Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
Раздел реальность другого мира
Глава 38
Время для джняни
«Многообразие времени, пространства, материи, энергии и ощущения существует только в не существующем непонимании».
Йога Васиштха, гл. 6.21 «История Кундаданты»
Джняни пребывает в той области, где время еще не начало свой ход, ибо его сознание неподвижно и пребывает в недеянии.
Оно существует там как непроявленная возможность, вибрация, потенциал движения, а не как объективный факт. В этой области прошлое еще не отделилось от будущего, а будущее от настоящего. Время здесь подобно семени, которое еще не начало расти.
Это мир, в котором время и пространство как бы схлопнуты в трансцендентную точку. Джняни един с этой точкой, поэтому он знает, что время будет течь туда, куда ему укажет движение, вибрация в его чистом сознании (кала спанда).
Джняни, действуя из этой точки, своей волей может ускорять, замедлять, останавливать время, давать ему обратный ход, пускать его по кругу или создавать силой намерения области (локи), где время течет по-разному. За мгновение джняни может прожить события многих тысяч лет. Тысячи лет для него могут промелькнуть как секунда.
Джняни путешествует подобно вечному бессмертному страннику по запутанным, бескрайним лабиринтам времени, не зная привязанности, понимая, что время и миры, в которых оно движется, иллюзия, подобная трюку фокусника, миражу.
Прошлое для джняни
«Когда нет того, кто помнит, может ли быть память? Память, возникшая в сознании (из прошлых ощущений и чего бы то еще) проявляется как этот мир ».
Йога Васиштха, гл.4 «О существовании»
Момент обретения знания это как бы второе рождение, или рождение совершенно нового существа в теле джняни, которое имеет мало отношения к той личности, которая переживала прошлые события.
Поэтому у джняни нет прошлого. Нет истории, ибо он пребывает в том источнике, из которого исходит история – любые события, явления. Его прошлое может меняться в зависимости от намерения.
Поскольку весь мир не реален для джняни и подобен воображению, то и прошлое джняни иллюзорно и видится как игра его собственных мыслей. Оно многовариантно и не раздельно с настоящим и будущим. Это просто поток самскар – мысленных впечатлений, воспоминаний и отпечатков, хранящихся в архивах читты.
Прошлое не довлеет над джняни, ибо у него нет самскар, по крайней мере, привязанности к ним, а значит, нет и памяти о прошлом в том виде, как она есть у обычных людей. Поскольку он не связан памятью, все прошлое для джняни видится так, как если бы оно было сном шуткой, миражом. В потоке сознания джняни нет истории.
Важность всех событий прошлого исчезает, когда обретено знание Абсолюта – джняна. Джняна лишает прошлое основы, веры в его реальность, ибо прошлое было построено на неведении, ложных идеях – «я – тело», «мир существует», «я делаю», «это мое», «это они» и т.д.
Когда иллюзорность субъекта и объекта обнаружена и джняни постиг свое лицо до рождения, все прошлое для него предстает игрой, спектаклем, который он принимал за реальность.
Джняни хотя и не чувствует свою связь с прошлым, но и не отрицает свое прошлое, то время, когда его дух был в неведении, просто он понимает, что то, что происходило, происходило не с ним, а с кем-то другим – его личностью. Поскольку отрицание это косвенная форма признание реальности.
Он знает, что его прошлое – это только совершенная игра Абсолюта, ибо в реальности, его как личности, переживающей события прошлого, никогда не было, а то, что было в прошлом, было лилой – чистой игрой эманаций Абсолюта.
Он волен выбирать свое прошлое по желанию. Человек обыденного мира жестко скован своим прошлым, ибо в его сознании хранятся отпечатки, которым он придает большое значение и которые сильно влияют на его жизнь.
Самскары несут связи с различными мирами и событиями, находятся в линейно-причинной временной связи и хранятся в памяти в виде воспоминаний. Находясь в памяти, они являются частью личности – эго.
Будучи частью личности, они определяют самоидентификацию, статус самооценку человека, его смыслы и ценности в настоящем мире и, влияя на его поступки и мышление, формируют его будущее.
Для джняни этого процесса не существует, так как его самскары или отождествления с ними были растворены светом присутствия и его память больше не властна над ним. Джняни является господином своей памяти, он сам выбирает, что ему помнить, а что – нет, что является его прошлым, а что – нет, понимая, что любые воспоминания и события это игра, рябь, на поверхности океана сознания, подобно событиям во сне, и за которыми нет реального бытия.
Будущее для джняни
«Бесконечное сознание начинает ощущать свою неотъемлемую силу, как начинаешь ощущать части своего тела, такое ощущение называют «нияти» (сила Абсолюта). Так же его называют «дайва» или божественное произволение.
То, что ты задаешь мне эти вопросы, предопределяется нияти.
