ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД ДХАРМЫ (НОЯБРЬ’ 24)

Свами Вишнудевананда Гири

Драгоценны

сосуд

Дхармы

Сатсанг с Гуру

в вопросах и ответах

Жизнь садху

Вопрос: Свами, что вы порекомендуете практиковать, какой садхане и образу жизни следовать нам, вашим ученикам, после принятия Прибежища, карма-санньясы?

Ответ: Если это ученик, практикующий в миру и имеющий дикшу в карма-санньясу, то сначала он должен прочно утвердиться в следовании обетам яма-нияма, йогическим принципам самодисциплины и правильной жизни в Дхарме. Без них трудно стать садху.

Обязательства карма-санньяси включают:

– пять великих обетов (махавратам);

– пять ежедневных обязанностей (панча-нитья-карма);

– четыре обязательства.

Жизнь в Дхарме – соблюдение базовых духовных принципов

Пять великих обетов (махавратам) карма-санньяси таковы:

– сатья – в жизни всегда держаться истины, то есть Дхармы, не отклоняться от истины;

– ахимса – не причинять вреда живым существам;

– астейя – не воровать;

– брахмачарья – добиваться йогического контроля над сексуальной жизненной силой и не тратить ее понапрасну;

– апариграха – довольствоваться малым, не быть жадным, усмирять грубые желания.

Пять постоянных обязанностей таковы:

– упасана – ежедневное поклонение избранному божеству (ишта-девате), другим божествам и святым древа Прибежища у алтаря;

– утсава – практика в священные дни, почитание Прибежища и божеств;

– дхарма – следование обетам яма-нияма, самаям, йогической этике и культуре садху (почтение к садху, правильная речь, радушный прием гостей, уважение к святым и учителям, прочее);

– тиртха-ятра – периодическое совершение паломничества к святым местам, таким как Кайлас, место самадхи парам-гуру, ашрам коренного гуру и т. д.;

– самскара – исполнение различных таинств, таких как дикша, получение передачи в метод и т. д.

Четыре обязательства карма-санньяси таковы:

– митахара – умеренность в еде и вегетарианство, так как йога и поедание чужой плоти несовместимы (это допустимо только в самых крайних случаях как лекарство для поддержания жизни тела);

– шауча – чистая жизнь, когда мы содержим свой дом, свое тело, ум и речь в чистоте, то есть не употребляем алкоголь, сигареты, наркотики, не живем в обществе тех, кто убивает живых существ, оскорбляет Дхарму и святых, отказываемся от нечистых мыслей, сквернословия, злословия, критики садху, лжи, сплетен, брани;

– тапас – выполнение ежедневной, ежемесячной, ежегодной садханы;

– свадхьяя – изучение философии веданты, размышление и жизнь по ее принципам.

Все это вместе называется следованием Дхарме, правильной и благоприятной жизнью для садху.

Кроме этого, очень важно соблюдать тантрические обязательства (самаи), особенно если вы получаете передачи в мантру, в методы созерцания и визуализации божеств, в кундалини-йогу и т. д.

Когда вы разобрались с добродетельной жизнью и научились следовать своим обетам и обязательствам, не закрепощая себя при этом, а действуя естественно, то можно сказать, что вы немного состоялись как садху.

Ежедневная садхана

Как конкретно все это воплотить в своей повседневной жизни?

Если вы по-настоящему стремитесь к мокше (освобождению), вам понадобится еще много чего для достижения успеха. Вот что я и наша духовная традиция советуем ученику практиковать первые 12 лет после принятия карма-санньясы:

1. Ежедневно после пробуждения по 3-5 минут практикуйте утренние молитвы, в которые вы получили передачу. Утренняя молитва хорошо очищает тонкое тело от впечатлений, полученных во сне, и задает ритм на целый день.

2. Ежедневно, преодолевая тамас, не делая перерывы на выходные, выполняйте утреннюю садхану йоги. Она дает большую йогическую силу, особенно если выполняется в период брахма-мухурты. Выполняйте асаны, пранаямы, мудры, начитывайте мантру, в которую посвящены, делайте работу с ветрами и каналами, выполняйте медитацию, то есть все то, что вы получили при передаче метода.

3. Также выполняйте вечернюю садхану медитации великого покоя (махашанти) в течение минимум получаса и более, сидя на коврике в правильной позе.

4. Ежедневно выполняйте утреннее почитание (упасану) божеств древа Прибежища у алтаря, то есть пойте и подносите арати, стотру своего ишта-деваты, призывайте парам-гуру с его мантрой гаятри и выполняйте практику чтения сутры в 7, 8 или 9 часов утра.

5. По вечерам также практикуйте арати и бхаджан мандалу святым древа Прибежища и выполняйте гуру-йогу, восхваляя имена святых и завершая практику медитацией четырех бесконечных. Утренняя и вечерняя упасана превосходно очищает ум, дарует благоприятную судьбу, открывает таинственные силы и дарует важные для садху благословения божеств и святых Прибежища.

6. Готовьте пищу (прасад) по правилам и освящайте всю пищу, которую едите, на алтаре. Если нет возможности делать длинный ритуал освящения, делайте краткое освящение через подношение воды ишта-девате и Прибежищу круговым движением с гуру-мантрой, полученной при дикше, семенной мантрой или Брахма-мантрой. Освященная пища очищает ум и тонкое тело, делая их годными для садханы. Не ешьте неосвященную пищу, а также пищу, приготовленную мирскими людьми, полными алчности, грубых мыслей и желаний, так как это ухудшит ваши способности медитации.

7. Ежедневно изучайте священные тексты традиции, упадеши своей линии, учение адвайты и конкретное учение, слушайте сатсанги коренного гуру, лекции его близких учеников, расширяйте свой дхармовый кругозор, приучите ум делать это понемногу каждый день.

8. Соблюдайте ритритное правило: проводите в кратком затворе с соблюдением мауны (молчания) и садханы по расписанию три дня ежемесячно или хотя бы один день в месяц, а также более длительный затвор продолжительностью две недели один раз в год.

9. Отмечайте все святые особые дни, такие как: Датта-джаянти, Шиваратри, Дивали, Гуру-пурниму, день явления гуру-ачарьи, парам-гуру и другие. В свой день рождения начитывайте мантру, полученную при дикше.

10. Периодически получайте передачи естественного состояния, посещайте сатсанги коренного гуру.

11. В течение дня, когда вы заняты работой и бытом, упражняйтесь в поддержании созерцательной осознанности в соответствии с методами учения.

12. Выполняйте севу, служение Дхарме, сангхе и садху, дарующее заслуги для духовной жизни.

13. Перед сном читайте молитвы для йоги сновидений, йоги внутреннего света или выполняйте садханы преображения в божество, если имеете в них передачи, выражая намерение осознанно практиковать во сне.

При этом, если вы живете в миру, вы не должны забывать также и про свои социальные обязанности, про отдачу своих кармических долгов. Если же вы решите, что ваши кармические долги исчерпаны, тогда нужно менять статус на брахмачари, ванапрастху или пурна-санньяси.

Итак, практикуя подобным образом, вы, несомненно, будете расти как садху, ваша реализация, самадхи, будет не за горами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*