О ведических семьях во Всемирной Общине Лайя-йоги.
Автор: Раманатха
Интересы дхармы и сангхи для ведической семьи должны быть приоритетом, то есть они должны ставиться выше “узких” семейных интересов, именно поэтому такая семья и называется ведическая, а иначе это будет мирская семья.
Потому что традиционно ведическая семья создается ради исполнения высшего долга – служения Дхарме, а не ради удовлетворения чувственных мирских удовольствий и привязанностей. В этом сила, стабильность и успех ведической семьи как мандалы. Это принципиальный момент, о котором должны задумываться те, кто стремится жить в ведической семье.
Привязанности приходят и уходят, сплошь и рядом мы можем наблюдать, как в мирских семьях люди сначала любят друг друга, затем любовь уходит, возникают выяснения отношений, измены, разводы, дележ детей и имущества.
Такова реальность любой (или почти любой) семьи, которая построена на примитивном эгоистичном желании каждого из супругов получать чувственные удовольствия, удовлетворять свою привязанность, все это непостоянно, всему этому нельзя доверять, тот, кто строит свою жизнь на подобных ценностях рано или поздно испытает страдание, разочарование, душевную боль и окажется у “разбитого сансарного корыта”.
Но ведическая семья это совершенно другие принципы. Это жизнь без привязанности на основе стремления к Истине адвайты и чистой любви двух самайных учеников, избравших путь Просветления и служение Дхарме и сангхе. Такие принципы – тонкие, духовные, они не меняются, колеблются, они не зависят от мирских желаний, чьего-то эгоизма.
Так же следует понять, что ведическая семья как таковая не должна основываться на сильных мирских привязанностях, конечно должна быть любовь и гармония и почитание в другом человеке Бога, но это не должно перерастать в банальную мирскую привязанность. Ведь главный закон Дхармы – отрешение от привязанностей. Выходит так, что ведическая семья это как бы “монашество в миру”, когда оба супруга полноценно живут в мире, но и одновременно они “не от мира сего”.
Каждый, прежде чем вступать в ведическую семью, должен принимать такие обязательства и нести ответственность за них, а иначе если им не следовать, то это будет просто обычная мирская семья, основанная на привязанности, желании чувственных удовольствий, желании жить в соответствии с мирскими стандартами “как все”.
Часто на понятие ведическая семья пытаются наложить мирские представления.
Но тот стандарт ведической семьи, какой выработан в нашей общине, благодаря наставлениям Гуру, он очень высок, он ориентирован на жизнь древних риши со своими супругами в ашрамах и
это самый лучший стандарт, к которому нужно стремиться супругам в ведическом браке.
Ведическим семьям нужны свои мандалы, свои кодексы поведения, своя этика, то есть это должно быть чем-то общим, объединяющим все ведические семьи. Чтобы не было так, что один представляет, что такое ведическая семья согласно своим кармам, другой согласно своим и т.д.
Нам нужна четкая договоренность, четкое положение, где всем было бы ясно, что же такое эта самая ведическая семья, что считать ведической семьей, а что нет.
Тогда бы уже каждый сам выбирал, думал и принимал решения: идти ли ему в ведическую семью и жить по ее принципам или в мирскую, или жить одному, или становится монахом. Чтобы была полная свобода выбора, но и чтобы четко были определены границы и принципы каждого статуса.
Сейчас Монастырским Советом по благословению Гуру разработано краткое положение по базовым принципам ведических семей во Всемирной Общине Лайя-йоги.
Краткое положение по базовым принципам ведических семей
во Всемирной Общине Лайя-йоги
1.Мужчина и женщина в ведической семье равны.
Каждый отдает приоритет другому в какой-либо области, только по взаимному согласию, по договоренности. Это равенство выражается не в соперничестве кто главнее, а в служении друг другу и в равном служении Дхарме и сангхе.
2.Смысл ведической семьи в служении Гуру, Дхарме и сангхе.
Интересы Дхармы и сангхи для ведической семьи являются приоритетом, т.е. они всегда выше собственных семейных интересов, поэтому она и называется ведической.
3.Ведическая семья создается ради исполнения высшего долга – служения Дхарме, если этот долг забывается, не исполняется и приоритетом становятся личные мирские приоритеты, чувства, привязанности, такая семья теряет смысл, как ведическая и становится обычной.
4.Ведическая семья это монашество в миру, когда супруги живут по принципу «быть в миру, но не от мира сего».
Ведическая семья создается не для мирских удовольствий и развлечений. Она создается как мандала ради служения Дхарме, как высшему идеалу и ради духовной практики Освобождения, которой следуют оба супруга.
Если хотя бы один из супругов не следует практике Освобождения, не изучает и не практикует учение, не соблюдает принципы, то такую семью трудно назвать ведической.
5.Признаки того, что семья является ведической
Ведическая семья должна строиться на фундаментальных принципах Дхармы таких как:
– оба супруга имеют прибежище и соблюдают самаю,
– оба супруга изучают и практикуют учение Лайя-йоги в соответствии с принятой в Общине системой обучения,
– оба супруга соблюдают йогические заповеди и принципы:
вегетарианство,
отказ от алкоголя,
наркотиков, табака и курения,
отказ от азартных игр,
отказ от насилия (ахимса),
сохранение и сублимация сексуальной энергии.
– оба супруга видят смысл своей жизни в садхане и служении возвышенным идеалам Дхармы, трем сокровищам, то есть в первую очередь они ученики Гуру и Дхармы, самайные братья и сестры в Дхарме, служители Дхармы, а во вторую очередь супруги.
Каждый супруг должен заботится о другом и о семье в целом, поддерживая мандалу семьи в гармонии. Если какой-либо из супругов берется за выполнение ответственного большого служения в Дхарме, то это большое благословение и честь для всей семьи, тогда другой супруг должен всячески поддерживать его. Например, он может взять часть обязанностей в семье на себя, рассматривая это тоже как служение Дхарме. Однако, все это должно делаться гармонично, добровольно, по согласованию и такие вопросы должны решаться на Совете семьи, который собирается раз в месяц или как удобно супругам.
7.Ответственность родителей перед детьми.
Супруги должны заботится о своих детях и воспитывать их в духе Дхармы, веры в Дхарму, уважения, однако, это должно делаться очень аккуратно, добровольно, ненавязчиво.
В первую очередь детей нужно приобщать не к религии, а к ведической культуре. Поскольку религиозный выбор душа должна делать сама по мере своего взросления. Никто не может сделать выбор за другого, однако, знакомить с культурой и воспитанием в духе ведической культуры вполне правильно и благоприятно.
Детей нужно воспитывать так чтобы они выросли достойными гражданами своей нации, членами своей Дхармы, сангхи. Они должны получать разностороннее, изысканное, «аристократическое» воспитание и образование, как светское, так и духовное с приоритетом духовных ценностей.
Они должны:
– учиться контролировать желания, чувства, взращивать самодисциплину, т.е. им должна объясняться важность самодисциплины, самоконтроля и праведной жизни (взращивать брахманические качества саттвы).
– они должны закалять силу духа, свою воли, воспитывать в себе качества кшатриев (учиться бесстрашию, ловкости, гибкости, ответственности, находчивости).
– они должны впитывать глубину своей культуры через мифологию, агиографию, религию, а так же через многообразие мировых культур.
– они должны учиться адекватному успешному действию в социуме, опираясь на духовные ценности.
8.Иерархия семьи
Если в семье муж и жена обладают одинаковым духовным уровнем, то они считаются равными как в воззрении, так и в поведении. Если же один из супругов является более духовно-опытным практиком и это подтверждено его более высокой ступенью, его более ответственным служением, положением в общине, то это так же должно приниматься во внимание.
А в случае, когда духовный уровень и авторитет одного из супругов значительно выше, он по взаимному согласию может играть роль наставника в духовных вопросах, тогда как в остальных вопросах служения, отношениях супруги являются полностью равноправными.
В любом случае отношения между супругами это в первую очередь отношения между учениками одного Гуру, практиками Дхармы и членами сангхи, а во-вторую очередь это отношения между двумя людьми, живущими семейной жизнью – это и есть главный принцип ведической семьи. В этом сила, стабильность, крепость, ведической семьи. Она служит тому, что выше нее – духовной сангхе, святым. Если ведическая семья теряет связь с превосходящими ее силами, замыкается на саму себя, она теряет источник своего вдохновения и развития.
В любом случае отношения в ведической семье строятся на принципах йоги, обетах самайи, единой самайи созерцания. В ней должны царить чистые уважительные саттвичные отношения, основанные на чистом видении, служении друг другу и Дхарме, смирении, самоотдаче, садхане, самодисциплине и контроле желаний.
В отдельных случаях, по взаимной договоренности составляется договор между супругами об их взаимоотношениях и обязанностях, которые являются внутренним уставом семьи.
9.Вышестоящим воспитательным органом регулирующий взаимоотношения супругов в ведической семье во Всемирной Общине Лайя-йоги является Совет Ведических Семей.
Пришло время разработать положение о создании Совета Ведических Семей.
Такой Совет мог бы стать консультативным и воспитательным органом, регулирующим взаимоотношения супругов в ведической семье во Всемирной Общине Лайя-йоги.
Он мог бы быть неформальным органом, регулирующим взаимоотношения супругов, решающим спорные вопросы, воспитания детей во всемирной Общине Лайя-йоги является Совет Ведических Семей (СВС).
СВС входили бы наиболее опытные представители из учеников мирян, живущих в ведическом браке и имеющих опыт подобных взаимоотношений. Он был бы неформальным органом, который давал бы консультации, наставления, выражал бы свое мнение, точку зрения по темам:
– воспитание детей,
– взаимоотношения супругов в духе дхармы,
– проявления в социуме в духе дхармы и т.д.
СВС также разрабатывал бы обучающие и воспитательные программы для детей в ведических семьях, участвует в организации быта, культурного досуга, оказывая помощь молодой ведической семьи.
Предлагаем тем, кто заинтересован подобной мандалы разработать положение о Совете Ведических Семей.