Любовь как путь реализации личности
Александр Евгеньевич Усанин – писатель, общественный деятель, президент благотворительного Фонда «Светлый Мир», учредитель интернет-премии за доброту в искусстве «На благо мира», автор книг «Духовное измерение жизни. Выход из тупика», «Пропуск в третье тысячелетие», автор идеологической концепции «Основа общечеловеческой цивилизационной идеи».
Все мы созданы для любви. Стремление каждого человека к чистым возвышенным отношениям является природой души, и именно светлые прекрасные взаимоотношения являются основой нашего понимания счастья.
Подсознательно мы все время стремимся выглядеть как можно привлекательнее, чтобы привлечь к себе внимание, а так же расположение других. А развить появившуюся симпатию в глубокие чувства можно лишь благодаря красоте души. Никому не нравится находиться в обществе эгоистичных гордецов, какими бы внешне красивыми они ни были. Но к добрым и искренним людям нас тянет всегда. Чтобы вызвать к себе любовь окружающих, мы должны обладать притягательными для других качествами. Это значит, что, искренне стремясь к возвышенным отношениям, человек просто вынужден становиться лучше.
Все наши взаимоотношения можно рассмотреть с позиции любви. Любой наш поступок по отношению к другим — это, по сути, или проявление любви, или своего рода крик о помощи из-за её отсутствия. Когда кто-то искренне стремится доставить радость окружающим, мы можем увидеть в этом проявление любви. И, наоборот, любой поступок, совершённый с намерением причинить другим боль, сообщает нам о том, что этот человек глубоко несчастен, и он подсознательно хочет силой привлечь к себе внимание или отомстить за недостаток любви. Также очень часто вследствие недостатка любви люди начинают пить, употреблять наркотики, испытывают чувство страшной пустоты и одиночества.
Как это ни парадоксально, но больше всех в нашей любви нуждается именно тот, кто в данный момент меньше всего этого достоин. Но, к сожалению, многие люди не понимают, что плохое отношение окружающих к ним вызвано плохими чертами их характера. Это похоже на заколдованный круг: человека никто не любит из-за его дурного характера, и он продолжает к другим относиться плохо, испытывая острый до боли недостаток хорошего внимания. К сожалению, люди заходят в такой тупик из- за того, что думают только о себе, причиняя страдания даже тем, кто им желает добра, всё больше и больше требуя для себя. Единственный выход из этого тупика- изменение своих внутренних ориентиров и ценностей.
Одна из основных причин страданий людей в наше время заключается в том, что мы начинаем ценить мёртвые материальные вещи больше, чем развитие хороших взаимоотношений с живыми людьми, чем развитие своих хороших, возвышенных качеств, за которые нас действительно любят. Это и есть кризис нравственных ценностей – ситуация, когда люди начинают ценить деньги больше, чем отношения друг с другом. Причиной этого является ориентация внимания людей на материальные вещи с целью их сбыта с помощью всех видов СМИ и технологий различного типа — от НЛП до привлечения внимания детей. И это понятно: за продвижение товаров на рынке производители платят хорошие деньги. Но за рекламу возвышенных отношений сегодня не платит никто. И это – причина того, что современное общество ориентировано на потребление, а не на духовный прогресс. Духовные отцы говорят нам о том, что духовный мир – это мир отношений, возвышенной чистой любви, которой мы все здесь должны научиться, чтобы воссоединиться вновь с Богом. Духовность – это чувство внутреннего единения человека со всем окружающим миром, со всеми другими людьми. Поэтому духовный прогресс – это прогресс отношений.
Цель духовных всех практик именно в этом и заключается — в том, чтобы трансформировать эгоизм человека в любовь. Эгоизм – это забота только лишь о себе, тогда как любовь – это забота о благополучии других.
Когда человек сосредоточивается преимущественно на материальных вещах – он развивает в себе потребительское отношение к жизни. Общество потребителей формирует потребительское отношение людей и по отношению друг к другу, — именно поэтому сегодня так много разводов. Все отношения в потребительском умонастроении – это различные методы эксплуатации людьми друг друга: эксплуатация жены мужем, эксплуатация мужа женой, детьми – родителей, родителями – детей, подчинённых – начальником, начальника – подчинёнными и т.д.
Но когда человек ориентирован на благополучие других, на прогресс отношений, все его отношения – это различные формы заботы, служения другим: забота мужа о жене, забота жены о муже, забота родителей о детях, забота детей о родителях, забота начальника о своих подчинённых, забота главы государства о людях, забота людей о своём президенте, т.п.
Психологи отмечают, что, когда человек сосредоточивается на благополучии других, на своих отношениях с другими – в нём развивается человеческий тип психики. Но когда люди сосредоточиваются только на материальных вещах – они становятся социопатами, опасными друг для друга, готовыми ради денег на всё: убить, предать, изменить, продать Родину и т.д.
Социопаты заботятся об удовлетворении только лишь своих чувств, их чувства других не волнуют; тогда как человек с человеческой психикой заботится о чувствах других (поэтому социопаты гордятся количеством сексуальных контактов, а люди с человеческим типом психики дорожат верностью своему спутнику жизни, в том числе даже ещё и до свадьбы – целомудрием)
Когда люди сосредоточиваются лишь только на тех удовольствиях, которые они получают через материальные вещи – их это делает хуже, потому что они стремятся использовать власть, деньги и силу, для своего личного наслаждения, а так же для порабощения и подавления других, для возвышения себя над другими – и это разъединяет людей.
