Свами Вишнудевананда Гири
Драгоценны
сосуд
Дхармы
Сатсанг с Гуру
в вопросах и ответах
Четыре бесконечных состояния Брахмы (4 БСБ)
Вопрос: Я хочу начать писать трактат о важности медитации четырех бесконечных состояний Брахмы (брахма-вихар), не могли бы вы подсказать, где можно почитать в ведических источниках о медитации Четырех бесконечных?
Ответ: В знаменитом тексте «Йога сутра» риши Патанджали этой медитации уделена шлока 1.33: «Медитация на дружелюбие, милосердие, радость, равностность, дружелюбие к счастливым, сострадание к несчастным, восхищение добродетельными, равностность к злым успокаивают читту».
Есть еще комментарии Свами Джнянешвара к этой шлоке. Есть в джайнских текстах: Tattvartha Sutra (Chapter 7, sutra 11). Много о ней говорится в буддийских текстах, а в индуистских вряд ли так легко найдете. Надо брать толкование санскритских понятий – майтри, каруна, мудита, упекша.
Еще Свами Веда Бхарати пишет о них, тоже в связи с «Йога сутрой». Он описывает главные компоненты Гималайской системы:
«Очищение мыслей и эмоций.
Для предотвращения внутренних волнений из-за посторонних мыслей и чувств, возникающих во время медитации, надо практиковать очищения, такие как:
(а) пять ям: ненасилие, правдивость, не-воровство, воздержание от потакания чувствам, не-собственничество, и пять ниям: чистота, удовлетворенность, практики, которые ведут к совершенствованию тела, ума и чувств, обучение, которое ведет к познанию истинного Я, отдача себя первичной реальности;
(б) четыре брахма-вихары правильных отношений: дружелюбие к счастливым, сострадание к несчастным, восхищение добродетельными, нейтральность к злым (ЙС.I.33);
(в) противоядия к тревожным мыслям, пратипакша-бхавана (ЙС.II.33), для отбрасывания мыслей, противоположных ямам, ниямам и брахма-вихарам (ЙС.II.34)».
В общем, в индуизме «Йога сутра» Патанджали – главный источник информации о медитации 4 БСБ.
(продолжение следует)