ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ (ФЕВРАЛЬ ’18)

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ  ДХАРМЫ

Автор: Антон Бухмастов

 об авторе

 H1WGWXnHfE8

Бухмастов Антон Сергеевич (Амаранатха)

Родился в 1985 году.

С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.

С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.

Опыт работы с детьми 14 лет.

Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.

Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.

Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.

Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.

«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.

Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.

Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»

посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации

(продолжение, начало в ноябрьском номере за 2017 год)

 

УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

GURUYOGA

«Гуру может быть молод,

он может наслаждаться мирскими удовольствиями;

он может быть неграмотным,

слугой или домовладельцем;

но всё это не должно приниматься во внимание.

Разве кто-то отказывается поднять

драгоценный камень, уроненный в грязь?

Поучения гуру не должны оцениваться

с точки зрения литературного качества.

Фактически, разумные и духовно одарённые люди

воспринимают сущность учения (а не атрибуты).

Разве лодка, даже если она не окрашена и некрасиво сделана,

не способна при этом переправить

своих пассажиров через океан?

Различия между гуру и учеником,

между предписаниями и их рассмотрением

полностью отсутствуют в Абсолютном Сознании».

Авадхута Гита

Родитель всегда выступает в роли жизненного учителя для своего ребенка. В принципе, естественные и гармоничные отношения между родителями и детьми являются прообразом отношений между Наставником и Учеником – то, что в традициях практик внутреннего пути (Yoga) называется Гуру Йогой.

Во всех ситуациях, когда человек воспитывает и учит не своих детей, например это его профессия или в ситуации, когда родитель является и учителем своих детей, жизненным наставником, необходимо использовать простое и доступное правило выстраивания диалога с ребенком-учеником. Назовем это правило «правилом мудрого воспитателя»:

ॐ) Учитель ничего не хочет от ученика

В принципе эту фразу можно понимать буквально. Это значит, что учитель не заинтересован в ученике. Путь настоящего наставника подразумевает полную независимость настроения и действий учителя от успехов, поведения, желаний и возможностей ученика. Другими словами учитель никогда не ведется на временные состояния ученика. Учитель никогда не вступает в игру ученика на принципах перспективного развития. Учителя нельзя купить, подкупить, заинтересовать или увлечь чем бы то ни было. Самое правильное состояние учителя-наставника – это состояние, когда он занимает свое место не по личному желанию, а исходя из необходимости, заниматься обучающей деятельностью.

Истинный наставник не занимается саморекламой и расширением аудитории. Заинтересованные ученики в своем обучении сами находят учителя и добровольно следуют его указаниям.

Отсюда возникает неожиданный вывод о том, что само наличие у человека своих уже взрослых, выросших и воспитанных детей, даже в многодетном варианте, нисколько не гарантирует и не оправдывает качества их воспитания. Никто не может заявлять о себе, как об искусном воспитателе, оправдывая это наличием своих собственных детей или статусом школьного учительства, где дети обязаны присутствовать на уроках, и это не является выражением их свободной воли.

Каждый родитель должен понять, что в случае многодетной или однодетной семьи, дети всегда являются заложниками этой ситуации, так как здесь и сейчас они не имеют возможности выбора новых или других родителей, а также родителей с более умелой методикой воспитания. С другой стороны любой искусный и талантливый воспитатель обязательно привлечет в поле своей активности не только своих детей, но и не родных детей, и детей из разных социальных прослоек, и эти отношения будут построены на свободном праве выбора ребенка – находится под руководством такого воспитателя или нет.

 

Дополнительно следует знать, что в эпоху деградации науки самоосознания отношения Учитель-Ученик всегда обусловлены кармическими препятствиями и для их успешного осуществления необходим определенный баланс усилий со стороны родителей, ребенка и учителя. Математически это соотношение можно представить в виде следующей формулы (для нашего времени):

– вклад Учителя 200% (высокий профессионализм и высокая самоотдача при низкой оплате и отсутствии условий, готовность выполнять часть «обязанностей» за родителей и ученика).

– вклад родителей 50% (моральная и финансовая поддержка выбора ребенка, при отсутствии культуры отношений к учителю).

– вклад ребенка 50% (хотя бы наличие интереса на первом этапе обучения при отсутствии готовности к преодолению трудностей (Tapasya).

В случае, когда одна из сторон снижает даже это минимальное количество перечисленных «ментальных» элементов для осуществления обучающего процесса, процесс обучения однозначно стремится к разрушению.

