Учение Боганатара
В своих работах, в особенности в «Саптакандам», Боганатар говорит о том, что передает людям учение сиддхов открыто, что философия сиддхов доступна всем и любой представитель человечества может свободно принять в ней участие. Согласно этой философии, Бог – это Шива, трансцендентно-имманентная Абсолютная Реальность. Шива является трансцендентным как непроявленный Парашива, неописуемое То, что находится за пределами времени, формы и пространства. В то же время Шива является имманентным, будучи Бытием-Сознанием-Блаженством (Сат-чит-анандой), субстратом первичной субстанции и чистого сознания, наполняющим собой весь мир. Также Шива имманентен как Изначальная Душа (Махешвара), которая совершает пять божественных актов (творение, поддержание, разрушение, сокрытие и раскрытие). Философия сиддхов понимает и постигает мир как проявленное выражение Абсолюта (Парашивы). Он и Творец, и творение. В то время как Абсолютная Реальность неизменна, реальность мира относительна, и он подвержен постоянному изменению. Это не означает, что мир является иллюзией, что он существует в результате неведения или что он не существует вовсе. Важно отметить тот факт, что в традиции сиддханты на майю смотрят не как на классическую аналогию с ошибочным принятием веревки за змею. Наоборот, майя считается проявлением Шивы. Сущность учения такова: Шива является всем и все является Шивой. Такой монистический подход признает создание Богом мира и душ, считая мир не темным, подобным сну, существованием, но реальным, имеющим цель, необходимым и радостным. Тем не менее, сам Бог является Абсолютом, Вечной и Неизменной Реальностью, тогда как его творение или, что более точно, эманация – это относительное, временное, переменчивое. На пути сиддханты достижение Освобождения (мокша, кайвалья) – это обретение совершенной внутренней свободы (сватантрия), т.е. освобождение от сансары, цикла рождений и смертей. Мокша приходит после личной йогической реализации Всевышнего Сознания (Парашивы) и в результате разрушения всех семян кармы. Нет более полной реализации, чем знание Абсолюта. Обретая, в течение долгого времени, опыт, йогин развивается, встречаясь с созданной кармой, ища свою тождественность с Шивой, и в итоге реализует ее. Тогда «джива становится Шивой» и реализуется принцип «Шивохам» («Я есть Шива»). На этом пути йогин проходит через три состояния бытия (авастхи) и четыре ступени (марги). Сакала-авастха, следующая ступень, является периодом телесного существования, циклической эволюцией, переходом из тела в тело, когда джива подвергается дополнительному воздействию энергий майи и кармы, второго и третьего аспектов Тиродхана-шакти. Продвижение через сакала-авастху осуществляется по трем ступеням. Первая носит название ирул (там. «тьма»), когда движущая сила души направлена к мирскому знанию и опыту (пашу-джняне). Следующий период называется марул (там. «смятение»). На этой стадии душа обнаруживает, что стоит между миром и своим Высшим «Я», не зная, какой путь выбрать. Этот этап также называют стремлением души узнать свою природу. Последний этап – арул (там. «милость»). Здесь душа стремится получить милость Абсолюта, начиная свое истинное развитие. Нисходящая милость (Ануграха) является результатом огромного стремления йогина к Высшему «Я». Внешним образом милость проявляется в Гуру. На ступени шуддха-авастхи йог достигает самадхи, обретая внутреннюю реализацию. Крийя – эта регулярное храмовое поклонение (как внутреннее, так и внешнее), благодаря которому углубляется понимание и близость к Богу. Йога-марга является направленным внутрь поклонением, которое ведет к мистическому союзу с Богом. Это регулярная практика медитации под руководством Гуру, благодаря милости которого достигается реализация. Джняна – это божественная мудрость, исходящая из духовно просветленной души. Это погружение разума в благословенную реализацию Абсолюта и, в то же время, отработка кармы. Для сиддхов джняна не является интеллектуальным накоплением знания, верований и точек зрения. Это состояние, обретаемое лишь после реализации. Джняна начинается с шуддха-авастхи. Однако достижение джняны не означает, что духовный