То, что ты будешь действовать, согласно моего учения, тоже предопределяется нияти. Если кто-то говорит, что божья воля накормит его и будут бездействовать, то это тоже работа нияти.
Нияти не могут не принимать во внимание даже боги, подобные Рудре. Но мудрые люди не должны отказываться от собственных усилий из-за этого, потому что нияти работает только благодаря собственным усилиям.
Если человек бездействует, полагаясь на нияти во всем, он скоро обнаруживает, что жизнь уходит, потому что жизнь это действие.
Он может, войдя в сверхсознание, остановить дыхание и достичь Освобождения, но это воистину огромное усилие».
Йога Васиштха, гл. 3.1 «История о Лиле»
Джняни живет в измерении, где время еще не разделилось на три состояния, поэтому он понимает, что все события в Абсолюте существуют одномоментно, прямо сейчас, без разделения, в виде тонких непроявленных потенций, причин, вероятностей.
Эти вероятности неконкретны, как бы размыты и отражают общие тенденции прошлых впечатлений души (дживатмана), которые здесь находятся тоже в нерожденном состоянии.
Аджняни, человек этого мира, пребывая в измерении, которое управляется законами физики материального мира, где рождение уже произошло, и реальность из вероятностной формы перешла в конкретную, находится в неведении относительно истинной природы реальности, сознания, времени и кармы, и поэтому считает, что будущее и прошлое четко разделены, и одно, никогда не может стать другим.
Когда сознание сосредотачивается на какой-либо вероятности, возникает последовательность в освещении событий и время переходит в проявленное состояние. События переживаются в соответствии с той последовательностью, с которой их освещает сознание.
Те события, которые сознание уже осветило, конкретизировало и материализовало, а затем оставило, считаются прошлым. Те, события, которые освещаются и проявляются в данный момент, называются настоящим, а те, которые еще не освещены силой сознания тонких тел, считаются будущим.
Ход, течение времени это просто последовательность освещения сознанием различных индивидуальных и коллективных ментальных отпечатков.
Человек обыденного мира творит свое будущее, неосознанно совершая поступки, продуцируя мысли и создавая новые отпечатки в потоке ума (самскары), которые становясь причиной будущего проявляются затем как новые тенденции и события – следствия в настоящем. И только джняни сам моделирует свое относительное будущее, понимая, что оно будет таким каким он себе его представит.
Будущее для джняни как бы не существует, поскольку оно в своей основе иллюзорно и исходит из пробужденного тонкого ума джняни, как игра его творческого воображения.
Зная, что прошлое, будущее и настоящее едины в измерении Абсолюта, джняни иногда позволяет будущему течь естественно, так как оно есть, а иногда он им управляет, силой намерения (сат-санкальпа) создавая ту модель реальности, которая ему необходима для проявления игр. Сила намерения призывает другую силу, энергию бесконечного сознания (чит-шакти).
Джняни направляет эту силу из пространства вероятностей в любой из миров и таким образом создает событийные ряды, цепочки событий, которые кажутся связанными между собой причинами и следствиями. На самом деле причины и следствия не связаны друг с другом линейной последовательностью, они порождены потоком сознания джняни одновременно.
Джняни не то, чтобы строит свое будущее, он, проникая в квантовую область вероятностей, выбирает его из бесконечного числа уже существующих одномоментно вариантов-сценариев.
Тогда джняни становится ткачом реальности, талантливым сценаристом и режиссером будущего.
Настоящее для джняни
«Во сне секунда может длиться целую эпоху. Вся жизнь Ману всего полтора часа для Брахмы, а жизнь Брахмы – всего лишь один день для Вишну.
Жизнь Вишну – один для Шивы.
Но для мудрого, чье сознание вышло за пределы ограничений нет ни дня, ни ночи».
Йога Васиштха, гл 3.2«История о Лиле»
Часто говорят, что джняни тотально погружен в настоящее, что он живет в полноте осознания текущего момента «здесь и сейчас». Это верно. Настоящее, то, что есть сейчас, это все для джняни. Ибо он пребывает не в мыслях о прошлом или будущем, а в осознавании данного момента.
Этот момент не имеет отношения к трем временам, ибо там, где нет прошлого или будущего, настоящее тоже теряет свой смысл.
Секунда в настоящем может стать как тысячелетие и наоборот.
Ум джняни всегда без отвлечений пребывает в той точке, где нет деления времени, где время находится в латентной, скрытой, еще не проявленной форме и неотделимо от сознания.
Тем не менее, это не мешает ему моделировать будущие события, строить планы, направлять вектор намерения в будущее на относительном уровне, но это – игра сознания джняни, а не ограниченность понятием будущего времени.
Джняни настолько свободен, что он может свободно играть в будущее, делать предсказания, строить планы подобно обычным людям. В этом непостижимость джняни.