 

Выбирая определенного человека на роль своего учителя, ребенок неосознанно проявляет желание реализации своего индивидуального кармического видения собственного развития. Исходя из этого, родители должны учитывать четыре возможных типа учительства, для того чтобы быть психологически и интеллектуально готовыми к непредвиденным и неожиданным выборам ребенка.

Тип учительства – это так называемый «личностный фактор», индивидуальная Дхарма-природа преподавателя, которая будет оказывать качественное влияние на процесс обучения.

Итак, первый тип учительства – ремесленный. Такой учитель в основном будет добиваться качества проделанной работы, оценивать результат и мастерство ученика. В этом случае, приоритет ремесленной составляющей будет преобладать над денежной составляющей обучения, уровнем отношений и информационной составляющей. Такой учитель обычно виртуоз своего дела, но это является и ограничивающим фактором для всех остальных элементов обучения (деньги, отношения, знания). Обычно такой тип учителя физически находится непосредственно в своей ремесленной мастерской.

Второй тип учительства – купеческий (торговый). Такой учитель может качественно передавать знания, виртуозным мастером которых он сам не является, однако его основная мотивация – это финансовая отдача ученика. Хорошим совпадением является, когда такой учитель передает знания о торговле, экономике или материальной сфере обслуживания. В остальных случаях прибыльный приоритет будет преобладать над ремесленной составляющей, культурной составляющей (отношения) и интеллектуальной составляющей процесса обучения. Большинство современных «заезжих» мастеров семинарских бизнес-, и психологических тренингов являются купеческим типом учительства.

Третий тип учительства – наставничество (отношения). Такой учитель приоритетом ставит традицию отношений и культуру передачи знаний. Приоритет «правильных отношений» и идейных отношений в данном случае будет преобладать над ремесленной составляющей, денежной мотивацией и информационной составляющей процесса обучения. Обычно такой тип наставничества распространен среди преподавателей боевых искусств, военных профессий, управленческих кадров и в сфере обеспечивающей правопорядок.

Четвертый тип учительства – просвещённый (научный). Такой учитель передает глубокий информационный уровень предмета или преподает предметы, требующие высокой интеллектуальной подготовки, широты восприятия. Основной приоритет в данном случае – это информационная, интеллектуальная составляющая, которая будет преобладать над ремесленной, денежной и идейной (отношения) составляющими обучения. Обычно такой тип учителя встречается в научно специализированных областях знаний – профессора институтов, литераторы, музыкальные преподаватели.

 

Вообще же искусство воспитания развернуто далеко за пределы описанных способов и методов в этой или другой книге. Сам принцип искусства, тот скрытый элемент, что отличает искусство от воспитательного конвейера, состоит в том, что

ॐ) в любой ситуации не имеет значения, какой метод применять, что говорить и как действовать, а имеет значение, как это воспринимает ребенок.

Подведем краткий итог раздела обобщающего обстоятельный, ситуативный аспект воспитания:

современная эпоха содержит в себе многочисленные препятствия к образовательной и духовной деятельности.

-родителям необходимо взять на себя ответственность за раздел обучения своих детей, посвященный Мудрости и Самоосознанию.

-воспитание возможно только через личный пример во всем.

-привычные методы наказание (лишение), запрещение, принуждение, поощрение (манипуляция) не относятся к приемам воспитания.

-родителям следует сначала быть щедрыми своим вниманием и заботой к ребенку, а потом уже требовательными.

-родителям следует учитывать все феномены и функциональные свойства детского Ума, прежде чем начинать обучающую деятельность.

-современная школа передает знания об относительном мире, и поэтому, если ребенок собирается жить среди людей, эти знания следует получить.

-знания об относительном мире имеют относительную ценность и не являются полностью обеспечивающими внутренний мир ребенка.

-детям следует передавать несложные практические знания о Дхарме, тройственной природе явлений и правилах Ахимсы.

-родителям следует ежедневно и непрестанно практиковать метод Чистого Видения (позитивного восприятия).

-родителям следует различать свою любовь к детям от своей привязанности к детям.

-современная культура и ценности общества не способствуют гармоничному построению отношений родителей и детей с Учителем.

-родителям следует различать четыре вида учительства, и понимать с чем взаимодействует их ребенок и на каких принципах строятся их отношения с учителем ребенка.

-воспитание – не линейный и не однозначный процесс. Один тот же метод может давать разный результат в разных ситуациях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*