кто Я такой, Что Я здесь делаю, в чём настоящий смысл происходящего, если существует время (непостоянство) и смерть?! Эти и другие фундаментальные философские вопросы заставляют человека вставать на духовный Путь, задумываться о чём-то превосходящем наши органы чувств. Заставляют думать о Душе.
Душа безсмертна – это уже научный факт. Теории реинкарнации хоть и в разном виде существую с незапамятных времён во всех современных мировых религиях, философских традициях и школах.
Квантовая Природа всего сущего, а равно как и иллюзорность всего происходящего или ощущаемого – это также научный факт, о чём свидетельствуют многочисленные исследования в области квантовой физики.
Самые знаменитые эксперименты – это опыты с двумя щелями через которые проходят пучки или единичные фотоны или электроны.
Эмпирически современная квантовая физика выяснила, что корпускулярно-волновой дуализм распространяется и на поведение элементарных частиц! Любопытнейшее открытие было сделано в 2006 году, когда перед экраном с двумя щелями был установлен наблюдатель, регистратор. В момент его подключения электрон мгновенно превращался в частицу и вёл себя как единица материи, другими словами это подтверждает постулат, что в отсутствие эго материального мира не существует.
Проще говоря материя как таковая существует ибо есть чувства, её регистрирующие и вера в то, что она существует! Образно говоря некая обособившаяся часть Абсолюта обретая двойственность в воззрении одновременно приобретает органы чувств, после чего мир становится реальностью. [2]
В следствие этого возникает безконечное количество интерпретаций эго, которые становится возможным классифицировать по схожим признакам. Отсюда появляется понятие Миров и Лок, сообществ и классов или видов существ и т.п.
Ведическая космология и философия, пожалуй, самая насыщенная знаниями о структуре мироздания и о путешествиях Души между мирами, планами, локами, галактиками, планетами, вселенными и т.п.
Интерпретаций на тему того, как устроена наша Вселенная, много. От современных научных, т.е. изучаемых и познаваемых как эмпирическими так и гипотетически расчётными путями через астрономию, математику, физику и т.д. до мифологически-философских, опирающихся на духовное и культурное наследие прошлого, сохранившееся у разных народов в виде священных текстов, былин и сказаний.
Другими словами для ясности изложения требуется занять какую-то определённую точку зрения. В данном случае опираемся на источники, сохранившиеся в ведической культуре современного Индуизма.
Стоит сразу отметить, что буддийские интерпретации также имеют все основания относиться к ведическим, учитывая исторические корни данной системы знаний и верований, т.е. заслуживают самого серьёзного внимания.
В данной работе используется преимущественно современная индуистская йоговская ведическая интерпретация с уклоном на аспекты философии Адвайты в традиции сиддхов.
Основополагающая цель настоящей работы состоит в практическом применении знаний о структуре вселенной в духовной практике, направленной на постижение божественной квантовой Природы всего сущего с целью обретения недвойственного взгляда.
А также в возможности применять эти познания на духовном Пути Садху. Применять их в само-исследовании себя, как недвойственного нерождённого трансцендентного сознания, существующего вне форм, рамок определений или концепций.
Важно изучать и исследовать свою божественную основу, проще говоря, открывать Бога внутри себя. И что не менее важно – шаг за шагом и год за годом раскрывать и пестовать в себе возвышенные качества, присущие существам из высших измерений!
2. Общая структура мироздания
Ведическое наследие повествует нам о том, что метафизическая структура Вселенной состоит из трех миров. В йогической терминологии это:
- Каузальный Мир, в буддизме именуемый Мир Без Форм, состоящий из чистого света;
- Астральный Мир или Мир Форм, мир тонких образов и звуков;
- Мир Явлений, он же Грубый Мир, Мир Страстей или ещё встречается термин Мир Тепла. Самое популярное название – САНСАРА[3], в буддийской терминологии включающей в себя шесть миров Мира Страстей.
Сансару, или Мир Явлений, включающую в себя и наш мир людей называется «грубым миром», ибо состоит из грубой субстанции. Т.е. из уплотненного Света, так называемой материи.
2.1 Мир явлений-Шесть миров Сансары
Мир Явлений, Грубый Мир делится на шесть миров:
- Мир Богов (Небеса),
- Мир Асуров, полубогов. В буддизме Небеса Вырожденного сознания,
- Мир Людей,
- Мир Голодных Духов, Мир Претов[4],
- Мир Животных,
- Ады
В аспекте нашего сознания Мир Явлений соответствует поверхностному, бодрственному сознанию.
