Аскеза – необходимый фундамент йогической практики
Аскеза в йоге – это необходимый элемент стабильного роста осознанности и повышения «уровня» практики. Образно можно сказать, что вся йогическая садхана и есть в какой-то степени аскетическое действо.
Чтобы разобраться в том, что такое аскеза, а что такое самоистязание и нарушение ахимсы, нужно приобрести определённый жизненный опыт. Очень надеюсь, что данная статья сможет дать ответ на некоторые вопросы практической стороны дисциплины йоги, которые касаются аскетических практик и поможет людям, идущим по пути Йоги не окунуться в глубокий омут крайности.
Под аскезой в данной публикации будет пониматься сознательное принятие различного рода дискомфорта и лишений в виде внешнего или внутреннего воздействия на ряд составляющих человеческого существа (физический носитель, энергетическое тело, тело ума и др.)
Очень важно ещё раз обозначить то, что человек не занимается мазохизмом, причиняя себе боль и получая от этого удовольствие. Аскеза в йоге – это добровольное и смиренное принятие дискомфорта ради устранения различного рода кармических последствий собственных поступков, «висящих тяжким грузом» на физическом теле, энергетической структуре и/или локализованных в уме, а чаще всего — этого комплекса в совокупности.
Каждый, кто настойчиво и осознанно продвигается по пути самореализации, в том числе и при помощи практики йоги, на определённом этапе своего развития приходит к осознанию, что все проблемы, которые он имеет в виде состояния своего тела, окружения, нехватки энергии, проблем во взаимоотношениях, наличия ложных ценностей и убеждений, отсутствия понимания смысла своего воплощения – это закономерный «продукт» своих же собственных поступков, слов и даже мыслей в недавнем или далёком прошлом. Под прошлым в данном месте подразумевается не только временной отрезок текущей жизни.
Одним из возможных путей интенсивного «подчищения собственных хвостов» как раз таки и являются аскетические практики.
Виды аскез
Одной из самых широко распространённых классификаций видов аскез является следующая:
- Аскеза физического тела
Ряд пунктов свода «яма-нияма», описанных в труде риши Патанджали как раз таки и создают необходимые условия для интенсивной работы со своим телом.
Среди них можно выделить:
— тапас (длительная, настойчивая практика (в первую очередь шаткарм, асан, пранаямы), создающая предпосылки для оптимального протекания всех физиологических процессов),
— шауча («внешняя» чистота физического тела, а также окружающего пространства, в котором находится данное физическое тело и «внутренняя» чистота области ума и энергетической структуры от чужеродных объектов в виде деструктивных мыслеобразов, зомбирующих программ, разрушительных мыслей, различного рода тонких сущностей),
— брахмачарья (добровольное ограничение в чувственном восприятии и в первую очередь в сексуальных отношениях), которую также можно применить ко всем остальным категориям данной условной классификации.
Также телесными аскезами можно назвать специфический характер питания или его отсутствие в течение определённого промежутка времени, стремление находится только в «чистых» и благостных местах
- Аскеза речи
Сатья (правдивость, одна из 5 ям по Патанджали), как фундаментальный принцип нравственности йоги, как раз таки и подразумевает осознанное сдерживания себя от произнесения лжи, злословия, неуместной ругани, брани и формирования постоянного намерения говорить только лишь правдивые вещи, отраженные в «объективной Реальности»
- Аскеза ума
Полная аскеза ума – это уже практически тотальная практика раджа (царственной) йоги, подразумевающая осознанную генерацию только самых необходимых мыслеобразов на фоне устранения всех типовых модификаций ума.
Частично приблизиться к такому состоянию можно при помощи ограничения себя в выборе той информации, которая автоматические «проваливается» в ум обычного человека и намеренно «принимая» через органы чувств только ту информацию, которая способствует пробуждению, развитию и самореализации.
В качестве иллюстрации здесь можно обозначить:
— осознанное и лишённое отвлечений чтение Писаний
— вытеснение из ума засевших программ, привычек, негативных качеств в лице гордыни, высокомерия, пренебрежения, например, при помощи длительного и непрерывного внутреннего «произношения» мантры ОМ или любой другой.
— практика остановки внутреннего диалога с последующим достижением молчания ума
В зависимости от того, какая преследуется цель выполнения аскезы в йоге, можно понять, в какой гуне она «рождена» и какие средства будут для этого применены.
Если человек выполняет аскетические практики с целью духовного роста и совершенствования, то его ум пребывает в гуне благости (саттва).
Если главенствующей мотивацией является получение сиддх (сверхспособностей), материальных благ, любых конечных пунктов потакания своим собственным страстям, то его ум находится с гуне страсти (раджас)
Для тамасичного (невежественного) состояния ума мотивацией к выполнению аскезы может служить получение дополнительной свободной энергии, которая будет направлена в негативное русло по отношению к другим живым существам, в том числе выраженное в виде деструктивных заговорах, ритуалах, проклятьях.
Помните о том, что закон кармы лишён жалости, и за любой поступок неизбежно приходит воздаяние, поэтому самой «выгодной» в эволюционном плане мотивацией для практики аскезы можно считать собственную самореализацию во благо всего живого.
Одной из самых коварных опасностей, которая подстерегает практика, решившего соблюдать аскезу, является безгранично возрастающая гордыня, которая подкрепляется энергией тапаса. В результате того, чтобы направить высвобождающуюся энергию в «позитивное русло» у практикующего аскезу существует огромная вероятность «слить» всю наработанную энергию на ещё большее укрепление своего чувства собственной важности, утрачивая на время или навсегда путеводную нить, ведущую к самореализации.
Чтобы не допустить развития такого сценария, стремитесь не демонстрировать публично ваши аскетические практики и поменьше говорите о них окружающим, а направляйте плоды практики на благо Всевышнего и всех живых существ – это элементарная техника безопасности, которая поможет Вам не сбиться с Пути.
Аскеза «продвинутых» йогов
Иногда некоторые аскетические практики, которые выполняют «йоги со стажем» могут показаться обычному человеку как минимум непонятными, а чаще всего просто абсурдными. Например, рядовой человек, скорее всего, не сможет понять собственным умом, для чего йог уходит в пещеру, отказываясь от еды, длительное время пребывает в одной позе, сохраняет молчание и совершает ряд других нестандартных действий.
Чтобы это понять, нужно осознавать, что человек, длительно практикующий йогу, уже постоянно находится в «аскетическом фоне» и ему, чтобы получить дополнительный импульс к развитию осознания, необходима дополнительная энергия, которую как раз таки и даёт более сложная аскеза. Поэтому не судите по внешней форме то, что делает человек, лучше спросите у него, для чего он это делает.
Для человека, который идёт по пути йоги ещё не такое длительное время, самой лучшей рекомендацией к выполнению аскез может служить стремление осознанно и отрешённо реализовывать своё предназначение (дхарму)
Источник: http://slavyoga.ru/askeza-neobhodimyiy-fundament-yogicheskoy-praktiki.html