поиск подошел к концу и йогин может расслабиться. Восхождение на ступень джняны означает лишь начало гораздо более глубокой трансформации. Йогин теперь должен стремиться к сахаджа-самадхи (саюджья-самадхи) – непрерывному погружению в Единый Источник. Пока он не взошел на эту ступень, его реализация не считается полной. Постепенно разница между Абсолютом и внешним миром форм становится все менее и менее явной, пока йогин не становится самим Богом (Шивой), живущим в постоянном состоянии сахаджа-самадхи, трансцендентно-имманентной реализации Атмана, наполняющего собой всю форму. Такое состояние достижимо лишь с помощью нисхождения просветляющей милости Абсолюта (Ануграхи). Только полное отречение от эго, от обособленности существования может привести к такому нисхождению. Боганатар пишет о том, что самореализация является милостью Высшего «Я», которая нисходит на йогина, полностью отдавшего себя Богу. Милость Абсолюта способна совершить трансформацию даже на уровне клеток грубого физического тела, превратив его в чистое бессмертное тело (Сиддха-деха), плоть которого состоит из чистых элементов. В своем учении Боганатар делает значительный акцент на прямом, личном опыте познания Бога, на восприятии Его везде и в каждом, на познании Бога в самом себе. Он говорит о том, что это достижение становится возможным благодаря практике медитации и Кундалини-йоги(Сиддха-марги, там. «валай маргам»), через поклонение и очищающее усилие, изменяющий разум аскетизм, бескорыстное служение возвышенным идеалам Просветления всего человечества (арруппадай) и, что он особо подчеркивает, благодаря милости Гуру. Средством достижения Освобождения Боганатар называл физическое тело йогина. Сохранение физического тела – не самоцель, но лишь средство для завершения процесса садханы. Боганатар говорит о том, что тело – это священное хранилище и обитель Бога, и о существовании потенциальной возможности жить в физическом теле неограниченный срок. Совершенство тела именуется «кайя-сиддхи». В таком теле развиваются пять тонких чувств (ясновидение, яснослышание и др.), тело становится неуязвимым (ваджра-самхананатва), изящным (лаванья) и красивым (рупа). «Дабы снискать бессмертия в духе, осуществив процесс сплавления,
Должно вначале очистить благословенное тело человеческое». Сиддх Боганатар, «Джняна пуджавиди» (13) Трансформация тела становится бегом наперегонки со временем, поскольку примерно с двадцати пяти лет процессы распада в организме человека начинают преобладать над процессами роста. Чтобы продлить жизнь физического тела на время, необходимое для завершения трансформации его в божественное тело (Сиддха-деха), т.е. до обретения бессмертия, Боганатар говорит о применении методов кайя-кальпа: 1. Алхимический процесс с использованием трех твердых ртутных солей (муппу), приготовленных особыми, тщательно разработанными способами. В «Саптакандам» Боганатара есть ссылка на рецепт приготовления муппу, при введении которого в тело последнее превращается в бессмертное золотое тело. Таким образом, обретение физического бессмертия и золотого тела возможно как с помощью внешних средств, так и благодаря применению тайных эзотерических методов Сиддха-марги (Кундалини-йоги). Сиддхи считали йогические практики своего рода внутренней духовной алхимией – как алхимик превращает металл в золото, так и йогин преобразует свое тело в бессмертное. К внешним путям относятся кайя-кальпа и раса-шастра. «В искусстве чудесной пилюли обретешь желанное бессмертие,
Перейдя за пределы познания Вед к совершенной недвойственности». Сиддх Боганатар, «Аштанга-йога» (18) В одном из текстов практика кайя-кальпы описывается следующим образом. Для ее проведения создается строение по специальным принципам. Йогин употребляет сомарасу (сок мистического растения «сома»), из-за чего в течение семи дней его тело полностью очищается, он теряет в весе и выглядит иссушенным. Кожа становится потрескавшейся и жесткой, зубы, ногти и волосы выпадают, искра жизни в нем поддерживается только сомарасой. На восьмой день его купают в молоке и покрывают сандаловой пастой. С этого момента начинают расти мышцы, появляются новые зубы, ногти и волосы, новая кожа лотосового оттенка. Через некоторое время тело йогина становится молодым, обладающим огромной мышечной энергией и защищенным от воздействия огня, воды, яда, оружия и т.