2.1.1 Мир Богов (Небеса)
То, что мы живем в Мире Людей, четвертом снизу, не означает, что в здесь живут только люди. Наш Мир Людей очень ценен тем, что здесь живут существа с факторами всех шести миров, но этот фактор не так ярко выражен.
К примеру, в мире Людей живут люди с факторами богов Небес Мира Страстей. Чаще всего это боги, которые упали. В прошлых жизнях они были богами, но в этой, из-за траты Заслуг и ослабления концентрации, они упали с Небес Мира Страстей в Мир Людей. К примеру, художники, поэты, артисты, философы или мечтатели.
В Мире Людей это боги и их можно отличить. Это люди с незаурядными способностями, утонченные натуры, не очень материалистичные. Возможно, у них есть меньше привязанностей или жадности, но их уровень выше, чем у обычных людей. Боги, у которых есть заслуги, живут в роскоши и могут занимать высокое положение. Боги, у которых заслуг нет, могут жить бедно, но их сознание все равно остается утонченным, как принято говорить – их бхава высока. Или они могут прекрасно и роскошно одеваться, или стремиться создавать вокруг себя прекрасную обстановку.
Это существа с фактором дэвов.
2.1.2 Мир Асуров, полубогов
Асуры — это существа, которые имеют сильную склонность к логике. Любят риск и борьбу, любят заниматься спортом, восточными единоборствами и т.д.
Людей с ярко выраженной кармой асуров часто возможно встретить среди военных и политиков, сотрудников полиции и силовых структур, спортсменов, учёных и т.д. Они любят соперничество и состязания, любят превосходить других.
В Индии, например, это часто выходцы из кшатрийских родов.
Доминирующая черта богов — это самоудовлетворенность или наслаждение своим состоянием, а асуров — зависть, стремление работать над собой или бороться с другими.
Существа с доминирующими асурическими качествами строго следят за иерархией, точно могут понимать, кто выше или ниже их, но тех, кто выше их, они пытаются превзойти путем борьбы с ними. Как правило все кто любят восточные единоборства, логику, компьютеры, риск, стремятся к власти, занимаются политическими махинациями, интригами — это существа с доминирующими факторами асуров.
Привязанностей у них мало, то есть их не интересует семья и дети. Их страсть — это борьба, высокая идея.
2.1.3 Мир Людей
Это те, кто захвачен привязанностями. Если асуры захвачены Вишуддха-чакрой — завистью, борьбой, боги захвачены Аджна-чакрой — самоудовлетворением, то люди захвачены Анахата-чакрой. Анахата-чакра — привязанность, то есть для людей главная ценность — это семья, дети, взаимоотношения, любовь, человечность, душевность.
К примеру, в Мире Людей восемьдесят процентов искусства посвящено любви и привязанности, потому что Мир Людей создан энергией привязанности. Если асуры могут добиться высокого положения — занять пост президента или начальника, руководителя, то люди как правило не могут.
Почему? Потому, что асуры могут превзойти привязанности ради какой-то более высокой идеи, партии, карьеры, нации. В общем, они прирожденные руководители. Но люди считают так: моя любовь или мои привязанности важнее, чем моя работа. Поэтому они не могут чего-то добиться в своей деятельности, они не посвящают себя этому полностью.
2.1.4 Мир Голодных Духов
Это преты или существа с фактором претов. Это неутоленные духи — существа, которые живут или в Нижнем Астральном Мире или в материальном Мире Претов. Они захвачены жадностью, неудовлетворенными желаниями. Это, например, жадность к еде или каким-то материальным вещам. Люди, которые захвачены жадностью, находятся на уровне Манипура-чакры. Если человек захвачен чем-то и его ничего не интересует, кроме объекта своей захваченности, то это означает, что в бардо он может переродиться низшим духом.
2.1.5 Мир Животных
Животные или люди с фактором животных — это люди, которые начали деградировать. Когда человек деградирует, к примеру, употребляет алкоголь, он не может развивать свою душу. Происходит утрата памяти, забывчивость, то есть сознание человека при жизни сравнивается с Миром Животных. Такой человек обретает фактор Мира Животных, и следующее его перерождение может быть в Мире Животных.
2.1.6 Мир Ада
Мир Ада соотносится с Муладхара-чакрой. Если человек убивает живых существ или постоянно гневается, и если при жизни он живет в этом Мире Людей, как в Аду, к примеру, над ним совершают насилие, он имеет больное тело и его жизнь — сплошные страдания, значит, он переродится в Мире Ада. Буддийские сутры содержат описания различных Адов и других миров.
