ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД ДХАРМЫ (ОКТЯБРЬ’ 24)

Ады и раи

Вопрос: Свами, существует ли рай и ад в адвайте или это все сказки?

Ответ: В адвайте вопрос существования или несуществования – это вопрос наших взглядов на мир, нашего воззрения и нашей кармы. Для кого-то существует, для кого-то нет.

Реальность миров

Если для вас этот мир реален, вы сами как личность реальны, если ваши мысли, эмоции, восприятие реальны, то при перерождении и в следующих жизнях раи и ады будут для вас реальны, а место, куда вы попадете, где переродитесь, целиком будет определять ваша карма. Если в этой жизни ваша личность, окружающий мир, ваши мнения, воля, эмоции для вас нереальны и вы, будучи в самадхи или созерцательном присутствии, видите их пустотность и иллюзорность настолько глубоко, чтобы прозревать свет и легко отрешаться от них, то и при перерождении они не будут для вас реальны.

Пока мы не пробуждены, для нас есть и рай, и ад. Когда мы пробуждены, они становятся частью нас самих, преображаясь в мирные и гневные мандалы внутренних и внешних божеств.

Раи

Рай существует, и он не снаружи, а внутри нас, в тонком астральном измерении, и он настолько же реален, насколько для нас реальны наши чистые, возвышенные мысли и эмоции (саттвик-бхава): любовь, радость, красота, вера, преданность, ясность, утонченность. Такие райские миры проявляются как чистые астральные области с населяющими их жителями, как чистые страны, как миры богов (например, раи Сварга-локи), как чудесные небесные рощи из целебных священных деревьев, как великолепные дворцы, храмы, пагоды и беседки с изящными формами, как люди с красивыми телами и лицами, как чистые источники, леса, горы, озера в чистых странах, как нектары, эликсиры, снадобья, волшебные атрибуты, учения, мистические животные.

Все эти миры создаются Брахмой-творцом и умами живых существ. Миры, создаваемые Брахмой, именуются «первичным творением», а миры, создаваемые умами джив (живых существ), именуются «вторичным творением». Мы в тонком теле живем внутри сновидения Брахмы-творца и при этом сами участвуем в этом творении. Все это игра энергии единого сознания (чит-шакти-виласа). Поскольку живых существ бесчисленное множество, то и миров также много.

Ады

Ады тоже существуют. И они для нас так же реальны, как гнев, злоба, страх, ненависть, ужас, мрак, то есть тамасичные и раджасичные энергии. Из этих эмоций создаются целые области, наполненные живыми существами. И эти существа страдают, будучи погруженными в такие энергии. Одним кажется, будто они тонут в огненной лаве, другим – будто они попали в лес мечеострых деревьев, третьим – будто их разрезают и протыкают служители бога Ямы острыми мечами или топорами, четвертым – будто они попали между скал, сдавливающих их, пятым – будто они пьют расплавленное железо или обнимают раскаленную статую, что их тела умирают, а затем оживают снова. И кажется, будто нет конца мучениям живых существ в адах.

Все эти видения иллюзорны, созданы нечистыми тамасичными и раджасичными мыслями живых существ, но для страдающих существ они так же реальны, как для нас реальна наша жизнь в человеческом мире. Даже в нашем мире часто так бывает, что люди страдают из-за эмоций, надуманных страхов и проблем: гордыни, ревности, зависти. И как им ни объясняй иллюзорность их мыслей, это им не помогает, потому что они не в состоянии этого понять.

Взгляд адвайты

 Нет разницы между переживаниями раев и адов и нашим переживанием физического мира. И те и другие миры одинаково иллюзорны, нереальны, но они также и одинаково реальны. Как мы привязаны к этому нашему плотному миру, всерьез считая его реальностью, так же и другие существа привязаны к своему миру обитания, который для них тоже реален. Однако, как мы знаем из философии адвайты, все эти миры иллюзорны, все они представляют собой игру энергии Абсолюта.

Идя по пути адвайты, мы учимся не желать небес и не страшиться адов. Мы не связываем свое будущее с ними. Мы учимся видеть и то и другое как единое недвойственное сознание. Однако это нелегко. Карме всегда нелегко противостоять. Ведь и в этом нашем мире желать – это одно, а реализовать – совсем другое.

Например, несмотря на воззрение адвайты, на уровне энергии мы все равно подвергаемся воздействию законов физики своего мира, даже если наше сознание остается недвойственным. Так же происходит в раях и адах: если вы в них попадаете, физика этих миров будет влиять на вас, если, конечно, вы не сиддх или не аватар.

Создавать заслуги

Копить райские заслуги (сукрити, пунья) – это значит увеличивать свет саттвы в своей карме, а избегать адских грехов – это значит уменьшать груз тамаса в карме. И это не пустые слова.

Избегайте нечистых, гневных и злобных мыслей, злобной речи, свято держитесь ахимсы, и вы не увидите адов в следующих жизнях. Поддерживайте в себе любящие, сострадательные, возвышенные, чистые мысли, любите и хвалите других людей, даже если ваш ум не видит, за что именно их любить, и вы будете жить в райских измерениях в следующих жизнях. Соблюдайте самаю, прославляйте и восхваляйте святых Прибежища, служите Дхарме, почитайте божественные энергии, и вы будете жить в чистых землях йогов-садху. Это закон кармы, он работает так же точно, как часы или аптекарские весы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*