п. Раса-шастра – это наука о ртути и других металлах, которые используются в качестве лекарственных средств. Главная цель использования ртути – обретение совершенного здоровья (деха-сиддхи) для того, чтобы без помех выполнять духовные практики в течение достаточно долгого времени. Расаяна (санскр. «путь сущности») – это процесс омоложения, во время которого йогин может пополнить качество и количество жидкостей тела, т.к. процесс старения ведет к тому, что тело теряет свои соки и жидкости, и, таким образом, вянет. В понятие «деха» (тело) входит пять уровней (пять кош), и терапия расаяны обеспечивает необходимое питание всех пяти кош, а не только физического тела. Для того чтобы убедиться в пригодности обработанной ртути для использования в качестве лекарства, ее испытывают на необработанной ртути и металлах. Если они превращаются в золото, ртуть считается годной для приема внутрь. В середине XX в. в Индии публично проводилась демонстрация подобного действия ртути с превращением исходных металлов в золото святым Шри Кришна Лала Шармой из Ришикеша, о чем есть документальные свидетельства. Этот способ получения золота с помощью ртути носит название лауха-сиддхи. Естественно, что метод трансмутации, использованный этим святым в ходе эксперимента, держится в строжайшей тайне из опасений злоупотребления им. «Говорю о Боге Любви и правителях восьми направлений Вселенной,
О Вишвамитре, Дэвиндре и обо всех небожителях, Утверждаю о Вишну и Васиштхе, О Вьякрамападаре и о восемнадцати сиддхах, Заявляю об Агастье, о шиваитах, И о великих мудрецах и святых Веданты, Свидетельствую об обитателях четырнадцати миров – Все они стали великими, воздавая молитвы нежному лотосу». Сиддх Боганатар, «Аштанга-йога» (22) Здесь «нежный лотос» – это указание на сахасрара-чакру, тысячелепестковый лотос на макушке головы. Сахасрара-чакра является символом духовного раскрытия, расширения сознания и символом незапятнанности (ниранджана) как одного из качеств Абсолюта. С точки зрения энергии, все практики Кундалини-йоги нужны для того, чтобы собрать прану в аджна-чакре, «развязать» узел Рудры в межбровье, устранив самые тонкие двойственные состояния, а затем сделать прорыв в сахасрара-чакру, когда прана полностью освобождается от скованности материей и, влекомая силой Духа, начинает парить свободно в пространстве тонкого тела. Боганатар говорит, что именно путем достижения сахасрара-чакры освободились Вишвамитра, Васиштха, древние риши, восемнадцать тамильских сиддхов, Агастьяр, великие мудрецы и святые Адвайта-веданты и разных школ шиваизма, а также небожители и правители восьми направлений Вселенной (Индра, Агни, Яма, Нрити, Варуна, Вайю, Кувера и Ишана), выступающие охранителями мироздания. Когда прана, прорвавшись через узел Рудры, входит в сахасрара-чакру, йогин реализовывает состояние недвойственности, входит в другое измерение Бытия. «В неподвижности контроль над праной остановит старость,
Превратив смертное тело в свет десяти миллионов солнц, Что будут сиять в продолжение трех вечностей, Желания прогоняя и благость принося». Сиддх Боганатар, «Самадхи дикшай» (8) Когда тело йогина очищено практикой, в нем начинает происходить процесс Чандали, во время которого поток энергии поднимается вверх по сушумне к голове и опускается вниз по передней части тела. Таким образом, энергия начинает циркулировать в теле и постепенно насыщать верхние чакры: лалану, аджну, сому, бинду и сахасрару. При насыщении верхних чакр праной происходит выделение нектара – особой мистической секреторной жидкости, капающей из верхней части мозга (сома-чакры). «Когда вскроешь верхний затвор, обретешь Просветление. Каждодневно концентрируйся и медитируй, пребывая сознанием между бровей; Там ощутишь, как поток эго-сознания иссякает, превращаясь в ничто; Тогда испей сомы нектар – должен ты воочию ощутить и увидеть его; Если сделаешь это, пять чувств победишь, навеки отринешь их прочь; Благословенный нектар амброзии тогда потечет из сомы капля за каплей».