От стоп до колен накапливается карма Ада. От колен до половых органов накапливается карма животных. От половых органов до пупка накапливается карма претов — голодных духов. На уровне Анахата-чакры накапливается карма Мира Людей — привязанность. От Вишуддха-чакры до лица накапливается карма Мира Асуров. На уровне Аджна-чакры накапливается карма Мира Богов.
Факторы отличия
Все люди разные, но у каждого есть свои отличительные особенности, например внешний вид, манеры общения и поведения, приоритетные желания и намерения.
Боги с Небес Мира Страстей имеют изысканную прекрасную внешность. Это красивые люди. И они могут красиво, изысканно одеваться, потому что их эфирное тело сформировано до уровня Аджна-чакры. На уровне эфирного тела энергия идет вверх и у них есть чувство вкуса. Боги любят носить ниспадающие одежды голубых, фиолетовых, не темных цветов.
Асуры любят, наоборот, носить одежды облегающие. К примеру униформу, спортивные костюмы и т.д. — то, что будет подчеркивать их фигуру. Асуров можно узнать по этому признаку. Если хотите узнать, как можно определить асуров в научной фантастике, то там встречается описание пилотов НЛО или звездных бойцов. Это все асуры. Из Мира Асуров к нам приходят знания о магии, восточных единоборствах, различных видах борьбы. Считается, что НЛО, которые часто можно видеть в Мире Людей, пришельцы из этого Мира Асуров. Это мир технократии, техногенных объектов, где доминирует логика и строгие рамки определенной системы ценностей.
Люди пытаются копировать богов, но у них отсутствует чувство вкуса, если говорить об одежде. Люди с фактором животных полностью захвачены внешними данными, т.е. они носят одежду ту, которая соответствует внешней обстановке. К примеру, если холодно, они могут одеть все, что угодно, лишь бы им было тепло. Они не руководствуются чувством эстетики или еще чем-то в этом роде.
Существа с фактором низших духов, или претов, об одежде также не заботятся. Это, к примеру, бомжи, деградировавшие личности.
Существа из Мира Ада носят черную одежду. Есть также учение о цветах Бардо, которое подробно рассказывает об этом.
К примеру, если человек носит золотую, фиолетовую одежду, это указывает на карму Мира Богов.
Если человек носит серую, стального цвета серебристую одежду, а также любит ярко-красный цвет, это указывает на карму Мира Асуров. Яркий блестящий чёрный цвет автомобиля – это тоже фактор принадлежности к миру асуров.
Цвет Мира Людей голубой с примесями желтого и зеленого.
Цвет Мира Животных — тускло зеленый. Цвет Мира Претов – тускло желтый.
Цвет Ада – мутный черный. Это те цвета, которые мы видим в бардо в момент смерти. При перерождении мы все видим эти цвета.
2.2 Астральный мир (Мир Форм)
Состоит из тонкой материи, звуки, вибрации, образы. Делится на Верхний Астральный Мир и Нижний Астральный Мир. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на шесть частей. Шесть частей Нижнего Астрального Мира перекрываются с Миром Явлений, с Адом, Миром Голодных Духов, Миром Животных, Миром Людей, Асуров и Небесами. «Перекрываются» означает, что они соединены между собой. Это мир подсознания, в который мы попадаем во время сновидений. В Верхнем Астральном Мире, который делится на 17 уровней, живут Боги Святых Небес.
2.3 Каузальный Мир (Мир Без ФОРМ)
Это мир сознания и мыслеформ, мир где рождаются Идеи[5]. Его можно разделить на три части. Нижний Каузальный Мир[6] перекрывается с Миром Явлений и Нижним Астральным Миром, а Средний Каузальный Мир перекрывается с Верхним Астральным Миром.
Верхний Каузальный Мир не перекрывается ни с одним из миров иногда его называют истинный Каузальным Миром. И чем выше, тем сильнее становится чистый свет. Свет существует в виде информации и наоборот.
Верхний Каузальный Мир делится на четыре уровня:
- Состояние Безконечного Пространства — сознание расширяется до бесконечности;
- Состояние Безконечного Сознания — понятие пространства уходит, остается одно сознание;
- Состояние Отсутствия чего бы то ни было материального или Состояние Отсутствия Собственности, когда этот мир отрицается;
- Состояние Ни-познания и Ни-непознания — познающий субъект и познаваемый объект полностью растворяются и сливаются.
