ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ ДХАРМЫ
Автор: Антон Бухмастов
Родился в 1985 году.
С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.
С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.
Опыт работы с детьми 14 лет.
Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.
Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.
Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.
Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.
Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»
посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации
(продолжение, начало в ноябрьском номере за 2017 год)
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ
PARITARKANA
Тот, кто не задает вопросов,
обнажает
косность своего восприятия.
–Является ли ребенок просветленным существом?
-В основном нет. Ребенок, как человеческое существо обладает потенциалом просветления, но для того чтобы это проявилось необходим рост и жизненный путь. Наличие денег на покупку хорошей вещи не гарантирует покупки хорошей вещи.
На простом языке Просветление – это реализация трех аспектов:
-Освобождение (Moksha). Разотождествление изначального Сознания (Atman) со своими грубыми (Sthulasharira) и тонкими (Sukshmasharira) оболочками. При наличии этого условия ребенок не будет испытывать страдание и дискомфорт при любых дисфункциях физического тела и способностей Ума.
-Всеведение (Sarva-Jñatā). Способность воспринимать абсолютную Мудрость (Prajñāna). Наличие этого условия проявляется в психическом феномене, когда в Уме человека любой вопрос возникает одновременно с ответом.
–Непрерывное счастье (Nirvāṇa).Способность переживать состояние радости «здесь и сейчас» непрерывно.
Если представить что такой ребенок существует, то с самого рождения он сможет вести философские диспуты; не испытывать дискомфорта от отсутствия еды, одежды и тепла; демонстрировать чудесные трансформации физической реальности (Siddhi); а также обладать всепривлекающим обаянием.
–Какую роль играет учитель в жизни ребенка?
-С момента рождения для ребенка существуют все возможности роста. Субъективная, внутренняя реальность проявляет эти возможности в виде конкретного человека – учителя или наставника.
Как таковой, учитель не существует сам по себе, отдельно от ученика. Это подтверждается тем, что на одного преподавателя разные дети смотрят по разному: одни, как на наставника; вторые как на незнакомого человека; третьи, как на соседа по дому; четвертые вообще его могут не замечать, находясь рядом.
Роль учителя в жизни ребенка легко недооценить и трудно переоценить. Ребенок неосознанно, интуитивно ищет в Учителе тот вкус Ума к деятельности, который заложен в самом ребенке как потенциальная, но непроявленная возможность.
-На что ориентироваться, выбирая преподавателя или направление для развития ребенка?
-Выбор происходит ребенком. Родители осуществляют только поддержку и материальное обеспечение.
Часто родители не могут распознать, что такого интересного ребенок нашел в этом или другом преподавателе.
Существует и другой интересный феномен: когда родители воспринимают определенные качества преподавателя (негативные или позитивные) которых не воспринимает ребенок и наоборот. В данном случае необходимо вооружится применением закона относительности восприятия (Анеканта-Вада), терпением и встать на сторону ребенка. Принять право существования его индивидуальной реальности.
Необходимо позволить ребенку, через его самостоятельный выбор проиграть возможные увлечения разными видами творческой деятельности. Если родители, по каким либо причинам (в основном, по собственным внутренним ограничениям восприятия) занимаются строгим отбором преподавателей и направлений развития для ребенка без учета его мнения, создается риск «доигрывания» детских не отработанных сценариев во взрослой жизни, в то время когда это уже не приносит никакой пользы.
-Откуда в ребенке возникает так много желаний и увлечений? Почему он постоянно хочет заниматься чем-то?
Следует знать, что желание перенимать определенный вкус к деятельности – это такое же желание (Kāmyā), как и все остальные. Все желания в виде семян (Bhija) пребывают в хранилище нашей памяти (Citta). Подобно тому, как растение нельзя уничтожить, просто срезая верхушки, так и желания невозможно искоренить, просто запрещая их.
Практика Йоги искореняет желания двумя основными способами:
1.Реализация желания на опыте (Samskaranaṁśa) > соединение с Осознаванием (Vyākaraṇa) > постепенный отказ через практику Аскетизма (Tāpasya) и самоисследования (Atmavicara) > замещение на более возвышенный вкус (Nimayarasa).
2.Cамоосвобождение через искусный метод Растворения (Pratyāhāra, Layayoga).