Но когда люди сосредоточиваются не на своей личной корысти, а на благополучии других – они используют свою силу, таланты, власть, деньги в служении другим; это объединяет и возвышает людей, потому что божественное предназначение любой энергии, силы – забота об остальных.
Святые и те, чьи стремления бескорыстны, всегда очень счастливы и неутомимы в труде ради блага других. И, наоборот, чем ниже мотив, – тем ниже и эффективность труда, и тем сильнее человек психически истощается. В последнее время в России так же, как и во всем мире, всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о «синдроме профессионального выгорания», причина которого заключается в подмене систем устремлений людей с «жить ради блага других» на «жить только лишь для себя».
Эффект профессионального выгорания — это эмоциональная, психическая и физическая усталость, когда человек уже не хочет ничего делать, не видит в этом смысла — хотя раньше он мог быть очень хорошим, ответственным работником, примером для других сотрудников. Как правило, потеря всех внутренних сил наступает через 4–5 лет интенсивной работы ради внешних целей: престижа, карьеры и денег или же просто ради выживания. 30 % населения Америки страдает депрессией именно по этой причине — эмоционального, психического и физического истощения вследствие эгоистической, низкой, сугубо материальной системы их ценностей. Люди просто закрыты для эмоциональной духовной подпитки как от других окружающих, так и в сердце — от Бога.
Также синдром выгорания проявляется, когда человек работает не по призванию и делает что-либо не потому, что его это вдохновляет, а потому, что «так надо», «так все делают», потому что это «престижно», только лишь ради денег, — потому что он думает, что по-другому не выживет.
Но когда человек живет, чтобы радовать своей жизнью других, в духе служения Богу – он работает не там, где ему больше заплатят, а там, где он принесёт больше пользы другим, раскрыв заложенные в него от природы таланты. Парадоксальный эффект, замеченный так же и на примере СССР заключается в том, что чем более человек ориентирован на благополучие других — тем выше эффективность его труда и тем качество того, что он делает! В этом и состоит обязанность ориентированных на прогресс общества руководителей предприятий и глав государства и ведомств: ориентировать людей на заботу о людях.
Когда человек поднимается до уровня чистых духовных мотивов — он начинает выполнять всю работу как подношение Богу. Такой человек никогда не обманет, не схалтурит — наоборот, будет все делать самым достойнейшим образом, потому что его деятельность едина с его смыслом жизни. Благодаря такому подходу можно быстро и легко достичь духовного совершенства.
«В жизни все очень просто будет и легко, если ты просто решишь все делать для Бога, ради Бога и во славу Божию. Все в жизни и душе сразу станет на свое место» — Архимандрит Иоанн Крестьянкин
В сознание людей сейчас внедрена масса ложных идей — информационных вирусов, один из которых: «Деньги есть зло, и духовность — это отказ от денег!» В действительности, это – ложное отречение. Истинное отречение – это отказ не от денег, а от эгоизма, и оно ведет к процветанию общества. Лень, бездействие — это не отречение, а проявление эгоцентризма. Духовные люди отнюдь не ленивы! Ощущение вечности им не мешает творить, наоборот: они не теряют зря ни секунды возвышенной своей жизни! И творят они не из эгоизма, они проявляют любовь — активно, творчески.
Для бизнесменов со здоровыми устремлениями важно не то, какого положения в обществе они достигли в результате своей профессиональной деятельности, а то, какими людьми они стали в итоге. Они понимают, что успех — это не достижение эгоистических целей, а их внутренний личностный рост.
Важнее всего не результат его внешней деятельности как таковой, а то, что происходит с человеком в процессе его достижения — его становление как гармоничной личности, реализация его талантов и потенциала на благо мира. Цель ориентированного на личный духовный прогресс бизнесмена – не пустое накопление денег; она — в том, чтобы создавать что-то действительно нужное, полезное людям, помогать им достигать счастья и успеха в жизни, способствовать исполнению их желаний. Такой бизнесмен понимает, что чем выше его положение, чем больше его сфера влияния – тем больше ему нужно служить миру, тем большая на нем ответственность. Такие люди знают: счастливыми мы становимся настолько, насколько мы полезны окружающим. Быть гармоничной личностью — значит, жить в потоке любви — так, чтобы всей своей жизнью, в том числе и работой, нести благо другим.
Мы с вами живём в период противостояния двух систем ценностей: потребительской (очень опасной для общества) «жить для себя» и — гармоничной общечеловеческой «жить вместе с другими и для других». И каждый бизнесмен, каждый ответственный человек должен приложить все усилия для того, чтобы сохранить в обществе для наших детей высший тип ценностей. Восстановление здоровых систем ценностей в обществе может произойти очень быстро через восстановление культуры почитания женщин как матерей. Любовь матери – это эталон жертвенной, чистой, возвышенной и бескорыстной любви.
Нам нужно разрабатывать и внедрять на всех уровнях общественной жизни проекты, которые будут учить мальчиков видеть в девочках будущих матерей и всячески защищать их; проекты, которые будут учить мужчин видеть в каждой женщине чью-то мать, уважать их за это. Девочки с детства должны хорошо понимать, что главное предназначение женщины – стать матерью, беречь себя для этого.
Мама – святое понятие для каждого. И через эту понятную для каждого святость, через возрождение культуры заботы о женщинах как о матерях мы сможем защитить наших детей от потребительского отношения друг к другу, направив их по пути умножения в этом мире любви. Лишь только заботясь о благе других, человек может и должен стать лучше. Таков путь Любви.
С теплом, Александр Евгеньевич Усанин .