Сиддх Боганатар, «Шива-йога джнянам» (5) В момент выделения нектара в аджна-чакре соединяются ида, пингала и сушумна. В это время йогин переживает сильное блаженство, его тело насыщается нектаром бессмертия, одухотворенной жидкостью, которая очищает энергетические каналы. Когда «тело пьет нектар» оно молодеет, и течение жизни поворачивается вспять. «Дар речи, что зовется языком общения, исходит от пьянящего напитка,
И все внегласное безмолвие исходит от пьянящего напитка, Даже состояние блаженства, именуемое потоком, исходит от пьянящего напитка, Пяти элементов неразрывное единство исходит от пьянящего напитка, И пять форм Шивы, называемых бамбуком, исходят от пьянящего напитка, Блистание всех небожителей святых исходит от пьянящего напитка, Могущественные сиддхи так же, как и святейшие мудрецы (муни) Достигают завершения в том принципе, что является и основанием, и вершиной». Сиддх Боганатар, «Аштанга-йога» (19) Секрет бессмертия в том, чтобы остановить поглощение нектара правым каналом (пингалой) и «солнцем» в манипуре и муладхаре и распространить его по всем энергетическим каналам. Если нектар начинает поглощаться всеми каналами тела, они очищаются. Когда нектар сохраняется в теле, оно неподвластно разложению, старению и смерти. Поскольку Кундалини-йога способствует обретению нектара, в литературе тамильских сиддхов она была названа процессом «подаяния наверху». Далее на пути Кундалини-йоги наступает стадия разогревания мистического огня (шуддхи-ушанам). В это время элемент огня, став сильным, может двигать ветер по каналам, иссушая забивающую их слизь. Достижение йогином этой стадии указывает на то, что им достигнут контроль над энергией, и он может двигать ветер силой только созерцания. Мистический огонь, таким образом, является основой для трансмутации нечистых клеш-пран в праны мудрости и достижения бессмертного тела. «Когда возгорается пламя – огонь сжигает болезни,
наклонности тела и гнев». Сиддх Боганатар, «Шива-йога джнянам» (11) Для достижения стадий капания нектара и разогревания мистического огня Боганатар рекомендует практику пранаямы. В своих произведениях он открывает ученикам несколько различных способов ее выполнения, говоря: «Покончи с заурядным дыханием,
дабы не подошла к концу твоя йога» «Тирумандира Джнянам» (8) Он говорит о том, что практика Кундалини-йоги, в частности, пранаяма, способна привести к состоянию турия, т.е. четвертому состоянию сознания за пределами состояний бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна (там. вишва, тайджаса и праджна). «Скованное узами тьмы тело преобрази в позитивное,
Ты добьешься успеха, развернув телесный поток вспять». Сиддх Боганатар, «Самадхи дикшай» (5) Это достижимо также путем овладения принципом «возвратного потока» (нивритти), который реализуется за счет очищения энергетических каналов, обретения контроля над праной и с помощью технических практик (пранаям и визуализаций). Принцип возвратного потока означает способность йогина направлять течение праны, которая обычно стремится наружу, к чувственным объектам, внутрь центрального канала. В случае овладения йогином этим принципом, энергия, вместо того чтобы вытекать наружу, начинает наполнять сушумну и подниматься вверх, вызывая в теле тонкое переживание пустотного блаженства. Применяя подобный принцип к пяти чакрам, йогин может овладеть пятью энергиями и пятью элементами в своем теле. Очищая каналы, избегая утечек энергии, добиваясь стадий нектара и мистического жара и овладевая принципом «возвратного потока», йогин достигает сахасрара-чакры. Тогда «джива становится Шивой», т.е. йогин становится способен непрерывно находиться в состоянии единства с Абсолютом (сахаджа-самадхи). Сиддха, Кундалини-шакти которого поднялась по сушумне через все чакры и три грантхи и достигла сахасрара-чакры, где соединилась с Шивой (принципом чистого сознания), по-тамильски называют муммула-йогином. Как об определенном методе на пути Кундалини-йоги Боганатар говорит об использовании мантр. «Дабы помазанием тела разрушительную природу времени одолеть,
Должен ты, вслух воспевая мантру, соединить себя с благословенным Нанди; Так утвердишь основу, чтобы повергнуть князя Тьмы (смерть) И тело вознести к блаженному самадхи». Сиддх Боганатар, «Самадхи дикшай» (7) Боганатар рекомендует произносить «Ом Намах Шивайя», священную панчакшара-мантру, повторение которой способно разрушить узы кармы и привести к состоянию самадхи. Нанди – другое имя Шивы. Обычно так именуется белый бык, на котором восседает Шива, являющийся его носителем (проводником) – ваханой, т.о. здесь Нанди отождествляется с телом Шивы или его воплощенной силой, проявленным телом. «Послушай! С любовью говорю я о единой букве,