Для ребенка, ни один из описанных методов, как постоянный не подходит, так как Осознавание и воля для аскетизма не развиты. Является ли тогда ловушкой, что именно период детства характеризуется большим количественным «прорастанием» таких семян через проявления маленьких и больших «хочу»?
Природа осуществляет естественный механизм саморегуляции. Из прошлой жизни ребенок тянет груз различных умственных тенденций (Vasanā) впечатлений (Samskara) и желаний (Kamya), которые в будущем потенциально не принесут особенной пользы. Память проявляет их в раннем детстве новой жизни, пока в ребенке есть легкость восприятия и естественное самоосвобождение (Sammukti). Через увлечения и игру ребенок неосознанно проживает и «растворяет» настоящие обширные области своей кармы. Этот механизм работает примерно до 14 лет.
Таким образом, проросшие «растения» желаний будут растворены игровым опытом реализации – мальчик, наигравшись в «войнушки», не станет настоящим солдатом; а девочка, поиграв в детстве в танцы – не будет увлечена стрип-пластикой или другими отвлекающими активностями нижних центров во взрослой жизни.
Работать с желаниями ребенка – это самое сложное искусство на пути воспитания, требующее очень тонких и понимаемых методов. Ни одно желание и увлечение ребенка не является случайным. Ребенок никогда не начнет следовать чему-то или хотеть чего-то, просто потому что он где-то об этом узнал или случайно увидел. Наоборот, наличие внутренних тенденций Ума к переживанию определенных впечатлений создают подходящую ситуацию в окружающем пространстве для переживания этих впечатлений.
– На чем должны строиться отношения Учителя и Ученика?
– Отношения учителя и ученика строятся через «принцип Гуру» – самоузнавание возможностей роста в Учителе со стороны ученика; и самоузнавание Естественного состояния в Ученике со стороны Учителя.
Связь Ученик-Учитель не складывается здесь и сейчас, а идет из далекого прошлого. Эта связь присутствует в общей реальности ребенка и преподавателя, родители могут быть вне этого тоннеля отношений, вне этого кармического видения.
– Как влияет на качество образования дистанционное обучение?
– Воспринимать только то, что близко, или только то, что далеко – это привычка Ума. Любое правило восприятия – это допустимое нами же самими ограничение. Дистанционное обучение подходит тем, кто хочет обучаться дистанционно. Некоторые реализованные йоги предпочитают поддерживать связь со своими учениками через тонкое тело, не встречаясь с ними и не используя для этого возможности физического тела.
Однако детям, конечно же, будет интересен «живой и подвижный» преподаватель похожий на них самих, а не застывший персонаж с экрана пусть даже похожий на Будду.
Дополнительно следует понять, для чего следует использовать дистанционное обучение. Дистанционное обучение подходит для передачи, обмена информацией. На расстоянии мы можем кого-то слушать, или что-то слушать только для формирования Воззрения, теоретической части.
Если же мы захотим привнести теорию в практику на уровень метода и поведения, то нам понадобится живое руководство, очный контакт с источником. Дистанционное обучение не призвано корректировать Метод и Поведение. И так же невозможно проверить применение заявленных методов в относительной, повседневной реальности, если человек передает их дистанционно. Следуя указаниям дистанционного «Гуру», мы увлекаемся очередной иллюзией восприятия через органы зрения и слуха.
-Почему маленькие дети до 5 лет часто ведут себя как животные – не понимают происходящего, не контролируют свое поведение?
-Просветление – это возможность Сознания, а не тела. В ребенке есть Сознание, которое может стать Просветленным, но есть и другие оболочки (грубые и тонкие). Активность Муладхара чакры – естественно проявляется в детях, как поведение животного: желание есть, спать, комфортных условий. При том, что рассудочный Ум (Manas), который контролирует эти процессы, еще не развит.
С другой стороны Муладхара чакра – это проявленная память, которая и формирует грубое тело (Sthulasharira) необходимое живому существу (Jīva) для пребывания в относительном мире. Поэтому следует быть осторожным с любыми манипуляциями и укрощениями животной природы в маленьких детях.
Видеть в ребенке потенциал Будды, или видеть в ребенке проявленный мир животных – это выбор. Стакан наполовину пуст или наполовину полон. В каком выборе больше сочувствия и возможностей роста? Осознанно или неосознанно, мы выбираем то воззрение, которое приносит больше счастья и понимания в нашем кармическом видении.
–Ребенок не хочет одеваться, постоянно бегает голый, что с этим делать?
