884 индо-буддийских махасиддха (и 9 натхов)
Махасиддхи (санскр. «mahāsiddha», тиб. «grub thob chen po, grub chen» – «великий совершенный», великий святой, обладающий божественными сверхъестественными силами) — традиционное название йогинов в индуизме и буддизме, достигших в процессе духовной практики, сверхспособностей (сиддхи). Это тантрические йогины и святые Индии, особенно почитаемые в странах распространения тибето-монгольского буддизма. Они были прежде всего практиками, йогинами, которых интересовало именно скорейшее достижение религиозной цели, а не схоластические тонкости интерпретации Дхармы и ставшие самоцелью бесконечные дискуссии о них в монастырских центрах.
Йогины-махасиддхи не связывали себя принятием формальных обетов, вели свободный образ жизни и даже внешне, своими длинными волосами (а иногда и бородами), отличались от бритых монахов… Не имея догматических предубеждений, они свободно общались с такими же, как и они индуистскими йогинами, презревшими ограничения брахманской ортодоксии, что приводило к неограниченному обмену идеями и методами йогической практики. По-видимому, именно в этой среде и формировались приёмы и образы, характерные для тантр класса наивысшей йоги (расцвет движения махасиддхов – X-XI века), усвоенные много позднее и в не совсем полном объеме и монастырским буддизмом.
В традиционных текстах говорится, что махасиддхов бессчетное множество, при этом поименно перечислены 84 махасиддха. Когда Буддизм пустил корни в Тибете, индийские сиддхи поддерживали важнейшие связи между Тибетом и Индией, дав начало линиям, которые продолжаются в Тибете и в настоящее время.
Востоковед Евгений Торчинов давал следующее описание махасиддхов:
В образах махасиддхов (Наропа, Тилопа, Марпа и др.) много гротескного, юродствующего, порой шокирующего среднего обывателя с его расхожими представлениями о святости и благочестии. Это были прежде всего практики, йогины, которых интересовало именно скорейшее достижение религиозной цели, а не схоластические тонкости интерпретации Дхармы и ставшие самоцелью бесконечные дискуссии о них в монастырских центрах. Йогины-махасиддхи не связывали себя принятием формальных обетов, вели свободный образ жизни и даже внешне, своими длинными волосами (а иногда и бородами), отличались от бритых монахов (интересно, что и сейчас во время совершения тантрических ритуалов в дацанах Монголии и Бурятии ламы-монахи надевают на свои бритые головы парики с характерной прической йогинов Ваджраяны). Не имея догматических предубеждений, они свободно общались с такими же, как и они, индуистскими йогинами, презревшими ограничения брахманской ортодоксии, что приводило к неограниченному обмену идеями и методами йогической практики.
Описание Андросова В.П.
Махасиддха – “великий совершенный провидец”, это йогин или йогиня Ваджраяны, предпочитавшие совершенствоваться вне стен монастыря, порывая с традиционными нормами поведения и монашеского и мирского. Традиция культового отношения к таким йогинам сложилась, по всей видимости, в VIII веке. Следуя правилу “не соблюдать никаких условностей”, махасиддха является совершенно бесстрашным эксцентриком, и в то же время выдающимся мастером искусных средств (упайя) духовного освобождения, обладателем сверхъестественных сил и способностей, зачинателем новых тантрических ответвлений, совершенным йогином. Считается, что махасиддха достиг состояния недвойственности (адвайя) блаженства и пустоты.
О махасиддхе образно говорят, что “вся его речь есть мантра, след его ноги есть мандала, любой его жест есть мудра и весь его ум есть дхьяна“. Известны два списка из 84 махасиддхов – в “Чакрасамвара-тантре” и “Калачакра-тантре”. В их число входят и великие мыслители буддизма: Нагарджуна, Шантидэва, Наропа, Сараха, и йогины, не оставившие письменного наследия, и адепты-женщины VIII-XII вв.Элиаде Мирча в книге «Йога: бессмертие и свобода», пишет о 84 махасиддхах и 9 натхах:
…В «Хатха-йога прадипике» (I, 5-9) содержится перечень махасиддхов, возглавляемых Адинатхой (мистическое имя Шивы); он упоминает Матсиендранатха, Горакшу, Капалу, Чарвати и др. До нас дошли и другие, более или менее полные перечни, однако в них редко совпадают имена сиддхов. Эта путаница усилилась еще больше от сращивания традиций сиддхов и сиддхачарьев, родственных сахаджа-буддизму. Некоторые имена — особенно Матсьендранатх, Горакхнатх, Нагарджуна, Капала, Чарвати и др. — встречаются достаточно часто. Можно заметить, что, кроме Матсьендранатха и Горакхнатха, самыми важными сиддхами считаются Нагарджуна и алхимики (Чапари, Чарвати и др.).