Невыразимой языком стиха, но постигаемой тотчас в слиянии. Коль станешь воспевать ты каждый день ее, отрекшись от всего, В стремлении радостном укротив медитацией свой ум, Во Вселенной никто не сможет сравняться с тобой». Сиддх Боганатар, «Джняна куттирам» (1) В «Джняна куттирам» («Аксиома мудрости») только одна шлока и она посвящена произнесению биджа-мантры АУМ. АУМ – это истинный божественный звук, который сиддхи называют «непроизносимое» или «немое» слово. Боганатар говорит, что эта биджа-мантра имеет неограниченную силу как средство Освобождения. По мнению сиддхов, научиться Кундалини-йоге и другим эзотерическим практикам можно только у учителей-мастеров или Гуру, знания которых передаются в непрерывной цепи ученической преемственности – парампаре. Роль Гуру, посвящающего в тайны йоги, – важный аспект учения Боганатара. В своих произведениях он неоднократно указывает на необходимость Гуру, достигшего Просветления, который подводит ученика (шишью) к встрече с низшим разумом и к победе над ним. Гуру является источником милости, который поддерживает личную садхану ученика, благодаря чему его духовные силы раскрываются. Так, Гуру Боганатара был Каланги Натар, учителями которого были Тирумулар и Брахмамуни, которых, в свою очередь, обучил Нанди Девар. Все они принадлежали к Кайлайя-варге – традиции сиддхов, где первым Учителем (Гуру) является Шива. У самого Боганатара были ученики Карувурар, Конганар, Пулиппани, Чаттаймуни, Бабаджи Нагарадж и другие. Гуру снимает темноту невежества и ведет своего ученика к Просветлению. Сиддхи в буквальном смысле слова боготворят своих Гуру. Нет иного пути практики йоги, как с помощью Гуру, который может дать в нее посвящение (дикшу). «Дикша» переводится как «наделение силой», потому что в этом процессе Гуру передает ученику всю свою энергию мудрости, наделяя знанием. Он устраняет низшие импульсы и желания, являющиеся преградами для ученика, тем самым освобождая его от пут феноменального мира. Овладение силой приводит к духовному перерождению, означающему полную трансформацию йогина вплоть до клеток физического тела. «Сохрани это – сказал мой гуру Нандисар,
Почитать данный метод он мне повелел; Я сам поручил Конганару всем и всегда путь этот указывать; И он, соответственно, передал от себя этот метод дальше. Естественным образом все сиддхи следуют ему, Прославляя полноту безграничного пространства (веттавели). Никогда не забывай ту, что суть дыхание – Кундалини-шакти, Каждый день совершая ей благое поклонение». Сиддх Боганатар, «Джняна пуджавиди» (4) В этой шлоке Боганатар указывает на понятие «арруппадай» (там.), что означает «указание пути людям». Этот термин был выдвинут Боганатаром на собрании сиддхов, когда ими была принята стратегия и тактика для помощи страдающему человечеству, предложенная Боганатаром. В социальной философии сиддхов понятие «арруппадай» имеет большое значение, т.к. этот принцип отражает убеждения сиддхов, желающих каждому живому существу обрести Освобождение, а также их обет служения человечеству посредством собственного Просветления. Боганатар следует принципу «арруппадай» в двух аспектах. Первый, позитивный, состоит в указании метода Кундалини-йоги, второй, противоположный, аспект – Боганатар предупреждает людей не увлекаться ненужными учениями и методами. «Сон с открытыми глазами» – так говорят сиддхи о состоянии сознания обычных людей. В своих произведениях Боганатар побуждает людей избавиться от иллюзий и потакания желаниям в пользу глубокого непосредственного личного приближения к Истине. Он подчеркивает важность внутреннего поклонения, а не храмового богослужения.
«Оставь двусмысленность двенадцати религий, Уйди от измышлений ритуалов охранительных – Все это майя, они не принесут ничего». Сиддх Боганатар, «Аштанга-йога» (13) Двенадцать религий здесь – это общепринятые религии Индии (неортодоксальные системы: Локаята, Джайнизм, Вайбхашика, Саутрантика, Йогачара, Мадхьямика и ортодоксальные: Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога, Пурва-миманса и Веданта). Боганатар, следуя принципу «аррупадай», предупреждает людей о том, что слепое следование этим религиям не приведет к Освобождению. «Духовное невежество, что сеют религии,
закрывает путь к слиянию». Сиддх Боганатар, «Аштанга-йога» (14) В «Саптакандам» (II, 429-435, 475-477) Боганатар утверждает, что его труды по Сиддха-марге (Кундалини-йоге) и медицине отличаются от более ранних работ сиддхов тем, что он ничего в них не скрывает, они написаны простым языком, дабы показать истинный смысл медицины и йоги сиддхов, хотя из-за этого другие сиддхи были недовольны и подвергли его критике. Боганатар ставит глобальные, великие цели в практике и призывает людей к бесстрашию в их осуществлении. Как великий сиддх, он не имел ограничений в сознании, поэтому мог свободно оперировать категориями времени и пространства, а также законом причин и следствий. «Узри отныне, что спадают неодолимые оковы кармы
И тело Света будет жить в грядущей череде эонов». Сиддх Боганатар, «Самадхи дикшай» (10) Истинная духовная практика сиддхов – это всегда нечто, что полностью устраняет ограничения, открывает новые горизонты и дает возможность совершенно изменить представление о себе. Только такой подход к духовной практике является подлинным. |