-Для младшего возраста это нормально – нужно смотреть в какой ситуации это происходит – если ребенок ведет себя так в более старшем возрасте (после 6 лет) – он может причинять кому-то ментальное страдание – т.к. в целом у нас «одетая культура». В этом случае нарушается принцип Ахимсы.
Нет ничего плохого в том, что он раздет или в том, что он одет. Вопрос в ситуации. Вопрос в том – как его действия влияют на окружающих – приносят они кому-то вред и страдания или приносят радость или являются нейтральными.
–Ребенок не признает авторитет духовных наставников, разве это не препятствие для его развития?
-Почему детям не нужен Бог? Потому что их любят родители. Вообще замечено, что здоровый, естественный, счастливый ребенок, которого искренне любят родителя не нуждается в богах и суевериях и религиозном утешении.
Что касается наставников, то понимание какого-либо человека, как наставника является субъективным восприятием. Это наше личное, взрослое переживание своей реальности в пространстве собственного Ума.
Практика искусных родителей – знакомиться с учителями ребенка, а не навязывать ребенку своих учителей.
Каждый ребенок сам выбирает себе наставника в соответствии с необходимость развиваться. Никто не становится кому-то учителем искусственно. Только благодаря связи (Yukta) и самоузнаванию (Pratyabhijñā). Как проверить существует ли связь? Ребенок находится естественно и с интересом рядом с человеком, с которым у него есть связь.
–Если семейная традиция диктует определенные правила, а ребенок не слушается и не следует этим правилам, как к этому относиться?
-Приоритетом должно оставаться состояние ребенка, а не стремление родителей заставить ребенка следовать традиции, даже если эта традиция «высоко духовная» или «истинная». Необходимо всегда следовать принципу ненасилия (Ахимса – непричинение страдания поступками Тела, Речи и Ума).
Делайте то возможное, при котором ребенок не будет испытывать страдания.
Допустим, ребенок уже подошел к возрасту Ученика (6-7лет) и по непонятной никому причине отказывается спать отдельно от родителей. В данному случае, приоритетом для решения ситуации должно оставаться состояние и переживания ребенка, а не психологические правила. Если вы не можете выявить причину сложившейся ситуации, то вы не сможете и решить эту ситуацию гармонично. Это подобно тому, как выписать лечение не зная диагноза пациента.
Любые страдания ребенка, это очень сильные впечатления для нашего Ума, которые труднорастворимы даже продолжительной практикой. Такие впечатления, будучи оправданными, все равно осядут в хранилище памяти, в Подсознании очень весомыми причинами, которые прорастут в большие следствия.
В будущем, эти следствия так прорастут, что будут несопоставимы с мимолетными результатами, которых Вы достигли сейчас, «вгоняя» ребенка в норму поведения, традицию или норму вашей философии.
Всегда необходимо избегать насилия, обмана и манипуляции. Если не нашлось подходящего метода чтобы привести ребенка к «нужному» состоянию – оставьте все как есть, чтобы не причинять страдания. Со временем все станет на свои места. Свойство Природы Ума любого ребенка – это неотвратимая тенденция к взрослению.
-Если качество отношений с ребенком не устраивает? Разве можно добиться гармонии родительским бездействием и безразличием?
-Оставить все как есть – это значит оставить ребенка в покое и начать работу над собой самим родителям. Ребенок не умеет впадать в анабиоз, и его процессы восприятия непрерывно происходят, это и называется естественной тенденцией Ума к взрослению.
С другой стороны неопытные родители постоянно пытаются вмешиваться в его внутренний мир. Безразличие это крайность состояния. Бездействие – это крайность деятельности. Но также есть и третья крайность – сверх-опека, при которой родители не бездействуют, но начинают запрещать ребенку проживать необходимый опыт. В этом случае, процесс взросления тормозится еще сильнее, чем от бездействия. Обычно сверх-опека сопровождается такими бытовыми замечаниями: «Ну зачем тебе в это ввязываться, это же опасно?», «останешься дома, без тебя разберутся!», «не делай этого, это слишком трудно для тебя», «ты еще маленький» и прочие ограничивающие ситуации реплики.
–Что такое долг перед родителями? Должны ли дети родителям?
