Кармические законы
Свами Вишнудевананда Гири
(продолжение)
Глава 4
Результаты кармических действий
Кармические последствия
Комментарии к книге Патрула Ринпоче «Слова моего всеблагого Учителя»
«Например, если в прежней жизни человек привык убивать, то будет склонен к убийству и в этой жизни. Если он привык брать чужое, то будет склонен к воровству. Поэтому некоторые люди с самого раннего детства убивают червей и мух, которые попадаются им на глаза. Такое пристрастие к убийству соответствует действиям, совершенным ими – убийцами прежде».
Те, кто занимается охотой, рыбной ловлей, будут переживать в бардо карму, где на них будут охотиться, или где в горло им будут вливать расплавленный свинец, где их будут рассекать на различные части. Это следствие накопленной кармы убийства. Другими словами, они создали определенные причины, и эти причины открыли их к нижним мирам. И есть отпечатки и существа, которые помнят об этом – они только этого и ждут.
В бардо, вообще, в тонком мире есть различные духи. Из них некоторые духи называются «наказывающие духи». Наказывающие духи – это те, кто обладают сильными клешами и связаны с нижними мирами. Они получают удовольствие от того, что терзают живых существ. И для них нет большей радости, кроме как исполнить наказание.
Как происходит исполнение наказания?
В тонком теле человека, в подсознании, в астральном мире видны его нечистые кармы и бхавы в виде отпечатков. И духи прекрасно это видят. Когда они это видят, это им дает право исполнить наказание, тогда они со всей своей яростью нападают на эту душу и исполняют такое наказание до тех пор, пока тонкое тело человека не освободится от какихто клеш. Они будут до тех пор это выполнять, пока тонкое тело человека не изменится.
«Вследствие влияния прежних действий все люди рождаются разными. Одни склонны убивать, другие воровать, а третьи совершенно не склонны к таким действиям, потому что им нравится совершать благие дела. Все подобные склонности являются остатками прежних карм. Или, другими словами, следствия, которые соответствуют совершенным в прошлом действиям.
Чтобы узнать, что ты делал в прошлой жизни, посмотри каков ты теперь. Чтобы узнать, где родишься в будущем, посмотри, что делаешь ныне».
Указанием на место следующего рождения является внутреннее состояние осознанности, которое также проявляется в виде праны, в виде поведения и действий. Для того чтобы кармический след созрел, нужно много факторов, то есть не обязательно что какоенибудь кармическое действие однозначно заданно приводит к результатам. С более высокой точки зрения, скорее, кармическое действие открывает вас какойлибо энергии. А эта энергия воздействует на вас в соответствии с вашим потоком тонких карм в соответствии с прарабдхой, дхармакармой, манасакармой, буддхикармой и бхагаваткармой.
Для того чтобы кармический результат созрел, нужно много факторов.
Первый, к примеру, мотивация. Очень многое зависит от мотивации. Если действие совершается с чистой мотивацией, это означает, что кармический результат ослабляется. И, наоборот, если действие совершается с соответствующей мотивацией, значит, кармический результат воздействует полностью. Также очень сильно зависит последующая оценка совершенного действия. Если после совершения действия происходит закрепление его и удовлетворение, типа: «Здорово, хорошо бы еще повторить», то последствие вырастает в полную силу и дает семена. Если происходит раскаяние, пересмотр, самоосвобождение и оценка действия как того, что недопустимо в следующий раз совершать, то такое действие очищается, или полностью исчезает, или частично, в зависимости от той степени глубины раскаяния или пересмотра оценки. То есть, это зависит от того, удалось ли проникнуть на тот уровень самскар, из которого исходили действия.
Раскаяние действенно не всегда. Если раскаиваешься поверхностно, формально, то не удастся действие полностью ослабить. Самоосвобождение действенно не всегда, если ты не мастер самоосвобождения, если твои поступки уже не стали танцем или лилой. Потому что тонкие самскары, такие, как гнев, привязанность и прочие, находятся глубоко в подсознании. Чтобы их самоосвободить, нужно, практикуя раскаяние, переоценку, самоосвобождение, проникнуть на тот же уровень самскар. То есть если самскары действуют с уровня сна со сновидениями, то ты примерно должен проникнуть со своим сознанием на уровень сна со сновидениями, чтобы выполнить самоосвобождение и чтобы полностью стереть кармический результат. Поэтому часто используют такие наставления: «Даже если мой ум безграничен как небо, мое поведение такое же тщательное и скрупулезное, как измельченная мука».
Это означает, что чтобы мы ни думали о нашем самоосвобождении и присутствии, и какова бы у нас ни была огромная божественная гордость, мы должны очень тщательно блюсти принципы поведения, самайи взаимоотношений и различные йогические принципы в повседневной жизни.