Над Каузальным Миром находится МахаНирвана. Это запредельное трансцендентальное состояние, которое неописуемо в терминах поверхностного ума, это полное слияние субъекта и объекта. Его можно достичь, занимаясь духовной практикой.
Чем выше располагается мир, тем меньшее количество душ населяет его. В каждом мире разная продолжительность жизни. Чем выше расположен мир, тем длиннее срок жизни существ в этом мире.
_________________________________________________________________________
[1] Я Есть Брахман, Я Есть Абсолют (Бог). Брихадараньяка Упанишад Яджур Веды.
[2] Это очень упрощённый взгляд на устройство души. Прим. автора.
[3] САНАСАРА – встречаются точки зрения, когда Сансарой также называют миры относящиеся и к Астральным и даже к Каузальным измерениям, т.к. они всё равно двойственные. У существ населяющих эти миры есть эго даже в просветлённых умах, а значит МахаМайя на них действует и существует пусть даже очень маленькая, но всё же вероятность падения в низшие миры. Однако это скорее предмет для философской дискуссии. Прим. автора.
[4] Такая последовательность общепринята в большинстве буддийских школ, однако в южном Чань буддизме как правило после Мира Людей идёт Мир Животных, затем Мир Голодных Духов и Ады. Ещё встречаются тексты где после Небес идут Люди, затем Асуры и т.д.
[5] Слово ИДЕЯ происходит из 2х латинских слов ИН ДЭУС – ОТ БОГА.
[6] Чем ниже Мир тем он более тёмный. Считается что если йогин много медитирует на Пустоту и при этом не взращивает Бодхичитту или 4 Брахма Вихары, то у него появляется много шансов обрести перерождение в нижнем каузале.
(продолжение следует)
Одной из главных предпосылок целенаправленного становления ноосферы является введение научно-обоснованного и ценностно-ориентированного ноосферного образования как механизма перехода от идеала к реальности с целью гармонизации социоприродного взаимодействия, перехода общества на модель устойчивого развития. Базис будущего общества в принципе невозможно создать без опережающего развития научно-технологического потенциала и современной системы образования. Будучи одним из самых масштабных социальных механизмов функционирования общества, образование должно таким образом изменить содержание и форму своего развития, чтобы обеспечить выживание цивилизации. И в этом кардинальное отличие моделей образования 1П-го тысячелетия, которые создаются пока в основном на уровне теоретических концепций. Наука и образование в л их взаимосвязи совместно с иными духовными сферами должны образовать целостную систему формирования ноосферного сознания, ориентирующего общество на устойчивое будущее и должны стать реальными инструментами подготовки перехода к устойчивому развитию – первому этапу ноосфероге Ноосферно-опережающая модель образования XXI века является фактором устойчивого развития общества, хоть и выглядит как некий идеал, к которому может стремиться образовательный процесс. Оно включает в себя экологизацию системы образования (проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины) и экологическое образование (подготовка специалистов-экологов – непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня). Главная цель ноосферного образования — становление ноосферного человека с ноосферным сознанием, поведением и культурой, основанным на духовно-нравственных ориентирах. Ноосферное общество отличается от других общественно-экономических формаций по ряду признаков. Субъекты этого общества отличаются своим мировоззрением, миропониманием, своей широтой мышления и осознанием того, что от их действий зависит дальнейшая судьба природы, общества, Земли. Ноосферное общество — это одухотворенное общество. Ноосферный (одухотворенный) человек осознаёт высочайшую ответственность за свои действия и мысли перед современным обществом, природой, будущими поколениями, осознаёт своё неразрывное единство со всем человечеством, природой, Космосом. Цель конкретизируется в следующих задачах: духовно-нравственное развитие личности; развитие экологического сознания, практически выражающегося в экологизации поступков человека; развитие целостного мировоззрения, основанного на эпи-стемных (сущностных) знаниях и вбирающего в себя разные знания: естественнонаучные, гуманитарные, религиозные, философские; развитие у учащихся ноосферного мышления, основанного на ведущих идеях философии русского космизма и ноосферной этики, регулирующей отношения в социо-природной среде; самоактуализация личности; формирование у учащихся правовой культуры; интеграция личности в национальную и мировую культуру, в систему традиционных и общечеловеческих ценностей; эстетическое развитие личности; формирование культуры здорового образа жизни; качественная подготовка учащихся к поступлению в учреждения профессионального образования.