-Необходимо следовать естественной природе вещей (Saha-jasthti), естественная природа вещей относительного мира, мира поведения и действия – это вектор, направленный из настоящего в будущее. То есть, мы можем развиваться только «вперед». Исходя из этого – отдать долг родителям невозможно. К тому же бывают ситуации, когда у человека есть свои дети, но уже нет своих родителей, означает ли это, что такой человек вечный должник? Решение вопроса в изменении взгляда: то, что дети должны родителям, они отдадут своим детям или через служение чужим детям. Такова природа вещей. Это позволяет правильно разграничить ответственность.
-Как научить ребенка быть добрым?
-Сначала необходимо самим разобраться, что такое доброта. Как это понимают сами родители. Исключить случаи, когда под одним термином прячется целый слой запутанного восприятия и подмены понятий. Йогический подход практикует доброту через Ахимсу и Самоотдачу (Seva). В этом необходимо разобраться самим родителям.
-Ребенка достают в школе, в чем причина и какой выход из ситуации? Следует ли вмешиваться?
-Одного ученого, который не любил ходить по гостям, пригласили однажды на званый вечер. Спустя время его друг заметил, что пока идет банкет, тот растерянно ходит по залу.
-Что Вы делаете? – спросил друг
-Ищу выход! – ответил ученый.
Любая светская школа не будет избавлена от таких недостатков. Потому, что в светской школе в принципе не существует понимания вопросов Ахимсы. Следует разобраться, почему ребенок вообще находится в такой ситуации. Вмешиваться следует в ту область ситуации, которая не является решаемой силами самого ребенка.
Важно учитывать гендерный аспект вопроса. Никогда не следует пренебрегать чувствами, эмоциональным состоянием и настроением девочки в пользу получения образования. Никогда не следует потакать чувствам, эмоциональному состоянию и настроению мальчика, в пользу избегания негативного опыта и трудностей, связанных с получением образования.
-Что такое социальная адаптация? Должен ли ребенок пройти социальную адаптацию через сад или школу?
-Посмотрим на определение термина: «Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, на физическом, психологическом и социальном уровне… Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности».
Из сказанного видно – чтобы адаптироваться к ситуации, индивид, в нашем случае ребенок, УЖЕ должен уметь:
-АНАЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИИ – т.е. использовать рассудочную деятельность Ума основанную на логике сопоставления (Manasa nyaya). Анализ ситуации подразумевает также жизненный опыт.
-ОСОЗНАВАТЬ СЕБЯ «свои возможности», уметь включать функцию Осознавания (Caitania).
-УМЕТЬ т.е. иметь отработанный и подходящий Метод (Upaya).
-УДЕРЖИВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ для достижения цели (Sankalpa) – на уровне Тела, Речи и Ума удерживать баланс сбивающих Пран (Мешающие активности Мыслей и Чувств). Как минимум это достигается с помощью однонаправленности Ума – Концентрации (Dharana).
-ПОНИМАТЬ ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ – т.е. в полной мере иметь Различающее видение (Viveka) относительно Основы-Пути-Плода – т.е понимать исходные данные, конечный достижимый результат и путь, как к этому прийти (Самбандха-Абхидея-Прайоджина).
Другими словами Социальная адаптация это, процесс приспособления, который возможен при УЖЕ СФОРМИРОВАННЫХ НАВЫКАХ и качествах Ума.
Дополнительно необходимо знать, что процесс адаптации ребенка в детском саду или школе будет непосредственно влиять на:
-физическое тело ребенка (Annamaya Kosa) – приспосабливать анатомическую структуру под ситуацию (необходимость «правильно сидеть», «правильно держать ручку» и т.д.).
-энергетическое тело (Pranamaya Kosa) – перенаправлять и приспосабливать непрерывный поток внутренних естественных природных тенденций (Прана) под ситуацию («не делать то, делать это») без учета естественной природы потребностей (Saha–ja tattva).
-тело мыслей (Mannomaya Kosa). Формировать отношение и эмоции ребенка к определенным действиям извне, посредством выработки неосознаваемых рефлексий. («Быть хорошим», «не быть шумным» «не думать плохо»).
-тело Знания (Vijnanamaya Kosa) – формировать определенный набор жестких идей и ограниченного восприятия об окружающем мире («Человек произошел от обезъяны», «Земля единственная населенная планета», «сейчас 2016год н.э.») без опытного переживания.