Число 84 не соответствует исторической реальности; это число мистическое, засвидетельствованное во всех индийских традициях — индуизме, буддизме, адживике, джайнизме. По всей видимости, оно выражает совершенство, целостность. Иными словами, 84 сиддха своим количеством могут представлять «целостность учения». Что касается 9-ти натхов, то и их число тоже символизирует единство учения. «Горакшасиддханта-санграха» ссылается на два тантрических текста, ясно демонстрирующих этот символизм: так, «Содаша-нитья-тантра» говорит, что 9 натхов проповедовали тантру в разных космических периодах, а «Тантра-махарнава» сообщает, что 8 натхов пребывают в направлениях восьми сторон света, а девятый — в центре. Иначе говоря, учение излагается этими 9-ю наставниками во все времена и в любой точке пространства. Натхи, особенно Матсьендранатх, Горакхнатх, Чарпати, Капала, появляются и в списках 84-х сиддхов. Можно видеть здесь, как сливаются в одно целое тантризм сахаджии (как индусский, так и буддийский), алхимия (Нагарджуна, Чарпати), хатха-йога (Горакхнатх) и капалика: их представители включены в списки и 9-ти натхов, и 84-х сиддхов. Вполне возможно, это даст нам ключ к пониманию символики натхов и сиддхов: в некоторый период (возможно, между VII и XI вв.) произошло новое «откровение», провозглашенное теми наставниками, которые утверждали, что не создают какую-то совершенно иную систему по сравнению с их предшественниками (отождествленными с Шивой или с Ваджрасаттвой?), но лишь заново истолковывают вечные учения, применяя их к нуждам того или иного времени. Одним из важнейших моментов этого «откровения» было то, что оно окончательно завершило синтез элементов ваджраяны и шиваитского тантризма, магии, алхимии и хатха-йоги. В известной степени это было продолжением тантрического синкретизма. Но некоторые натхи и сиддхи сильнее своих предтеч подчеркивали ценность магии и йоги как средств, пригодных для достижения свободы и бессмертия. Именно этот аспект их учения поражал народное воображение; мы до сих пор встречаем его отклики в фольклоре и местных литературах. По этой причине последнее и представляется нам как имеющее немалую ценность для исследования…
Список 84 махасиддхов:
(в различных традициях свой список махасиддхов)
1. Аджокипа
2. Ананга
3. Асанга
4. Ачинта
5. Бабхахи
6. Бхадрапа
7. Бхандхепа
8. Бхиксана
9. Бхусуку, или Шантидэва
10. Винапа
11. Вирупа
12. Вьяли
13. Гхандхапа
14. Горакша
15. Горура
16. Дарика
17. Джайянанда
18. Джаландхари
19. Домбипа
20. Дхармапа
21. Дхахули
22. Дхокарипа
23. Дхомбипа
24. Индрабхути
25. Йогипа
26. Калакала
27. Калапа
28. Камбала
29. Кампарипа
30.Канакхала
31.Канкана
32.Канкарипа
33.Кантали
34. Канхапа
35. Капалапа
36. Карнарипа
37. Кирава
38. Кокалипа
39. Котали
40. Куккурипа, или Шри Шантибхадра
41. Кумарипа
42. Кучипа
43. Кхадгапа
44. Кхандипа
45. Лакшминкара
46. Лилапа
47. Луйипа
48. Лучика
49. Манибхадра
50. Махипа
51. Медхина
52. Мекопа
53. Мекхала
54. Минапа
55. Нагабодхи
56. Нагарджуна
57. Налина
58. Наропа
59. Нигуна
60. Панаха
61. Панкаджа
62. Пачари
63. Путали
64. Рахула
65. Сакара
66. Самудра
67. Сараха
68. Сарвабхакша
69. Тандхепа
70. Тантипа
71. Тенгипа
72. Тилопа
73. Тхаганапа
74. Удхели
75. Чалуки
76. Чамарипа
77. Чатрапа
78.Чауранги
79.Шаварипа
80. Шалипа
81. Чампака
82. Чапарипа
83. Шантаракшита
84. Шантипа
Жизнеописание 84 махасиддхов:
Источники: