Свами Вишнудевананда Гири
Драгоценный
сосуд
Дхармы
Сатсанг с Гуру
в вопросах и ответах
В чем суть учения адвайты
Вопрос: Свами, в чем суть учения адвайты?
Ответ: Все есть Брахман. Вы есть Брахман, я есть Брахман. Брахман есть бесконечная, единая, единственно существующая неделимая абсолютная божественная Реальность вне времени, субъекта и объекта. «Брахман сат джагат митхья», «Тат Твам Аси», «Ахам Брахмасми» – это аксиомы адвайты, данные святыми упанишадами. Все остальное – иллюзии спящих умов, майя. В этом заключается суть учения адвайты.
Это учения наших святых патриархов – Даттатреи, Васиштхи, Вьясы, Шанкары, Гаудапады, Видьяраньи и других. Это для нас высшие, конечные, предельные истины, переданные богами, самим богом-творцом Брахмой через упанишады – главную часть вед. Это завершение всякого человеческого и божественного знания (веданта), его кульминация, апогей, выше которого быть не может.
Как все это постичь
Как это постичь? Так же, как вы учились в школе, – по учебникам. Надо хорошо изучить эту философию по священным текстам нашей традиции под руководством гуру. Будьте терпеливы и усердны, чтобы отдать такому обучению хотя бы 3, 5, 7 или даже 12 лет, создав таким образом нерушимый фундамент для этой и следующих жизней.
Более того, нужно практиковать, потому что без практики все это будут лишь красивые слова. Нужна садхана. Нужно очистить свое видение, сделать его ясным и прозрачным. Нет смысла только читать: «Все есть Брахман», «Я есть Брахман». Надо самому пройти через слушание (шравану), анализ (манану) и непрерывное пребывание в созерцании Абсолюта (нидидхьясану). Надо добиться такой нидидхьясаны, чтобы разрушились васаны (васана-кшая), растворился ум с тонким телом (манонаша) и засияло просветленное осознавание вне ума и двойственности (бодха). Надо пройти путем самоисследования (вичары), различения (вивеки) и отрешения от пяти оболочек (вайрагьи). Надо обрести панча-коша-вивеку, постичь свой Атман и увидеть его полное тождество Брахману. И тогда придет высшее освобождение через растворение в Абсолюте (саюджья-мукти). Тогда истины веданты станут вашими истинами.
Путь
Но не надо думать, что это просто. Это непросто даже для богов. Надо пройти путь, чтобы обрести плод. Без пути не бывает плода. Хотя плод уже есть внутри нас самих в виде потенциала, путь необходим, чтобы его раскрыть. Иначе все это будут только разговоры.
По традиции, чтобы всю жизнь постигать эти истины, люди становятся садху, монахами (санньяси), отшельниками. Но для многих, у кого есть семьи, это сложно, поэтому я рекомендую им сначала более мягкий путь в статусе карма-санньяси (до 60-65 лет).
Стать садху, санньяси или карма-санньяси, найти гуру, сведущего в писаниях адвайты (шротрия) и постигшего Брахман в личном опыте (брахмаништха), получить дикшу, установить связь с гуру-парампарой, своим божеством, найти в них свое Прибежище, получить передачу в методы, очистить себя, а затем всю свою жизнь провести в практике йоги и медитации (садхане), служении (севе), исследовании (свадхьяе), изучении философии – вот как все это можно постичь.
Гуру поможет пройти через сложный процесс поиска Атмана (атма-вичару) и отделения его от пяти оболочек (панча-коша-вивеку). Затем следует все время проводить в неустанном созерцании Брахмана (нидидхьясане) до достижения просветления и освобождения, до прочного утверждения в турье – четвертом измерении. Никак иначе не получится. Карма-йога, бхакти-йога, раджа-йога, джняна-йога и лайя-йога – это все соответствует четырем стадиям (падам) в шиваизме (чарья-пада, крийя-пада, йога-пада и джняна-пада). Идите радостно и бесстрашно по этому пути, чтобы постичь адвайту, и реализация придет.