Подведем итог: Очевидно, что ребенку необходимы условия для раскрытия возможностей Тела, Речи и Ума. Социальная адаптация по своему определению не решает эту задачу. Социальная адаптация без побочных эффектов возможна в случае уже сформированного понимания природы реальности. Социальная адаптация – это не процесс формирования понимания природы реальности.
Социальная адаптация влияет на тонкие оболочки восприятия и проявления ребенка, которые в современном светском институте воспитания (сад-школа-вуз) не учитываются.
Использование социальной адаптации, как метода для формирования личности ребенка в раннем возрасте будет иметь обратный и необратимый эффект.
В социальную среду ребенок может адаптироваться с возраста, к которому он уже укрепил Восприятие Ума, рассудочную деятельность, Осознавание, и умение контролировать свое поведение.
Определяющим фактором для начала взаимодействия с обществом является не возраст, а уровень восприятия и Сознания ребенка.
-Как приучить ребенка к труду?
–Сначала необходимо ответить на вопрос, «для чего это делать?». Уберите логику Ума, и включите логику Сердца. Если вы хотите, чтобы ребенок не был лентяем, и успешно осуществлял свое служение обществу, то следует учитывать важную деталь. В основном бывают дети из двух типов семей: неблагополучные малообеспеченные семьи и благополучные, обеспеченные семьи.
Для детей первого типа трудотерапия уместна, поскольку будет способствовать сдерживанию негативных внутренних предрасположенностей, и закалке характера.
Для детей второго типа лучше использовать принцип служения и Самоотдачи – найдите детский дом, или приют, совместно с детьми помогайте нуждающимся. Трудотерапия только на благо благополучной семьи будет усиливать Эгоизм.
Третий момент, связанный с трудовым методом воспитания связан с тем, что условие обязательного труда и манипулятивное поощрение этого труда со стороны родителей для девочки является пагубным фактором становления личности и проявляется в следующей негативной последовательности:
1.(в детстве) не может поверить, что ее любят просто так, безусловно, как будущую хранительницу очага и будущую мать>
2.(во взрослой жизни) искаженно воспринимая свой образ, притягивает в жизнь таких же обусловленных этим восприятием партнеров мужчин>>
3.(во взрослой жизни) будет искать способы и деятельность для заискивания и подтверждения необходимости своего присутствия и значимости>>>
4.(в будущей семье) в результате такой «борьбы за существование» сама теряет силы и перестает проявлять свое естественное состояние через Любовь (теряет женственность)>>>>
5.становится ненужной как женщина, спутница, мать.
Вообще говоря, метод увлечения детей через их участие в труде требует очень искусного подхода к реализации. Явным признаком удачного примера трудотерапии является то, что родитель способен привлечь к труду не только своих детей, которые в данном случае являются «заложниками ситуации», но и чужих детей с «соседнего» двора. Такой родитель, должен иметь положительный ответ на вопрос: соберутся ли на мои призывы работать бесплатно, на «общее благо» чужие, разные и не мои родные дети? Если родитель проповедует истинные принципы воспитания, то в первую очередь это подразумевает, что на них естественным образом откликнутся и не только его родные дети.
-У кого много детей и так знает, как правильно поступать, без всяких теорий!
-Возможно, что это глубочайшее заблуждение. Потому что известны случаи, когда из многодетных, неблагополучных семей выходят люди и занимают криминальную нишу в социуме. А также известны случаи, когда дети собираются вокруг бездетных воспитателей и открывают через них дорогу в будущее.
-Для чего нужна сложная теория и философия воспитания?
-Мы все хотим быть счастливыми, ошибки в поведении сегодня – порождают страдание завтра. Чтобы не допускать ошибок – мы изучаем теорию и проводим ее в практику изученными методами. Обычно истинная философия воспитания является очень простой, но из-за отсутствия наших личных качеств и мудрости она кажется очень сложной. В данном случае, всю философию воспитания в дхармической традиции можно упростить до одного принципа: родители обращают внимание на свое поведение рядом с ребенком, а не на поведение ребенка.
-Генная наследственность противоречит перерождению.
-Наследственность не противоречит перерождению, потому что к детям приходят похожие на них родители, но дети проживают свои жизненные программы.
-В чем причина неуважения к родителям?
-Причина в том, что никто не знает, что такое уважение и как с этим работать. Исторически, выросшие дети не уважают родителей, потому что родители не уважали их детство. В текстовом варианте это можно выразить повседневными родительскими фразами: «будешь это делать, потому что я так сказал!», «Ты еще маленький, поэтому слушай родителей», «мы тебя кормим, поэтому делай, что говорят (или не делай, что не говорят)».