Был один такой монах в общине Будды. Он постоянно оскорблял архатов. Он их оскорблял словами типа «баранья башка», «свиное рыло», «бычья голова» и так далее. В результате он переродился восемнадцатиголовым водным чудовищем, генетическим монстром. Поскольку эти кармы наталкивались на святое сознание, то мгновенно шли сильнейшие отпечатки на уровне самскар подсознания. И при перерождении тонкая творческая капля была отлита именно в такую форму мутанта.
«Поведение каждого существа соответствует его прежним действиям. Это верно и по отношению к животным. Соколы и волки любят убивать, а мыши воровать».
К примеру, если в этой жизни ктото учит, то явно у него есть самскары, это не просто так. У него в тонком теле накоплены кармы учить. И если он учит хорошо, значит, он этим занимается не первую жизнь, поскольку никто не может учить, не обладая самскарами, не создав прежде заслуг в виде причин и следствий. Если ктото в этой жизни создает шедевры, и чакры в области рук у него открыты, это явно означает, что он создал достаточное количество причин, чтобы призвать Вишвакармана в свое тело. Если в этой жизни ктото руководит, это означает, что он пришел с мира небес тридцати трех богов, с мира небес Индры, и бхава божества позволяет ему быть в ясности, направлять других. Это значит, что у него есть карма дэва: взять ответственность, встать во главе мандалы, иметь ясность, быть мудрее других, чтобы направлять их. Если ктото наблюдает за правилами и принципами, блюдет основы, поддерживает равновесие в сангхе или гдето, это значит, что у него уже была соответствующая карма, к примеру, он был помощником Ямараджи, Дхармараджи, наблюдал за исполнением закона причин и следствий. Или был киннаром, наблюдал за балансом равновесия во Вселенной, следил, чтобы живые существа соблюдали равновесие, не нарушали законы, приводящие к какимто глобальным космическим, экологическим катастрофам. У него была дхарма видеть ясность поддержания равновесия.
Если ктолибо ведет себя скверно, оскорбительно, бестактно, это означает, что у него были в прошлом созданы причины – то есть он был лихим человеком, разбойником, брахмаракшасом, асуром, который никогда не мог понять других людей и никогда, и не думал, как их понять вообще. И всегда считал свои качества более важными, чем качества других, и привык действовать, бросая вызов. А если не получается бросить вызов, то надо ударить. Это, явно, несамоосвобожденные самскары, которые указывают на прошлые жизни. Если их в этой жизни не удастся самоосвободить, то это будет продолжаться и в следующих воплощениях.
Ваша практика созерцания понастоящему становится действенной, когда вы освобождаетесь от самскар, это показатель вашей практики – когда вы можете усмирять клеши. Говорят так: «Если созерцание не приводит к усмирению клеш, то грош цена такому созерцанию».
Усмирение клеш – это критерий или показатель того, что ваше созерцание правильное. Это не так, что клеши остаются, а вы думаете: «Я в присутствии, ничего страшного, мои клеши стали мудростью». Когда клеши становятся мудростью, они перестают быть клешами, они просто полностью сублимируются в «чистое видение». Истинное созерцание заключается в том, что не важно, применяешь ли ты методы трансформации тантры или применяешь методы оставления всего как есть и самоосвобождение, тем не менее, клеши неизбежно должны подвергнуться трансформации. Они неизбежно должны быть усмирены и введены в мандалу созерцания. И если человек подвергается раздражительности, гневу, некорректной речи, унынию, тоске, какимто негативным состояниям, это указывает на то, что понастоящему его практика не работает, у него конкретные пробелы, у него большие духовные трудности именно в созерцании. У него какойто момент очень серьезно упущен, не прояснен, медитация не воссоединена с жизнью, или, не достигнут даже начальный, то есть первый уровень созерцания. Поскольку когда какието самскары или клеши ставят его в патовую или жесткую ситуацию, возбужденные праны и самскары, которые инициируют эту возбужденную прану, напрочь сбивают его присутствие, и все санкальпы его теряются. Если такое происходит, то такой йогин, вновь и вновь должен изучать тексты, слушать лекции. Должно быть обращение к Учителю с просьбой прояснить принцип созерцания, принцип самоосвобождения, общаться с монахами, которые им овладели. И вновь и вновь работать с этим до тех пор, пока ему всетаки не удастся подчинить клеши.
Почему это важно? Потому, что это равноценно получить шок в бардо, или влететь в утробу в один из нижних миров. Когда человек путешествует в бардо, он может долго путешествовать, а потом он оступается. В таких случаях говорят «также как птица, которая попадает в силки, так живое существо рано или поздно делает ошибку».
