Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
Раздел реальность другого мира
Глава 39
Пространство для джняни
«Только Бесконечное Сознание является реальностью всего этого земли, гор и т.д. Сознание подобно пространству, оно бесформенно и не имеет основы. Все это не было вообще сотворено.
Время, пространство и все остальное являются проявлениями Сознания.
Так же и горы есть ничто иное, как Сознание».
Йога Васиштха, гл. 6.21 «История Кундаданты»
Вселенная джняни подобна голограмме. Каждая вещь присутствует одновременно в каждой точке вселенной.
Джняни понимает, что все измерения, размеры, мерность, топос, пространства, его география и геометрия этого мира – иллюзия и существует просто потому, что ум выбрал этот вариант в качестве реальности. Ум джняни пребывает в точке, где пространство свернуто, словно кожа, в трансцендентную точку непроявленного и находится в зародыше, как потенциал.
В этой точке нет разницы между длинным и коротким, большим и малым, круглым и угловатым, острым и обтекаемым, далеким и близким, внутренним и внешним.
Джняни понимает, что все размеры, координаты, дистанции, угловые величины и законы геометрии есть намерение творящего сознания их создавшего, которое проявилось из этой точки в виде творящей воли (иччха-шакти).
Действуя из этой точки, джняни может внутри маленького камня заключить вселенную, а огромную страну или дворец поместить внутрь атома, огромный океан, горы и леса разместить у себя на большом пальце.
Неподвластный пространству, джняни путешествует по бескрайним измерениям этой вселенной, появляясь то в одном мире, то в другом и будучи не узнан никем.
Пространства, вселенные, миры, бесчисленны и возникают из причинного океана недвойственности, подобно пузырям на воде, спонтанно и беспричинно, будучи полностью иллюзорными игровыми манифестациями Абсолюта.
В этот же самый момент различные существа обладающие волей проявляют намерение, чтобы такие миры проявились, поэтому наблюдателю кажется, что эти миры возникли по воле этих существо Творцов, подобно тому, как кажется, будто кокос упал благодаря вороне, севшей на пальму, в то время как это было чистое совпадение.
Для реализации единства ума и пространства, джняни следует тайному непревзойденному пути шамбхави-мудры. Его восхваляют все святые и сиддхи. На этом пути он учится созерцать пространство и объединять с ним свое сознание.
песня «Хвала великой Шамбхави-мудре»
Тысячекратно восхваляю тебя, о, великая богиня!
Молю тебя, обрати на меня свой взор,
преисполненный сострадания,
и рассей колдовские чары майи, что опутала мой разум!
Хвала тебе, о, великая богиня Шамбхави, о мудра!
Ты – та, чьей милости ищут все йоги и созерцатели.
Многие ищут тебя, да немногие находят,
ведь встретиться с тобой – редкая удача,
один взор твоих сострадательных глаз устраняет
тысячи заблуждений у йога-искателя,
сам же он уподобляется великому Шиве,
а ты, несомненно, сама джняна-шакти великого
Шамбху, повелителя йоги!
Тот, кто знает три неподвижности,
два расслабления,
четыре установки,
три великих действия,
пять объединений,
пять типов магического взгляда –
тот действительно владеет великим искусством
шамбхави-мудры
и уважаем святыми, богами и сиддхами,
а тот, кто этого не знает,
как он может вообще надеяться на твою милость?
Йог, усердно почитающий Брахмана путем Шамбхави-
шакти воистину велик,
независимо от образа жизни,
знаков, места обитания и учености,
ведь его ум содержит мириады миров!
О Шамбхави-дэви!
Те йоги, что не ищут прибежища у твоих стоп,
напрасно делают асаны,
тужатся, задерживая дыхание, изучают шастры
и выполняют ритуалы, совершают паломничества,
ведь все, что дают эти действия, есть в тебе,
но если не почитать тебя, то все бесполезно!
Тысячекратно простираюсь перед богиней Шамбхави,
воплощенной джняна-шакти!
Шамбхави есть Брахма,
Шамбхави есть Вишну,
она есть Шива,
она есть сущность ума Гуру,
Шамбхави есть Дхарма, она как Вселенная есть маха-сангха.
Зная тайны Шамбхави, ты познаешь все,
не познав твоих тайн, о Шамбхави, на что может
рассчитывать йогин?
А потому я всегда и везде почитаю богиню Шамбхави.