Сначала следует разобраться, что такое уважение. Уважение – это дистанция, которая позволяет людям не страдать от взаимного присутствия. Уважать – значит не наступать другим на ноги. Уважать – значит соблюдать принцип Ахимсы по отношению к окружающим. Таким образом, уважение – это не услужливое простирание перед старшими. Все ситуации, когда мы причиняем вред страдания поступками тела, речи и Ума являются неуважительным проявлением. И это в меньшей степени зависит от соблюдения ритуалов (приветствие, прощание, рукопожатия, поздравление с праздниками).
Уважение к родителям – естественное состояние со стороны детей. Посмотрите на себя глазами ребенка – вы большой, сильный, умный, и от вас все зависит. Наверняка ребенок вас уважает, но не умеет это проявлять. Возможно, вы путаете уважение с чем то другим. Если вы боитесь, что ребенок вас не уважает – то необходимо разобраться в природе своего страха, а не в действиях ребенка.
-Если воспитание – это образ жизни родителей, то не лишают ли родители ребенка его личного выбора, навязывая свой образ жизни?
-Во-первых, мы уже знаем, что такое в-ос-питание – и это не образ жизни. Во-вторых, ребенок действительно выбрал родителей с их стилем жить, и еще гораздо раньше своего рождения. В-третьих, если ваш пример жизни основан на высоком вкусе, большой самоотдаче и наполнен переживанием счастья, то ребенок будет рад впитывать это через радость и счастье от Вашего присутствия. Другими словами, если вы на верном пути, то ребенок будет следовать за вами на этом пути, это его естественное стремление учиться быть счастливым.
-Как убрать самолюбие и эгоистичность в ребенке?
-Если мы считаем «наказание-принуждение-запрещение-манипуля-ция» неэффективным методами, то у нас остается не так много возможностей – ПРИМЕР и диалог. Обращаясь к внутреннему инструменту Ума, мы должны понять, что Эго, как необходимый элемент взаимодействия с окружающим миром нельзя уничтожить. Тогда вопрос состоит в том, как его подчинить служению. Это возможно, если повседневно привлекать детей к совместным действиям, направленным на служение и самоотдачу.
-Зачем нужна школа, что она дает что отнимает?
-Современная школа дает знания и навыки относительного мира. Не больше и не меньше. В процессе обучения развивается память, ум, усиливается Эго. Все это не связано с умением достигать необусловленное счастье.
В философском понимании, с точки зрения Йоги внутреннего пути, современная школа закрепляет в ребенке все 16 узлов неведения (Vidyagrantha). Но это часть реальности ребенка, которую не следует пытаться изменить. Если в ребенке нет тенденций к проживанию этого опыта, то современная школа в его восприятии просто не проявится, причем без ваших усилий к этому.
Для углубления справочных знаний, перечислим 16 узлов неведения, которые являются препятствиями к просветленному состоянию Ума:
1.Ложное представление «я есть физическое тело».
2.Этернализм – мир существует отдельно от меня.
3.Ложное представление о себе, как о своих мыслях, чувствах, желаниях (Ahamkarabuddhi).
4.Ложное понимание мира, как зависящего от моего вмешательства (Kartridvabuddhi).
5.Непонимание относительности характеристик и ценностей всех явлений.
6.Ложное восприятие реальности, через привычку делать о ней какие-то выводы (Manasadrsti).
7.Нечистое видение – понимание явлений через негативное восприятие (Ashuddhavidya).
8.Состояние отсутствия внутреннего человеческого достоинства и благородства. Теория эволюции от обезьян.
9.Отсутствие единого вкуса. Запутанность в многообразии явлений и вкусов деятельности.
10.Нигилизм – понимание мира, как лишенного глубокой духовной организации.
11.Тройное нераспознавание принципа пространства: как пространства Ума, как зависящего от Ума, как пустотной основы всех явлений.
12.Схваченность человеческим пониманием мира (Lokadrsti).
13.Ложное понимание жесткой связи причин-следствий. Непонимание неоднозначности этих связей.
14.Ложное понимание времени, как разделенного на прошлое-настоящее-будущее.
15.Ложное понимание законов природы, как неуправляемых.
16.Ложное разграничение своей воли от воли космического Абсолюта.