Почему перерождаются в бардо неопытные практики? Потому что они долго в бардо живут как духи, а потом они делают ошибку. Сделав ошибку, они попадают в какуюто астральную ситуацию, из которой они не могут выйти и их ум засыпает, их ум затуманивается. И когда их ум затуманивается, они делают неосознанный выбор, например, входят в щель, или входят в дупло, хотят спрятаться от мнимой опасности, или вскипают от гнева. И эта ошибка им стоит того, что они обнаруживают себя в чреве собаки, медведя, в аду и так далее. Эта ошибка заключалась во временном затуманивании сознания.
Если же это опытный практик, то он, поддерживая присутствие, не даст сознанию затуманиться.
«Переживания, соответствующие причине.
Из-за того, что в прошлом убивал, ты проживешь недолго, и будешь страдать множеством болезней. Некоторые младенцы умирают, едва родившись, это следствие их прежних грехов».
Здесь зависит также от тяжести, если это убийство маленького насекомого, комара, который не впечатляет ум и не соотносится с понятиями человеческих размеров, то это не сильная карма. Если же это убийство чегото большего, то это, конечно, ухудшает карму человека. И, напротив, если ты хочешь увеличить продолжительность жизни или исцелиться, то в различных текстах тантры, аюрведы рекомендуется раздавать пищу животным, спасать животных, птиц, рыб, закланных на убийство и отпускать их – по количеству своих лет, например, спасти столько птиц или столько рыб.
Фактически, вся жизнь практикующего человека, должна быть накоплением заслуги, то есть должно быть позитивным не только мышление, но и позитивным действие. К примеру, когда вы занимаетесь служением в монастыре, очень важно осознавать этот принцип. Следует думать: «Я не работаю, а делаю подношение, накапливаю заслуги перед святыми, перед сиддхами, перед Дхармой». Чем больше таких заслуг в относительном мире накапливается, тем быстрее происходит ваш духовный рост, потому что вы связываетесь с более высокими тонкими энергиями. Особенно благоприятна заслуга в отношении святых, разумеется, если поддерживается правильная самайя.
Не думайте, что все определяется только сознанием, а весь мир иллюзия. В абсолютном смысле это так, но мы зависим от внешних вещей и внешнего мира гораздо больше, чем нам кажется.
«В качестве противоядия от дурной кармы надо стараться накапливать заслуги, избегать неблагих поступков и так далее. Из-за того, что в прошлом брал чужое, ты будешь страдать от бедности. Даже если у тебя заведется небольшой достаток, тебя или ограбят, или обворуют. Или твое имущество достанется врагу иным способом. Поэтому тем, у кого ничего нет, нужно не прилагать огромных усилий, чтобы разбогатеть, а стремиться приобрести хоть искорку благих заслуг».
Обычно, у мирских людей считается, что чтобы разбогатеть, надо упорно работать. Тем не менее, многие из них упорно работают, но им это не удается.
Я говорил одному человеку: «Посмотри, ты работал всю жизнь, что ты имеешь? Ты не имеешь ничего. Может быть чтото не так, может тебе изменить философию». Он всю жизнь думал, что надо работать, я ему все время говорил, что надо менять сознание. Он говорил: «Да что это такое…».
Я сказал: «Посмотри, твоя философия не работает, попробуй хотя бы в качестве эксперимента породить другую бхаву». Чтобы изменить сознание, надо породить сознание дающего, дарующего. Это и есть принцип накопления заслуги. Если человек накапливает заслуги, он автоматически начинает входить в статус божества дарующего, покровительствующего, заботящегося, а статус божества предполагает в мирском плане, элементарно, богатство.
«Если в прошлом ты не проявлял щедрости, что обеспечило тебе богатство в этой жизни, то теперь тебе не помогут никакие старания. Представь себе, сколько богатств заполучают грабители и воры за один единственный раз. Если бы им всегда везло, на земле не хватило бы места, чтобы складывать их добычу. Однако те, кто занимаются таким ремеслом, в конце концов, умирают от голода.
В нашем мире кармических действий все, что делаешь в молодости, большей частью скажется впоследствии в той же жизни. А при особых обстоятельствах, последствия могут наступить и немедленно. Так что если ты надеешься разбогатеть, занимаешься нечестной торговлей, воруешь и тому подобное, значит, поступаешь наперекор своим желаниям. Ты не выберешься из мира претов многие кальпы. И в этой жизни ты тоже успеешь испытать последствия своих неблагих действий. Ты будешь становиться все беднее и несчастнее. Даже если у тебя останутся кое-какие средства, ты не сможешь ими наслаждаться. Чем больше ты приобретаешь, тем острее ощущаешь свою бедность и нужду. А виной тому твоя жадность. Твое богатство становится причиной дальнейших неблагих действий».
Другими словами, причина здесь ум, который все больше и больше сжимается в результате таких действий. Он замыкается на себя, в результате полностью отсоединяется от Всевышнего Источника.